Татьяна Кириченко

Разборы фильмов

«На острие», 2020, Россия

02.06.2022  00:00

Очень интересная с психологической точки зрения спортивная драма о двух российских саблистках.

Интересна она несколькими поднятыми в фильме темами:

- во-первых, тема иерархии и конкуренции,

- во-вторых, тема сильных женщин,

- в-третьих, тема пути наверх, к вершинам успеха и сверх-достижений, а значит и тема самоценности и веры в себя,

- а еще этот фильм о том, какую цену мы готовы платить за свой успех.

Фильм, безусловно, очень красивый: красивый и очень изящный вид спорта, красивые актрисы, красивая сильная история. Ну и тот редкий случай, когда отечественное кино качественно снято и срежиссировано. Так что есть, на что посмотреть и о чем поговорить.

Я бы назвала этот фильм «Бой с Тенью».

Одна из самых интересных тем, на мой взгляд, это тема конкуренции Александры и Киры. Александра - зрелая спортсменка на заре своей сольной карьеры. Кира — молодая, отчаянная, дерзкая, только-только делающая свои первые шаги в большом спорте юниорка. Александра – светская львица, утонченная аристократичная столичная прима. Кира – дикий самородок из провинции. Да, очень яркий, очень талантливый, очень стильный и красивый, но все же неотесанный природный дикий алмаз. И тут мы с интересом наблюдаем встречу двух противоположностей, единых в своей сути: аристократизма и провинциальности, зрелости и молодости, отточенности и дерзости, профессионализма и таланта, устойчивости и отчаяния.

При всей своей разности, две героини очень похожи между собой. Похожи своей силой воли, стремлением к победе, внутренней силой, отчаянием и одиночеством, страхом и уязвимостью.

Очень интересно на примере взаимоотношений этих двух героинь наблюдать процесс возрастных инициационных процессов - смены статуса в случае с Александрой и получения признания своего места в системе в случаев Кирой. На протяжении фильма две женщины проходят сложнейший психологический путь: одна – перехода в новый статус Старшей Женщины, Наставника; другая признания и помощи в социализации. Мы видим, как нелегко им обеим. И, тем не менее, они справляются, проходя очень непростые внутренние процессы, ломку и сопротивление.

Для меня это очень похоже на те процессы, которые проходят мать и повзрослевшая дочь в определённый период своей жизни. И мы часто можем наблюдать, как еще не постаревшая мать пытается конкурировать со своей повзрослевшей дочерью, не находя в себе сил перейти в новый статус Зрелой Женщины. А молодые девушки вместо признания силы, опыта и статуса своих матерей борются с ними за право на свою жизнь. Такая постановка вопроса в корне своем бессмысленна.

В случае с Кирой все это усугубляется еще и тем, что ее родная мать предала ее, бросив их с отцом. И Кира не знает - как это получать поддержку и помощь от старшей женщины, быть принятой, быть частью женской команды, частью женской гендерной общности. Она борется с Александрой не на жизнь, а на смерть, пытаясь уничтожить ее, потому что она не знает других способов занять свое место. Она проецирует на Александру свою злость на бросившую ее мать. Александра изначально оказалась не готова к такому повороту событий и первое время сильно нервничает и сопротивляется. Но надо отдать ей должное – она первая признала объективную реальность и приняла Киру как достойную соперницу и преемницу одновременно.

Правда, сначала ей пришлось её победить и доказать свою силу и право на свой статус. После этого их сотрудничество стало возможным. И это, с одной стороны, правильная история, необходимая для того, чтобы Кира признала в ней лидера и наставника, потому как изначально Кира сильно сопротивлялась такому положению вещей и пыталась обесценить Александру и ее заслуги – силу, статус, право старшей. И только столкнувшись с реальной силой и опытом Александры она смогла занять свое место в этом поединке. Место яркой, талантливой, сильной, молодой, умеющей перенимать опыт и признавать опыт старших, чтить их положение и при этом имеющий свое законное место члена общности и команды.

И здесь возникает очень интересная тема женской Силы и агрессии. Часто в нашем социуме проявление женщиной агрессивности и силы не приветствуется, а местами даже табуируется. У нас скорее идеализирован образ инфантильной беспомощной покорной женщины. Её противоположностью является отталкивающий образ грубой брутальной тетки. А вот здорового образа сильной, уверенной в себе, успешной статусной женщины у нас практически нет. Он стал понемногу появляться в последнее время, но пока он только прорисовывается и больше присутствует на экранах, чем в реальной жизни. В реальности такие женщины воспринимаются скорее враждебно и осуждающе, нежели с уважением. И здесь можно провести параллель с архетипами Евы и Лилит. Удобная покорная Ева, созданная из ребра Адама для того, чтобы служить мужчине и обслуживать семейную обитель, полностью вытеснила демонизированную и отвергнутую Лилит. Но изначальной женщиной – сильной и равной в правах с мужчиной была именно Лилит. И в эпоху борьбы женщин за равные права ее архетип восстает из пепла забвения и демонизации, и все больше женщин чувствуют в себе силы и право быть равной и занимать свое место в социуме. И тогда вопрос проявления своей Силы и агрессии как элемента конкуренции и защиты своих прав, целостности становится понятным и естественным. И это ни в коей мере не умаляет привлекательность и сексуальность такой женщины. Скорее наоборот, повышает и обогащает. Правда, тогда и мужчинам приходится соответствовать. Ну что ж, надеюсь это будет хорошим стимулом для развития общества в целом, а не камнем преткновения для больных амбиций отдельных индивидуумов.

Очень интересными мне показались в фильме и мужские фигуры. Начиная с тренера и заканчивая отцом Киры. Тренер авторитарен, брутален и как старый солдат «не знает слов любви». Он действует с позиции силы, подавляет и провоцирует. Отец Киры, алкоголик из провинции, но своей любовью он дает Кире колоссальную поддержку и силу веры в себя. На их фоне очень выгодно выглядит муж Александры. Очень хороший, здоровый образ сильного, спокойного, мудрого, поддерживающего мужчины, равного, умеющего находится не в зависимости или автократии, а в сильных равных отношениях с такой же сильной неординарной женщиной. Кто-то говорил, что он слабак. Но на самом деле надо быть очень сильным человеком, чтобы выдерживать рядом такую сильную женщину с такой непростой судьбой.

Очень интересен эпизод в фильме, когда тренер ставит Александру перед выбором быть сильной или быть «хорошей». Это заведомо невротический и проигрышный манипулятивный ход. Да, это очень распространённая дилемма для многих. И фильм дает нам ответ и показывает вариант, когда не надо выбирать между этими двумя понятиями. Они не противоречат друг другу, а наоборот дополняют. Хотя если в вашем понимании быть «хорошей» - это значит быть всем удобной, тогда да, быть сильной не получится. Потому что Сила – это, в том числе, право поступать в соответствии со своими интересами, что зачастую идет вразрез с интересами окружающих.

И еще важно понимать, что Сила не равна Жестокости. Твердости – в определенных моментах да, но не жестокости и беспринципности. А Любовь не равна Жалости. Жалость к другим или к себе не является проявлением любви, это скорей проявление высокомерия и трусости. А любовь может быть сопряжена с сожалением, но не с жалостью – между этими двумя понятиями пропасть.

Александра не стала жалеть Киру, когда та получила травму. Но она протянула ей руку и научила побеждать боль. В этом и заключается Сила и Любовь.

Интересно, почему все-таки Александра проиграла Кире на олимпиаде. Мне кажется, это связано с тем, что она психологически удочерила Киру. А победить своего ребенка для матери иногда может означать почти «убить» его. Или просто любовь смягчила ее звериный инстинкт по отношению к Кире как сопернице, и в решающий момент она увидела в ней не конкурентку, а свою подопечную. Да, Александра отчаянно боролась в этом поединке и не дала Кире играть в поддавки. Но в решающий момент ей не хватило ярости и ненависти, чтобы победить. И мне кажется, что это, на самом деле, не самый лучший «подарок» Кире. Потому что если ты в 19 лет получаешь золотую олимпийскую медаль, то вопрос: а что дальше?

Еще, мне кажется, интересный момент, не очень хорошо отраженный в фильме, но все-таки затронутый в диалогах Киры с Александрой – это вопрос цели таких людей как они. Для чего человек кладет всю свою жизнь, все силы для того чтобы стать ЛУЧШИМ?! Ну понятно, когда человек стремится быть ХОРОШИМ специалистом, может быть даже ОЧЕНЬ хорошим специалистом. Но ЛУЧШИМ? Зачем, для чего? Что им движет? Ведь на самом деле на этом пути на Эверест горы реальных трупов, сломанных судеб, травмированных покалеченных людей, детей… Для достижения этой цели люди идут на нечеловеческие запредельные жертвы, через боль, страх, отчаяние, лишения…

Это очень сложный вопрос, не имеющий однозначного ответа. Чаще всего это очень одинокие и отчаявшиеся в душе люди. Для них стать «лучшим» - единственный способ получить Право Быть. И  это не фигура речи. Часто у таких людей есть нарциссическая травма и, как следствие, ощущение отверженности и ненужности. И тогда стать «лучшим» для данного конкретного человека – это реально единственный способ заслужить любовь и право существовать. Но тот, для кого они «стараются», обычно не признает их результатов, обесценивая их или восхищаясь ими только тогда, когда те делают что-то совсем запредельное. Так рождается нарциссическая акцентуация, и формируются люди, которые совершают невозможное и двигают этот мир вперед.

Иногда бывает так, что человек просто не видит себя ни в чем другом и полностью себя ассоциирует с определённой деятельностью. И тогда он вкладывается в эту деятельность, вкладывает туда себя всего с головой, и его единственной целью становится вопрос совершенства в выбранной нише. Но в этом случае тоже присутствует в анамнезе отверженность и страх не состояться в другой области.

Вообще, тема конкуренции нормальна и естественна для первой половины жизни, когда молодой человек обучается и строит свою карьеру. Там она на своем месте и абсолютно аутентична. И без здорового права конкурировать и азарта молодому человеку достаточно сложно пробиться в жизни, выстроить свою карьеру и занять достойное место под солнцем. Но ближе к 40 жизненная стратегия обычно меняется с экспансивной и конкурентной на более стабильную и самодостаточную. В нашем менталитете, где зрелость называется старостью и считается чем-то постыдным и является аналогом беспомощности, такой переход может восприниматься как отход от дел и проигрыш. Но это вовсе не так. Если бы мы умели ценить и уважать Старших, это воспринималось бы именно так, как оно должно восприниматься – как переход в более высокий и почетный статус.

Выше я писала о том, что назвала бы этот фильм «Бой с тенью». Для Александры эти события реально стали именно таким боем. Встретив в Кире достойную соперницу, так похожую на саму Александру, ей пришлось встретиться со своими непрожитыми страхами и болью. И помогая Кире пройти этот путь, Александра сама проходила и отпускала непрожитые травмы, отпечатавшиеся в ее психике и мешающие ей идти дальше.

И в этом отношении мне кажется интересным момент вины, которую испытывала Александра перед Кирой за нанесенную травму. Возникает вопрос: реально ли вина двигала Александрой и если бы не вина стала бы Александра тогда помогать Кире попасть на олимпиаду, стала бы она ее обучать и поддерживать? Мне кажется, что Александра все же вышла из парадигмы вины и перешла в парадигму ответственности. Причем, поскольку Кира ей очень напоминала её саму, то ответственности еще и за себя, свою внутреннюю Суть, Силу. Свою травму отверженности она точно таким образом проработала. Как минимум, отстояв Киру перед тренером, она отстояла и себя. Если раньше у нее не хватало на это сил, и за себя постоять было сложно, то через историю с Кирой она вязла реванш за все предыдущие годы. Мне кажется, это было очень немаловажно для нее. И это супер шаг на пути к Зрелости.

Если говорить о Кире, то очень интересный сюжетный ход просматривается в её взаимоотношениях с отцом. Если вы заметили, то Кира проиграла Александре и получила травму именно в тот момент, когда в фильме появился ее отец. Он как будто бы выдернул ее в другое состояние – состояние уязвимости, состояние девочки из провинции, от которой отказалась даже ее собственная мать. Стыд за то, кем является ее отец, попытка сбежать из своего прошлого и стать кем-то другим, но не собой… Именно отсюда рождается так много ярости, силы, болезненной агрессивности, дерзости и вызова окружающему пространству, которые Кира демонстрирует на первых порах во всей красе.

Но это работало, пока это происходило на местечковом уровне. Когда Кира перешла в другую весовую категорию и стала играть на большой арене, это перестало работать. Там актуальны совсем другие правила и мотивы. И ей пришлось вернуться и принять отца, вернуть себе саму себя, занять свое место в системе, и только после этого ей удалось конгруэнтно интегрироваться в систему. В этот момент её отношения с отцом тоже наладились.

С точки зрения психологии отец – это наш проводник в социум. Именно он презентует нас во внешний мир. И если отношения с отцом нарушены, или он сделал это как-то очень криво, наша социальная реализация начинает сильно хромать. Либо человек никак не может найти себе адекватное место под солнцем, либо ТАК вгрызается в эту сферу, что карьера становится единственным имеющим смысл элементом в его жизни. И тогда хромают все остальные сферы жизни – отношения, здоровье, радость.

Ну а для аутентичной здоровой любви к себе нам нужна Мама. Именно ее глазами мы смотрим на себя и свое репрезентацию в мире. И вот такой здоровой сильной и принимающей мамой для Киры стала Александра. Благодаря ей Кира по праву заняла свое место и приняла свою женственность. Да и сама Александра прошла непростой и нелегкий путь принятия себя для того чтобы стать хорошим Наставником для Киры и реализованной достойной Зрелой Женщиной.

Вот такая вот получилась нетривиальная история взросления двух сильных и ярких женщин, каждой на своем этапе непростого пути.

Присоединяйтесь к нашим онлайн обсуждениям по понедельникам на канале «ПоймиКино» - https://t.me/poymi_kino

А с вами была я, психолог и ведущая канала, Кира Дефонс.