Разборы фильмов

«Шоколад», 2000, США, Великобритания

03.09.2022  00:00

Это очень вкусный, уютный, тонкий, светлый, глубокий, психологичный, с гедонистическим оттенком фильм, повествующий нам историю о Виенн и ее маленькой дочери Анук. Чем-то Виенн похожа на Мэри Поппинс, для которой ветер также был средством и поводом передвижения. Но это история для взрослых - о любви, о трансформации, о смелости и о своем пути. И главным героем этого фильма стал никто иной, как Его Величество Шоколад – искуситель и провокатор, сближающий людей, раскрывающий их сердца и дающий им возможность праздновать жизнь.

О чем этот фильм?

  • О родовых сценариях.
  • О балансе традиций и индивидуальности, порядка и хаоса, консерватизма и революционных трансформаций, свободы и аскезы, долженствования и удовольствия, поста и карнавала.
  • Об удовольствии и гедонизме, об умении наслаждаться жизнью и оставаться собой.
  • О застое и трансформации, о свободе и выборе, о поиске своего места.
  • О мужском и женском, о любви и страхе перед близостью.
  • Об умении выдерживать конфликт между своим выбором и тем, что диктует социум.

Но давайте обо всем по порядку.

Одна из ключевых тем фильма – это родовые сценарии и традиции. На переднем плане мы наблюдаем историю Виенн, которая живет по заветам семейного сценария, переданным ей от ее матери. Этот сценарий толкает ее следовать за ветром. И ветер здесь – это прекрасная метафора. С одной стороны, это безграничная свобода. Но, с другой стороны, это образ перекати-поля, без кола и двора, вечно движимого неведомыми силами неведомо куда, непонятно зачем и для чего. Это образ объекта, зависимого от внешних обстоятельств, не имеющего своей воли и не принадлежащего ни к одному месту на земле.

При этом важно понимать, что для психики важны стабильность и предсказуемость. Это ее базовые потребности. Ей важно иметь опоры, реперные точки, вокруг которых она будет выстраивать персональную картину мира. Без этих реперных точек она будет терять стабильность и ориентировку в пространстве и времени.

Для Виенн ее кочевнический образ жизни - это «норма», она следует за ветром, чтя материнские заветы и прах. Она живет по законам не-привязанности, избегая близости и обещаний.

И эта свобода дает ей силы и право не зависеть от мнения окружающих, идти СВОИМ путем, проповедовать свои ценности и идеалы. Но вот вопрос - насколько они (ценности) действительно ЕЁ, и насколько ей в этом комфортно. Забегая вперед скажу, что её вера в подобный образ жизни пошатнулась после встречи с Ру, который, обладая схожими принципами и еще большей свободой, смог развернуть её к себе и показать ей то, что она ранее не замечала.

Так работают родовые сценарии. Вы живете в какой-то парадигме, воспринимая ее как само собой разумеющееся, даже не задумываясь о многих вещах и не предполагая, что может быть как-то иначе. По крайней мере, для вас. А временами вы даже действуете против своей воли и желаний, не в силах совладать с силой убеждений и какой-то внешней ведущей вас воли. И ветер – это метафора именно такой силы, навевающий вам волю и заветы предков.

Как же Виенн удалось изменить этот сценарий и освободиться от влияния ветра – воли предков? Все началось с появления Ру, героя Джонни Деппа. Он стал для нее силой, к которой она прислушалась, потому что он был из того же «племени» свободных странников, что и она. Он стал первой мужской фигурой, разделяющей ее ценности и картину мира. До него те мужские фигуры, которые присутствовали в жизни женщин ее рода, были из другого мира, из другого теста. Они не могли быть авторитетами для этих женщин, не могли восприниматься на равных. Но Ру был другой, не такой, как предыдущие мужчины ее рода. Он был из ее «племени», разделял ее взгляды. И он был Мужчиной. Мужская энергия, мужская сила – это то, чего не было раньше в жизни Виенн. С его появлением в ее жизни появился баланс, и появилась опора.

Мужская энергия дает женской опору и границы. Женская энергия текучая, плавная, заполняющая собой то пространство, которое предоставляет ей Мужчина. Мужская энергия – это берега для творческой созидающей силы Женщины. Виенн была волшебницей, Женщина-Весна, способная вдохнуть Жизнь в то, что замерло и скукожилось. Она стала своего рода шоколадным психотерапевтом. Она несла людям Радость и наслаждение в чистом виде. Она давала людям возможность и способность становится живыми, чувствовать и праздновать жизнь. Но после она шла дальше, продолжая распространять свой живительный шоколадный аромат во все новые и новые места и сердца людей.

И здесь хочется дать короткую справку о шоколаде, вернее о какао, из которого делается шоколад. Родина какао – центральная Америка. Местные жители - майя - считали какао лекарством и использовали в ритуалах и церемониях. Для них это был священный напиток, и они верили, что основное его свойство – раскрывать сердца. При этом использовали они его без добавления сахара, но с добавлением перца. Поэтому у них он был не сладостью и лакомством, а горьким церемониальным напитком. Делать из какао шоколад стали уже европейцы, превратив его в гедонистический символ наслаждения и удовольствия. Но вернемся к нашей героине.

Итак, Ру внес в жизнь Виенн недостающий элемент – мужскую энергию, и помог ей остановиться и услышать себя и свои потребности. Когда он спросил ее о дочери Анук, как она переносит такой кочевой образ жизни, Виенн сначала ответила, что ей нравится и все отлично. Но это не было правдой, и мы несколько раз в фильме видим, как Анук сопротивляется передвижениям, и как ей непросто с этим справляться. Когда Виенн это осознала, она смогла посмотреть и на себя. Насколько ей легко это все дается, и где в этом всем ЕЁ выбор и её решения.

Здесь хочется обратить внимание на еще одну особенность Виенн. Она прекрасно умела справляться, бороться,  спасать и раскрывать других, но она абсолютно не умела все это присваивать и принимать в свой адрес. Это история про нарушенный баланс брать – давать. Она прекрасно умела отдавать, но абсолютно не умела принимать. Она была Спасателем для других, оставаясь не в силах спасти себя. Ру стал тем, кто стал спасателем для спасателя.

Рискну предположить, что ее неспособность помочь себе, ее привычка отдать, но не брать, были связаны со страхом близости, которая воспринималась ею как зависимость и привязанность. А это в свою очередь противоречило ее жизненной концепции – двигаться по велению ветра, читай внешних сил. У нее как будто бы не было права распоряжаться собой. Но на том жизненном отрезке, который мы наблюдаем в фильме что-то пошло не так. Что-то пошло по-другому.

И тут не последнюю роль после Ру, на мой взгляд, сыграла Арманда – пожилая женщина страдающая диабетом, сдавшая ей помещение под магазин. Арманда стала для нее своего рода альтернативной матерью, предоставившей ей территорию – место для того чтобы БЫТЬ. Арманда стала матерью, которая умеет держать место, а не бежать, предоставлять и держать. Свободолюбивая и жизнелюбивая Арманда взяла Виенн под свою опеку, не дав той взять над собою шефство, как это обычно делала Виенн с остальными людьми. Арманда первая в городе пошла на открытый контакт с Виенн, несмотря на все попытки Мэра и города вытеснить Виенн с ее магазинчиком. Арманда поддержала ее против чопорного лицемерия жителей этого городка, ведомых маниакальной упертостью консервативного графа. Не последнюю роль в этом процессе сыграл эпизод с днем рождения Арманды. Именно с помощью этого события Арманда окончательно легализовала роль и место Виенн в этом городке. А прожив смерть Арманды, Виенн смогла отпустить и свою родную мать. Именно тогда стала возможной история с разрушением урны. Очень символично, что в этом ей помогла её собственная дочь, которая явно тяготилась этим семейный сценарием. И на тот момент в силу всех произошедших событий Виенн уже была внутренне готова к такому повороту событий.

Интересна во всей этой истории роль графа – мэра города. Он стал воплощением консерватизма и аскетичности, традиций и догм. В истории трансформации этого города он сдался последним. Ему пришлось пройти нелегкий путь борьбы с самим собой и со своим искушением. И, как всегда, крайности рождают крайности. Длительное строгое воздержание и аскеза привели его к жесткому срыву и болезненности изменений. Но при такой ригидности иного пути ожидать не приходилось. И его трансформация стала окончательной победой, сломом старых сценариев, после которого наступила оттепель и город оттаял. Граф – символ жестких ригидных родовых традиций, бездумного следования правилам и отрицания реальности и живого человеческого тепла. Его слом – символ того, что Виенн смогла сделать с городом и с со своими собственными родовыми догмами, которые уже давно душили ее и мешали быть собой.

Вообще, есть версия, что все жители городка – это субличности самой Виенн. Ру – ее мужская часть, ее Анимус, Арманда – мать, граф – отцовская фигура, Анук – ее внутренний ребёнок, Жозефина – ее тревожная, немного сумасшедшая часть, которую она смогла отогреть и успокоить, сделав ее жизнь более устроенной и безопасной. Пожилая женщина, которая ждала своего возлюбленного, который, как оказалось, погиб даже не во 2ю, а в 1ю мировую войну – это метафора абсолютно неактуальных ожиданий и сценариев. Дедуля, который в силу того, что эта пожилая женщина отпустила своих скелетов и освободила место, смог преодолеть свой страх и подойти к ней – метафора преодоления страха близости и отношений. И т.д. и т.п.

Каролина, дочка Арманды, запрещающая ей общаться с внуком, увидев праздник на корабле и то, какие они там живые и счастливые, смягчила свое сердце, отпустила свои страхи и таки позволила любви и мягкости найти свой путь к сердцу ребенка. И это еще одна история преодоления тревоги и страха на пути к близости и любви. Интересный момент – у мальчика периодически шла кровь носом. Психосоматически  это метафора переизбытка зажатых чувств. Проложив дорогу этим чувствам, Виенн сделала еще один шаг навстречу своему внутреннему ребенку, а значит и к себе.

Вообще, когда жители городка в минуты ее отчаяния помогли ей приготовить шоколад, они вернули ей то, что она им дала. Они оказали ей поддержку и отблагодарили. Это был очень важный и значимый момент для нее, и он позволил ей заземлиться и увидеть, что она тоже достойна поддержки и заботы. Это ослабило ее «защиты» и тоже помогло развернуться к себе.

Интересен еще образ молодого священника, попавшего в зависимость от мэра города. Это метафора того, как социальные структуры подминают под себя идеологию. А еще отец Анри как представитель духовенства – это метафора Души. И когда город ожил, ожила и Душа.

А еще был Пантуфль – игрушка-кенгуру Анук. Он был единственным членом семьи, чьи потребности учитывались, поэтому Анук могла говорить о себе через него. Пантуфль – это ее воображаемый мир, территория безопасности, прообраз отсутствующего отца, создающего эту территорию безопасности. Но с появлением в жизни Виенн и Анук Ру, эта потребность была закрыта, и Пантуфль смог уйти. Это история взросления и инициации Анук, по совместительству внутреннего ребенка Виенн. Когда она признала, приняла право на свои потребности и желания, когда она взяла ответственность за них на себя, его присутствие как посредника стала неактуальным.

Но вернемся к истории Виенн и событиям фильма. Финальной точкой ее личной трансформации стал эпизод, когда вернулся Ру «чтобы починить дверь». Понятно, что это был всего лишь повод. Но у этого «повода» ключевая, на мой взгляд, роль во всей этой истории. Незакрывающаяся дверь – это символ отсутствия права на личную жизнь, личную территорию, безопасность, личные границы, приватность. Я могу закрыть дверь и не впустить то, что мне не нравится, или того, кто мне неприятен и не интересен. И наоборот, незакрывающаяся дверь говорит о том, что у меня такого права и такой территории нет. А еще это способ закрыться от Ветра. До этого момента жизнью Виенн управлял сквозняк: что надуло - туда и понеслось. Дверь же – это право Виенн самой решать, как ей жить, и кого впускать в свою жизнь, а также когда и куда идти. Так что суть этого фильма именно в этой метафоре – пришел Мужчина и починил Дверь, читай восстановил границы и легализовал ее право самой решать, как ей жить.

Женщина вдыхает жизнь в те правила, которые устанавливает мужчина!

Помните, я вначале писала о том, что мужчина – это берега для женской энергии. И здесь роль этих «берегов» сыграла Дверь. А границы для женщины обеспечивает именно мужчина. Сначала отец, а потом партнер. И благодаря наличию таких «дверей» мы имеем право решать - следовать ли нам родовому сценарию или нет, и если да, то в какой мере.

Так что вот такая вот история трасформации и освобождения Виенн от родовых историй случилась в этом замечательном глубоком и вкусном фильме.

На что еще хочется обратить внимание в связи с этой теплой волшебной историей, разворачивающейся перед нами на экране?

Кроме истории трансформации Виенн, этот фильм учит нас наслаждаться жизнью, быть в моменте здесь и сейчас, замечать реальность и чуствовать вкус самой Жизни через метафору Шоколада.

Традиции, ритуалы, правила, ценности, разумная аскеза – это все безусловно важно. Без них человек превращается в ветер, теряет опору и устойчивость. Но в этом фильме нам наглядно показывают, то одними традициями сыт не будешь, что если дать им волю и следовать только им, то пространство становится серым и безжизенным. Вместе с традицией и консервативными ценностями людям необходим «воздух» - удовольствие, праздник, свобода выбора. Виенн для них стала посланником удовольствия, раскрывая их души и растапливая сердца. Ру – праздничный глашатай, всколыхнувший давно забытые жителями этого города чувства радости, легкости и подъема. Вместе Виенн и Ру вдохнули в этот город Жизнь и наполнили его Любовью. Это история про баланс Порядка и Хаоса, где Порядок – это правила и структура (традиции и закон), а Хаос – это Жизнь (чувства, движение, свобода).

Еще один интересный аспект этого фильма, на который хочется обратить внимание, – это тема поиска «своего места». Виенн и Анук путешествуют по городам, и когда они приходят в этот город, звучит фраза – «и этот город такой же». И разочарование. Это история про поиск идеального места, идеального партнера, идеальной работы… не важно чего, главное – поиск идеального. А его не существует. И тогда здесь, в этом городке, меняя его реальность, они находят то, чего им давно не хватало – принятия и поддержки. Для меня это месседж о том, что не ищите идеальное – делайте себе хорошо там, где вы уже есть. Не всегда это возможно, но во многих случаях – вполне. Главное - это не потребительство, а созидание.

Хотя тут же хочется обратить внимание вот на что… Виенн и Ру принесли в этот город весну, вдохнули в него жизнь и пробудили его ото сна. Они стали своего рода терапевтами, спасателями для этого города. Но этот город - не зона их роста. И лично мне хотелось бы, чтобы со временем они нашли тот город, который будет им соответствовать, будет им по размеру. Город, где можно не только отдавать, но и брать, принимать. Город, который поможет им вырасти самим, а не только помогать местным жителям. Город, который станет для них зоной развития. Ну, либо они начнут развивать этот город и развиваться вместе с ним. Это будет смелый и правильный шаг в их судьбе и истории. Поскольку жизнь не стоит на месте, жизнь – это движение и развитие. В этом фильме это особенно хорошо видно.

Можно, наверное, бесконечно писать об этом фильме, потому что количество богатейших метафор и слоев в нем безгранично. Многие из них мы поднимали на нашем онлайн обсуждении. Именно поэтому я рекомендую присоединяться к нашим обсуждениям – они всегда богаче того резюмирующего текста, который я пишу для вас.

Вообще, хочется отметить, что содержание этого разбора – это коллективное творчество. Идеи для него родились во время нашего обсуждения, и авторами стали его участники, за что я вам безмерно благодарна. Спасибо всем, кто участвовал в обсуждении этого фильма, задавался вопросами и искал на них ответы.

На этом я завершаю свой разбор. Подписывайтесь на канал ПоймиКино и участвуйте в обсуждениях вместе с нами.

С вами была я, психолог Кира Дефонс.