Исторический фильм о второй мировой, основанный на удивительной реальной истории парня - убежденного пацифиста, который пошел добровольцем на войну для того, чтобы спасать, а не убивать. Удивительный фильм об удивительном человеке и о незаурядных событиях и судьбе. Кроме того, этот фильм о том, как можно оставаться человеком, несмотря ни на что. И в конце фильма мы видим кадры с реальными участниками этой истории.
В ленте идет речь о молодом человеке по имени Десмонд Дос, американце, который пошел добровольцем во Вторую Мировую и воевал в битве за Окинаву. Десмонд по религиозным соображениям отказался брать в руки винтовку и пошел на фронт только с одной целью – спасать раненых. Если верить фактам, изложенным в фильме, всего он вынес на себе с поля боя более 70 человек.
Но путь его к этой битве был непрост и заслуживает отдельного рассмотрения. Я бы сказала, что именно этот путь наиболее интересен и предопределил все, что произошло с ним во время битвы.
Нам показывают несколько эпизодов из его жизни до того как он пошел добровольцем. И мы видим спившегося опустившегося агрессивного отца – ветерана предыдущей войны, потерявшего на ней всех своих друзей. Отец явно не справился с последствиями своих душевных ран, нанесённых ему на войне, и ведет себя очень жестоко по отношению к своим детям и жене. Это первое и очень важное столкновение Десмонда с агрессией и тенью войны.
Затем мы видим, как в пылу драки со своим братом Десмонд наносит ему удар кирпичом по голове. Брат выживает, но для маленького Десмонда это стало серьезным потрясением и первым столкновением со своей теневой частью и с тем, какие последствия может иметь его собственная агрессия.
Второй эпизод, раскрытый нам уже в конце фильма, рассказывает нам о том, как в более зрелом возрасте Десмонд, вступившись за мать в разгаре ее ссоры с отцом, направил на него пистолет и едва не убил его. После этого Десмонд дает обет больше никогда не брать в руки оружие и остается верен этому обету, несмотря ни на какие перипетии и давление общества.
И это важные эпизоды, являющиеся отправными точками для той истории, которая разворачивается на наших глазах в течении всего фильма. Они важны потому, что дают нам понимание мотивов и причин поведения Десмонда. Это тот редкий случай, когда травма обернулась топливом для великих свершений и поддерживала силу духа и веру самого Десмонда. И фильм «По соображениям совести» стал одой травме.
Я раньше много писала про гениев и героев, которые действовали на топливе своей травматики и психических расстройств. И этот случай не был бы исключением. Но он им стал. В силу того, что здесь травма была сублимирована в конструктивное, созидательное русло.
Сила духа и глубина веры главного героя впечатляют, но все же важно понимать, что на пустом месте такие выборы не совершаются. Сила духа Десмонда – это результат его глубокой мотивации, основанной на психологической травме, перенесенной им в детстве. В результате этой травмы, он становится не таким как все, особенным, человеком, живущим по своим правилам и нормам, у которого свои ценности и, главное, свое несгибаемое отношение к этим ценностям. Для него переступить через свой обет – действие смерти подобное. Это его способ справиться и подавить своих внутренних демонов и свои страхи. А он с ними знаком не понаслышке, он видел их в лицо.
И тогда возникает вопрос: его сила духа и глубина веры – это осознанный выбор или бегство от своих скелетов в шкафу. И если это бегство, то насколько он свободен в своих выборах и поступках?
Меня всегда впечатляют и восхищают люди, умеющие верить в свои Идеи и идущие ради них до конца, даже ценой своей жизни. При одном очень важном условии - что их идеи и намерения благие и не несут вред никому из окружающих. Но ведь в истории бесчисленное количество примеров, когда благие идеи в руках фанатиков приводили к уничтожению целых цивилизаций!!!
И здесь для меня кажется очень важным постулат о том, что в любой идее, в любой Вере должна быть Свобода! Свобода выбора и гибкость к обстоятельствам. А именно этого мы у Десмонда и не наблюдаем. Он готов идти под трибунал ради своей идеи и веры. Насколько это адекватно и разумно?
Но ведь именно этим и обуславливается разница между фанатичностью и верой. Вера все-таки более гибкое понятие, а вот фанатичность требует строгого следования принципам и правилам, невзирая на обстоятельства. И да, только из такого строгого следования рождается Сила Духа, восхищающая умы человечества. Но обычно она очень дорого стоит своим владельцам и обусловлена внутренней несвободой. Вот такая вот палка о двух концах. И здесь каждый решает для себя, на каком конце этой палки он будет находиться.
В поддержку Десмонду хочется сказать пару слов о том способе действий, который он выбрал для себя. Он никого ни в чем не убеждал, никого ни к чему не принуждал, никого ни в чем не упрекал и никуда не вовлекал. Он просто шел своей дорогой и делал то, что считал правильным для себя. Эдакий Иванушка-Дурачок, смоделировавший свою реальность и живущий в ней. Если бы он воевал с системой, доказывал свою правоту с пеной у рта и всей внутренней силой, которая у него имелась, вряд ли бы он добился успеха. Система перемолола бы его и даже не поперхнулась. Но путь шута-дурака тем и особенный, что против него бессильна даже Система.
В результате, он получил разрешение отправиться на войну, так и не взяв в руки винтовку, попал в один из самых сложных боев, остался жив и сделал невозможное – вытащил из-под огня с вражеской территории более 70 раненых солдат, в том числе и японцев. Этот человек просто служил Жизни, а какой национальности эта жизнь – ему было все равно. Мне кажется, для нас для всех это хороший пример того, как можно оставаться человеком даже в нечеловеческих условиях.
Такие пассионарные личности очень важны для общества. И важно понимать, что их единицы и просто так такими людьми не рождаются и не становятся. Но мы равняемся на них, тянемся к ним. Может, у нас не всегда получается, а если и получается, то не так как у них. Но их роль в истории переоценить сложно. Она градообразующая, и фильм «По соображениям совести» об этом.
Но мне еще хочется поговорить еще об одном важном и интересном аспекте этого фильма и стратегии поведения главного героя.
Стратегия Десмонда – это, что называется в психологии, АНТИ-СЦЕНАРИЙ. Он видел жестокость отца, пару раз столкнулся со своей жестокостью и без оглядки ушел в тему анти-сценария. Так бывает с детьми алкоголиков и психопатов. Видя, как живут их родители, дети принимают решение никогда в жизни не пить и не поднимать руку на другого человека.
И все было бы хорошо, но известно, что анти-сценарии очень плохо работают. Потому что это перманентное тотальное внутреннее напряжение. И, как известно, рано или поздно пружина от перегрузки лопается, и человека разносит, и он отправляется во все тяжкие. А те, кто не взрываются, уходят в глухую психосоматику.
Кроме того, анти-сценарий характеризуется отсутствием свободного выбора. Это действие от противного и очень сильно ограничено этим самым «противным». Получается, такое своеобразное самоутверждение за счет того, от кого отталкиваемся. Он – ужасен, а «я не такой»… Таким образом, человеку приходится отказываться от принадлежности к роду, ненавидеть ту свою часть, которая где-то в глубине души так или иначе тянется к «злу», а значит отрицать свою Тень и корни. В общем, очень нетривиальная задачка получается. И слабо и криво реализуемая.
Есть, конечно, вариант, когда это решение не так категорично и не так глобально. И тогда ситуация становится помягче. Но это бывает крайне редко. Внутренний искуситель никогда не дремлет, и все время приходится быть начеку. Потому что если уже хоть раз в жизни был опыт того, что «так можно было», то, как бы ты ни держался, противостоять искушению очень сложно. Однажды нарушенное табу – это бомба с замедленным действием. Так работает тема наркотических зависимостей, убийств, воровства, насилия… Если один раз нарушил табу и остался жив, то всю жизнь будет искушение сделать это вновь.
И единственным «спасением» становится вложение сил во что-то противоположное и компенсирующее. Что, собственно, и сделал наш главный герой. Таким людям, конечно, приходится всю жизнь доказывать себе, что они «молодцы», и всю жизнь держать себя под контролем. Но та психическая энергия, которая выделяется на это сдерживание и противостояние, как раз дает возможность выделиться из толпы и сделать то, на что у «нормальных» людей не хватит сил и энергии, - у них нет этого дополнительного бензобака, который есть у травматиков. Да и вообще когда все хорошо, зачем шевелиться, зачем геройствовать, зачем кому-то что-то доказывать, зачем делать невозможное??? Все же и так хорошо!
Человек, конечно, существо до безобразия ленивое. Наш мозг работает 24/7 на сохранение энергии и на приспособление даже к некомфортным обстоятельствам, лишь бы не потратить ни один лишний килоджоуль. И только когда становится совсем невыносимо, он вырабатывает дополнительную энергию для того, чтобы двигаться. Впрочем, справедливости ради, надо заметить, что есть альтернатива мотивации двигаться – это интерес и вдохновение. Т.е. либо совсем невыносимо, либо так прет, что ничего вокруг не замечаю.
И вот в ситуации с нашим главным героем работают оба мотива. И это удивительно и очень круто. Во-первых, ему очень нравится спасать. Во-вторых, он смертельно напуган и в жестком отчаянии. О его некоторой степени неадекватности говорит только категоричность и фанатичность его идейности. Ну решил ты не убивать людей – отлично. Но вообще никогда не прикасаться к оружию, даже под страхом военного трибунала и невозможности себя защитить в бою… Вот здесь травматика и расцветает буйным цветом. И говорит нам о внутреннем демоне, которого наш герой боится больше смерти. Причем, в прямом смысле этого слова.
Он не готов смотреть в сторону этого демона и всячески его отрицает. И даже прикосновение к оружию в его фантазии, видимо, может этого демона пробудить. Печаль в том, что отрицанием внутренних демонов не победить. Как можно победить то, что не хочешь видеть? Вот здесь и кроется разница между свободным выбором и анти-сценарием. В анти-сценарии есть только бегство и отрицание. А в свободном выборе – признание, проработка и адекватное использование этого демона по назначению.
Да, Десмонд использует свой страх сначала для борьбы за идею, а после, в бою, для борьбы со страхом. Сложно сказать, насколько Десмонд ближе к осознанному выбору, нежели к анти-сценарию, но волею судьбы он умудрился использовать свое топливо страха перед внутренним демоном с большой пользой для людей.
И знаете, я тут подумала… Мы в современном мире очень боимся психологических травм и всячески с ними боремся и пытаемся предотвратить. Но иногда в них есть свое зерно и свой смысл. Я ни в коем случае, не призываю никого травмироваться или травмировать кого-то другого. Но чаще всего в процессе роста и развития травмы неизбежны. Так может, не стоит их так бояться, если они уже все-таки случились?! Если их топливо пустить в правильное экологичное русло, это даст дополнительные возможности по жизни.
Особенно, это касается родителей, которые ооочень боятся травмировать своих детей. А они, дети, всегда-таки находят, обо что травмироваться. Видимо, для того, чтобы получить свой доп. ресурс. Главное, не бояться своих внутренних демонов, а приручать их себе на пользу и во благо человечества.
Ну и равняться на тех, кто своим примером показывает нам путь к Свету и Любви. Только не через отрицание, а через принятие.
В завершении хочется поблагодарить создателей фильма за возможность прикоснуться к такому примеру. А также всех, кто участвовал в нашем обсуждении – оно было очень глубоким и интересным!
Присоединяйтесь у нашему телеграм каналу «Пойми кино» https://t.me/poymi_kino и участвуйте в обсуждениях вместе с нами.
А с вами была я, психолог Кира Дефонс.