Разборы фильмов

«Малена», 2000, Италия, США

22.03.2022  00:00

Это очень красивая и очень печальная драма, повествующая нам о девушке Малене, живущей в небольшом сицилийском городке во времена второй мировой.

Конечно же, главным украшением этого фильма стала Моника Белуччи, играющая главную роль в фильме, и музыка Эннио Морриконе. Кроме того, этот фильм стал отчасти автобиографичным для Моники, поскольку он повествует о непростой жизни красивой женщины в социуме и о том, с какими трудностями и сложностями ей приходится сталкиваться.

С одной стороны, канва фильма очевидна и понятна. Есть Малена, очень красивая, привлекательная, сексуальная молодая женщина, есть похотливые мужчины, жаждущие её, и есть завистливые женщины, которые её ненавидят. Казалось бы, все так просто. Но если бы это было так, мы бы с вами этот фильм не обсуждали.

На самом деле это довольно глубокий психологичный и неоднозначный фильм, события которого можно трактовать по-разному. С моей точки зрения здесь интересны следующие темы:

- во-первых, сценарий поведения Жертвы,

- во-вторых, тема коммуникации,

- и в-третьих, тема динамики идеализации/демонизации.

Поговорим об этом поподробнее.

Первая интересная тема – это сценарий Жертвы. Очевидно, что Малена оказалась жертвой ненависти женщин городка, в котором она проживала. Почему так вышло, и можно ли было это предотвратить? Отвечу сразу: да, можно. Я не хочу обвинять персонажа Моники в том, что она сама виновата, но кое-то можно было бы сделать иначе, и исход мог бы быть совсем другой. С одной стороны, довольно очевидно почему женщины этого городка возненавидели Малену. Она была слишком хороша для их привычного социума и потому стала опасной, поскольку привлекала внимание мужчин. А любая нормальная женщина может опасаться потерять своего мужчину, и при виде сильной яркой конкурентки поднимает шерсть дыбом. Конечно, здесь нельзя игнорировать тот факт, что женщины этого городка не могли себе позволить быть такими же яркими, красивыми и сексуальными как Малена, а зависть и обида – очень мощное топливо для ненависти.

И вот здесь встает резонный вопрос – что же делать? Малена прекрасна, и ее красоту вряд ли куда-то можно спрятать. Да, возможно она могла бы более скромно одеваться, но я не думаю, что суть вопроса именно в этом. Женщин, боящихся потерять своих мужчин и не имеющих возможности позволить себе одеваться так, как это делает Малена, в силу морально-этических и социальных ограничений, тоже можно понять. И кажется, что это неразрешимая дилемма. Как будто бы единственное средство разрешить ситуацию – уничтожить Малену. Или ей самой пойти против своей природы и наступить на горло своей песне, т.е. отказаться от своей индивидуальности и красоты. Но я бы не спешила с выводами.

Вы заметили, что до трагического момента с ней вообще никто не разговаривал? А она ходила по улицам города с каменным лицом, не замечая или делая вид, что не замечает ничего вокруг. Между Маленой и жителями города не было никакой коммуникации СОВСЕМ! Она разговаривала только наедине и то была не очень-то многословна. По крайне мере из того, что нам показывали.

На самом деле это история не про невинную Жертву. Это история про нарушенную коммуникацию! А нарушенная коммуникация всегда приводит к всякого рода вымыслам и домыслам… Чем, собственно, женщины и мужчины города активно занимались. И это естественно. Если рядом с тобой находится некто, кто еще и лучше тебя, и вообще не обращает на тебя никакого внимания, игнорирует тебя и делает вид, что тебя не существует, это сильно напрягает. Причем «напрягает» - это еще слабо сказано.

И вот здесь мы плавно переходим к теме идеализации-демонизации. Это такие качели, где две противоположности тесно связаны между собой и плавно перетекают одна в другую и обратно. Иногда вместо демонизации может проявляться обесценивание, как способ справиться с невыносимой идеальностью другого. И для того, чтобы усилить и подчеркнуть именно эту динамику, в фильм был введен такой персонаж как Ренато. Это тот самый мальчик, который весь фильм ездил за ней на велосипеде, подглядывал в замочные скважины и мастурбировал на ее прекрасный образ.

Что касается самого мальчика -  с ним-то как раз все в порядке. Это абсолютно нормально в таком возрасте влюбляться в недоступные «иконы» и фантазировать об отношениях, потому что еще опыта и смелости для реальных недостаточно. Надо отдать должное его отцу, который хоть и был деспотичен, но в нужный момент принял правильное решение и совершил правильные действия. Но сам персонаж этого мальчика был необходим в фильме ровно для того, чтобы показать и подчеркнуть этот разрыв между реальностью и фантазией.  Это и есть механизм идеализации. Он включается тогда, когда объект идеализации важен, но не доступен. Когда же объект становится доступен он обретает реальные формы, спускается с небес на землю и перестает быть таким пугающим или таким восхищающим. При этом по факту ничего не поменяется. Малена могла бы оставаться такой же привлекательной, обворожительной и сексуальной. Но если бы она коммуницировала с жителями города, общалась с остальными женщинами, здоровалась, улыбалась, замечала бы их хотя бы, то все могло бы быть иначе. Она не была бы для них так недоступна и так опасна. Улыбка – это знак того, что я тебе не враг. Но Малена оставалась в гордом одиночестве, пытаясь действовать по одной и той же неработающей схеме.

Очень интересно почему она так себя вела и позиционировала? Теоретически ответа может быть два: либо высокомерие, либо страх. Высокомерия я в ее поведении и невербалике не заметила. Значит остается страх. Откуда у нее изначально возник этот страх – вопрос сложный. Нам ее биографию не показали. В жизни такой страх может рождаться либо при условии, что девочке не дали вырасти и отрастить зубки – слишком опекали и относились как хрупкому цветочку, либо после ситуации насилия или преследования. Рискну предположить, что в случае с Маленой имеет место быть первый вариант.

И вот тогда, кстати, некоторые вещи становятся на свои места. Малена испытывает страх перед общественностью этого городка: мужчины для нее потенциально опасны потому, что вожделеют её, женщины потому, что ненавидят. Она чувствует себя загнанной в угол и инстинктивно «прячется» через игнор, делая вид, что никого не видит и не замечает, разгуливая с гордо поднятой головой по улицам города. Но на самом деле ею движет страх. А страх – это первый и самый мощный маркер Жертвы. Чем больше жертва боится, тем сильнее себя чувствует агрессор, и тем больше раззадоривается.

В какой-то момент Малена отчаивается и идет ва-банк – становится проституткой. Типа, хотели меня видеть шлюхой – получите. В целом это могло бы стать для нее неплохим выходом из состояния Жертвы. И, более того, на какое-то время стало. Но внешние события повернули историю в другую сторону. Закончилась война, и агрессия, накопленная за эти годы, выплеснулась наружу. И Малена оказалась самой подходящей мишенью, поскольку так и осталась одиночкой. Есть жители города и есть она. Она - противопоставление. А когда происходят такие мощные процессы, агрессия всегда сливается на того кто «не с нами»… и это стало роковым событием для Малены. После него она уже не оправилась, насколько нам показали в фильме.

Но на самом деле этап, когда она остригла волосы и пошла на панель, сродни подростковому бунту. Нормальный такой этап, когда дюймовочка выползает из своего мыльного пузыря и спускается с небес на землю. Кстати, именно в этот момент у нее появилась первая за весь фильм подружка. Все на своих местах, все как положено. Девочка вышла из-под родительского влияния, кинулась во все тяжкие, наломала своих дров и повзрослела.

Но в фильме нам показали совсем иной финал. На мой взгляд, очень грустный. Когда она вернулась в город в конце фильма со своим мужем, она не была повзрослевшей, она была сломленной. Если честно, я вообще не понимаю зачем они туда вернулись, но знающие люди, говорят, что это реалии того времени, законы эпохи и менталитета. Ну ок. Они оба вернулись с поджатыми хвостами.

И вот здесь мне хочется оставить себе надежду. Более того авторы фильма тоже намекают на это. Когда Малена перестала быть опасной для жительниц города, они смогли с ней заговорить. Было бы лучше, конечно, если бы это сделала она сама и сильно раньше. Но ок. Они с ней заговорили, и она им ответила. Возможно, теперь их коммуникация наладится, а вместе с ней к Малене вернутся ее сила и чистота. Только уже на другом, более зрелом и конструктивном уровне. Потому что не сама красота вызывает агрессию, а противопоставление и страх. Идеализация всегда заканчивается обесцениванием – так устроена наша психика. Она не выдерживает безупречности. Безупречна только Смерть. Живое должно оставаться живым. А живое живет в контакте с окружающим миром. Тогда все счастливы и довольны.

Так что бойтесь восхищения и обожествления – оно неминуемо приведет к тому, что вас попытаются свергнуть с пьедестала. Лучше слезть с него самому, первому, не дожидаясь помощи извне.

Вот такая вот поучительная получилась история. И очень интересное обсуждение.

А с вами была я, психолог Кира Дефонс.

Подписывайтесь на канал «Пойми Кино» - https://t.me/poymi_kino и обсуждайте фильмы вместе с нами!