От Эго к Самости. Исцеление нарциссизма.
Фильм снят по мотивам романа Дена Миллмана (главного героя фильма) «Путь мирного воина» и представляет собой философскую притчу. По сути своей фильм и книга являются инструкцией на пути к просветлению – через осознанность, контакт с собой, освобождение и принятие. В общем, все как мы (психологи) любим. А потому обсуждение получилось бурным и насыщенным.
Сюжет фильма построен на биографической истории гимнаста, олимпийского чемпиона Дена Миллмана, который прошел непростой и неоднозначный путь через травму к олимпийскому золоту. Это фильм о внутренней трансформации. Фильм очень сновидческий: он метафоричен, архетипичен, с философским посылом и психологическим подтекстом. Я предлагаю пройти этот путь вместе с Миллманом и проследить этапы его трансформации.
Итак, в начале фильма мы видим довольно заносчивого, очень амбициозного и достаточно успешного молодого человека. Ден Миллман умен, хорош собой и подает большие надежды в своем виде спорта. Но, судя по всему, все не так прекрасно, как хотелось бы. По ночам ему снятся кошмары, а внутри его гложет странная неудовлетворенность и пустота.
Фильм и начинается с одного из его кошмаров, в котором он ломает ногу и видит странного человека в разных ботинках: один старый, другой новый. Это очень интересная аллегория. Обувь – это, с одной стороны, символ статуса и опоры, и, с другой стороны, ноги – это способ двигаться. И здесь, похоже, авторы хотели показать нам метафору двух путей развития – старого и нового. Таким образом, мы понимаем, что главный герой в данный момент жизни находится на развилке своего жизненного пути.
Проснувшись от кошмара, Ден идет прогуляться посреди ночи и на ближайшей заправке знакомится со странным человеком, на котором он видит те самые разные ботинки из своего кошмара. Впоследствии он назовет его Сократ, в силу его философского склада ума и способа взаимодействия. Интересна также аллегория «заправки»: место заправки топливом для движения - место, где живет ресурс. Станция обслуживания – место починки средства передвижения, в этом месте начинается его путь трансформации. Т.е. мы видим, что запрос есть, он сформирован. А под запрос находится и Учитель. Ну и место более чем подходящее и метафоричное.
Ден Миллман хочет сделать то, что ранее до него никто не делал. А для этого необходимы и новые пути решения, новые стратегии, и дополнительный ресурс. И Сократ даст ему и то, и другое. Но сначала он его удивит, оказавшись в мгновение ока на крыше, т.е. сделав то, что в сознании обычного человека кажется невозможным. Это именно то, что нужно Дену.
Первый вопрос, который Сократ задает Дену, – «ты счастлив?». И этим вопросом он разворачивает Дена лицом к самому себе и выстраивает его систему ценностей в правильной иерархии. Отвечая на этот вопрос, Ден понимает, что все внешнее и наносное, что у него есть, не делает его счастливым. А значит счастье где-то в другом месте, и он отправляется с помощью Сократа его искать и находить. Это явный запрос на помощь и расширение сознания и возможностей.
Наблюдая за дальнейшим взаимодействием Дена и Сократа, возникает вопрос: а реальный ли это человек – Сократ? Или это плод воображения Дена? Впрочем, это вопрос без ответа. Есть аргументы как ЗА, так и Против. Сократ несколько раз появляется в его снах, он видит его, во время секса с девушкой. Он разговаривает с ним под крышей спортзала, находясь в метапозиции по отношению к самому себе. Сократ может быть как реальным человеком, так и собирательным образом, плодом воображения и квинтэссенцией мудрости и интуиции самого Дена Миллмана. В жизни, конечно, сложно пройти такой путь в одиночку, и важно иметь хорошего наставника и помощника. Но если задаться целью и проявить твердость характера, то, наверное, можно справиться и самому, опираясь на опыт и мудрость поколений, воспринимая как учителя каждого встретившегося человека.
Далее происходит несколько встреч Дена и Сократа, во время которых Сократ учит Дена слышать самого себя и быть в контакте с собой и миром. Но он также обозначает его базовые страхи и сомнения. Сократ видит, что происходит у Дена внутри. Он рассказывает и показывает Дену, как можно управлять собой, как обрести независимость и как развить глубокую концентрацию ума.
Люди вечно твердят, что тебе делать и думать… они не хотят, чтобы ты думал, они хотят, чтобы ты принял их ответы.
Я хочу, чтобы ты перестал брать информацию извне и научился искать ответы в себе
Люди бояться заглянуть внутрь себя. А ведь именно там скрыто то, что они ищут.
Все это завораживает и подкупает Дена и откликается тому, что он сам чувствует. Своим примером Сократ демонстрирует Дену запредельные возможности и приглашает пройти этот путь. Все это не только совпадает с целями самого Дена, но и очень точно попадает в его нарциссическую травму. В какой-то мере этот фильм – это путь исцеления нарциссических травм. Движение от достигаторства Эго к познанию Самости. Есть версия, что Сократ – это и есть Душа самого Дена.
И здесь очень интересна еще одна аллегория – Башня, которая неоднократно появляется в кадре в первой половине фильма. Это очень высокое фаллическое сооружение, возвышающееся над городом, олицетворяющее и нарциссизм и амбиции самого Дена. Чуть позже эта Башня, как и полагается, сыграет свою роль в этой истории.
А пока Ден учится освобождать свой ум от мусора, постигает дзен и учится быть настоящим «воином духа».
Выбрось мусор из головы. Мусор – это единственное, что скрывает от тебя момент здесь и сейчас.
Вскоре Ден впервые сталкивается с силой учения Сократа, и у него получается сосредоточиться на моменте и блестяще выполнить упражнение на брусьях, когда один из ребят его команды сломал руку. Этот успех окрыляет Дена. Он поверил в слова Сократа и готов на все. Он отказывается от мяса, секса, алкоголя и наркотиков и старательно постигает силу мудрости и бытия… Но довольно быстро становится понятно, что свои успехи в освоении новых навыков Ден использует не для принятия и смирения, а для нарциссического самолюбования и еще большей конкуренции со своими товарищами. И Сократ его довольно жестко фрустрирует, отправляя домой после того, как Ден пришел к нему хвастаться своими успехами. Это отвержение, а для нарцисса это смертельно. Но Сократ учит его смирению и человечности, и потому они оказываются под крышей спортзала, где находясь в метапозиции Ден наблюдает за тренировкой в спортзале, слышит мысли других ребят и тренера и видит сам себя со стороны. Это оказывается очень целительно для Дена – увидеть себя со стороны, увидеть, как выстроены его взаимосвязи с остальными членами команды. Он видит свою заносчивость и неуверенность остальных членов команды и понимает свою обособленность от остальных. Дену еще только предстоит встроиться в эту команду по-настоящему, на равных. Для нарциссов это бывает очень сложно. В их восприятии есть они и все остальные. И в такой конфигурации они чувствуют себя очень одиноко и пусто. В своем стремлении быть лучшим и завоевать любовь и признание они сами себя делают отверженными заносчивыми изгоями. И страдают от глубокого одиночества.
После этого видения Ден испуган и подавлен. Его спесь сбита. Теперь можно приступать к реальному «обучению». Но все не так просто, не так радужно и прекрасно. Нужно заниматься черной работой и отказываться от удовольствий. Для Дена это настоящее испытание. Он приходит в уныние и теряет форму. Это момент, когда старые механизмы уже не работают (он слишком много узнал и понял за это время), а новых еще нет.
Это период «черной работы» по расчистке «авгиевых конюшен» его внутреннего ада. Он протирает лобовые стекла машин – очищая свое видение, убирает мусор на заправке, а параллельно из своей головы, моет туалеты, освобождая свое сознание от «говна»…
Это очень тяжелая и сложная психологическая работа. Задача Дена была сломать Эго, чтобы из под его руин проросла Самость. И если бы у Дена хватило внутренних сил ее пройти и завершить, мы бы с вами наблюдали совсем другую историю. Но, как обычно в таких ситуациях, если человек не справляется сам, включается провидение. В данном случае таким провидением стала авария.
Это тоже очень интересная аллегория – авария. Это метафора того «перелома», который произошел в сознании Дена. К тому же, по сюжету это была правая нога. С точки зрения психосоматики, нога – это движение, правая – социальное. Т.е. это и был по сути своей слом привычного социального мировоззрения и пути развития. Да, болезненный и очень тяжелый. Но по-старому уже было никак, а вот по-новому…
Прежде, чем Ден перестроился на новый путь развития, произошел еще один очень важный и знаковый инцидент, который сыграл ключевую роль в его трансформации. Это эпизод на Башне, которая в этот раз сыграла свою роковую роль.
Ден не сразу смирился с новым положением вещей (потерей физической формы и раздробленной ногой) и осознал всю глубину происходящих процессов. Сразу после того, как он более-менее восстановился, он захотел вернуться в старое русло и встать на старые рельсы. Но отказ тренера продолжать сотрудничать с ним привел его в дикое отчаяние. Слом надо было прожить не только через травму, но и через отчаяние. Охваченный осознанием, что он не сможет вернуться в прежнюю жизнь, он разбивает все свои предыдущие награды (символ эго и прежней жизни) и совершает попытку суицида.
И здесь снова появляется та самая Башня, которую мы наблюдали в первой половине фильма – символ социальности, маскулинности и амбициозности. Забравшись на нее посреди ночи, он сталкивается с самим собой, но прежним. Это еще одна проверка на прочность его решения и намерений. Назад дороги нет. Это разрушение образа прежней жизни и прежнего себя. В итоге, он сбрасывает сначала свой костыль, а потом и свой фантом, свою прежнюю идентичность в бездну и возвращается к Сократу, с которым начинает свой новый путь к невозможному.
Ведь с самого начала его целью было сделать невозможное – то, что раньше никто не делал. А значит и путь к этой цели должен был быть невозможным и экстраординарным. Все как заказывали.
Его возвращение к Сократу начинается с того, что они пытаются завести машину. У них это получается не сразу. Эта «машина» должна поехать на новом «двигателе», по новому маршруту. И здесь без новых стратегий и нового мышления не обойтись.
Затем Сократ отправляет его на капот старой машины, которая давно не на ходу, думать о ценностях своей жизни. Машина как средство передвижения – одна из ключевых метафор этого фильма. А заправка и станция техобслуживания – как аллегория психотерапевтического кабинета.
Далее мы наблюдаем очень поучительный и забавный эпизод с Сократом и Деном в баре и их встречу с хулиганами на улице. С помощью этого эпизода Сократ демонстрирует Дену истину о том, что сложнее всего любить тех, кто больше всего в этой любви нуждается. А также показывает ему, что знание не равно мудрости. А мудрость – это применение знаний на практике.
После этого эпизода происходит примирение Дена с его друзьями, где он просит у них прощения. Это еще один ключевой пункт пути, так как именно в нем Дену наконец удалось смирить свою гордыню.
После этого Сократ инициирует процесс преодоления страхов, сожалений и сомнений, учит его тому, что путь не есть цель, что настоящая сила воина в уязвимости, что важно уметь любить то, что делаешь, и делать то, что любишь, что контроль – это иллюзия, что нет начала или конца – есть лишь действие и момент здесь и сейчас. Начинается период восстановления после слома и время активных тренировок. Это стало возможным только после того, как старое действительно ушло в прошлое, было сломлено и отпущено.
Во время своего путешествия на гору, где Сократ показал Дену в действии принцип фокусировки на действии, а не на результате. Цель – это иллюзия. Мы ждем ее, но не знаем какой она окажется на самом деле.
Там же Ден сформулировал три основные правила Жизни.
Парадокс. Жизнь это тайна. Не трать зря время, стараясь постичь ее.
Юмор. Относись ко всему с юмором, особенно к себе. Это безграничная сила.
Перемены. В жизни все меняется.
После всего этого ему пришлось еще немного повоевать с тренером, чтобы доказать свое право быть в команде. И в итоге получить то, о чем он мечтал с самого начала, – олимпийскую медаль. Достойный путь достойного человека.
Вообще очень интересны и аллегоричны персонажи этого фильма. Тренер, о котором мы так мало говорили в процессе разбора, - это олицетворение социальных догм и правил. Он твердо стоит на земле и опирается на общепринятые социальные правила и то, что подтверждено реальностью. Это фигура внутреннего Контролирующего Родителя. Ден, которого мы видим в начале фильма, – олицетворение внутреннего ребенка, который дофига всего хочет, он хочет медальку и становится двигателем прогресса. Сократ может выполнять как роль Учителя Дена, так и его Души. Кроме того, мы можем рассматривать его как фигуру внутреннего Взрослого, которая спрашивает: а чего хочешь ты сам? И есть Джой, которая просто говорит: я вижу тебя, ты есть. Некий безоценочный принимающий свидетель, необходимый для принятия себя.
Вот такой вот непростой и неоднозначный путь прошел Ден Миллман для того, чтобы получить золотую олимпийскую медаль, сделать невозможное и найти свой дзен. Запрос – интрига – первые успехи – расчистка территории – слом – отчаяние - отпускание старого – смирение – примирение – обучение с нуля – отстаивание права Быть – новый путь.
Присоединяйтесь к нашим онлайн обсуждениям по понедельникам на канале «ПоймиКино» - https://t.me/poymi_kino
А с вами была я, психолог и ведущая канала, Кира Дефонс.
Цитаты из фильма.
Люди вечно твердят, что тебе делать и думать… они не хотят, чтобы ты думал, они хотят, чтобы ты принял их ответы.
Я хочу, чтобы ты перестал брать информацию извне и научился искать ответы в себе
Люди боятся заглянуть внутрь себя. А ведь именно там скрыто то, что они ищут.
Люди считают, что человек – это его мысли. Но они ошибаются. Мозг лишь отражение внешней информации. Он ежедневно наполняет голову миллионом мыслей. Но ты вряд ли увидишь дальше своего носа с помощью этих мыслей.
Эффективность верно рассчитанного действия. Умей применить свою силу в нужное время и в нужном месте.
Первый этап тренировки – выбросить мусор из головы. Мусор – это единственное, что скрывает от тебя момент здесь и сейчас.
Ты сошел с ума. Для этого надо тренироваться всю жизнь.
Настоящий воин медитирует над каждым действием, отпуская свои привязанности, свои привычки.
Сейчас – это все что у тебя есть.
Не Знание – первое правило воина.
Все, что тебе надо делать, это осознавать свой выбор и отвечать за свои действия.
У каждого действия есть свой смысл и своя цена. Воин отвечает за свои действия.
Смерть – это всего лишь переход. Смерть – это не печально. Печально то, что некоторые люди так никогда и не чувствуют жизни.
Когда тебе страшно, используй меч. Возьми его и поруби свой ум на ленточки.
Воин не оставляет то, что любит. Он находит любовь в том, что делает.
Воин полностью уязвим. Это единственная храбрость воина.
Авария - это твоя тренировка. Жизнь – это твой выбор. Твой выбор – быть жертвой или кем ты пожелаешь. Воин действует, а глупец протестует. Нет начала или конца – есть лишь действие.
Знание – это не то же самое, что мудрость. Мудрость – это применение знания.
Он не нужен тебе для того, чтоб забраться на эти кольца и делать то, что ты любишь. Золото – это лишь мечта. Ты не уступаешь своим мечтам. Ты уступаешь единственной вещи, которой у тебя никогда не было и не будет, – контролю. В любом случае, ты уникален.
Нет начала или конца – есть лишь действие.
Путешествие - истинная радость, а не цель.
Просто совершай каждое движение ради самого движения.