Это очень интересный с точки зрения психологии взаимоотношений фильм. Мы видим драму отношений двух молодых людей – наследника дома Гуччи Маурицио и девушки из народа Патриции.
Сразу оговорюсь, что данный пример отношений показывает нам, как делать не надо. Это невротические отношения двух травматиков в рамках треугольника Карпмана и выхода из плоскости мужеско-женских отношений в детско-родительские.
А теперь подробнее. Что произошло в отношениях Маурицио и Патриции, и почему так все вышло? Давайте начнем с их знакомства. Они познакомились на вечеринке, и пока Патриция не поняла, кто перед ней, она не проявила не малейшего интереса к данному молодому человеку. Из чего мы можем сделать вывод, что изначально эти отношения были не субъектными, а объектными. Т.е. эти два молодых человека заинтересовались не столько друг другом, сколько тем, что увидели ЗА фигурами друг друга: Патриция – богатство и статус, Маурицио – красивую внешность и напор, способный пробить его внутреннюю «заморозку».
И если с Патрицией все более-менее понятно, то выбор Маурицио вызывает некоторые вопросы. Неужели в его окружении не было красивых девушек, способных обратить на себя его внимание и вступить с ним в отношения? Скорее всего, таковые были. Но вот как раз та самая «замороженность» Маурицио, о которой я писала ранее, не дала возможности этим отношениям случиться. Поэтому рискну предположить исходя из последующих событий фильма, что не только красивая внешность привлекла Маурицио. Девушки из высшего общества в силу своей воспитанности, хороших манер и уважения к себе просто не могли пробить глухую оборону и низкую самооценку Маурицио. Отчего он там оказался, сложно сказать. В фильме не показано. Можно предположить, что из-за давления отца. Часто так бывает, что рядом с «сильным и успешным» отцом, сыновья себя чувствуют неполноценными и подавленными. А в ситуации отсутствия матери или ее непроявленности это усугубляется. В случае Маурицио его отец «страдал» еще и нарциссизмом. Это прямой путь к подавленной или пассивной агрессии, низкой самооценке и неуверенности в себе ребенка, несмотря на все успешные и красивые атрибуты. А тут Патриция бодро взяла ситуацию в свои руки и проявила активность и напористость, которой так не хватало Маурицио.
И вот яркая красивая амбициозная Патриция, девушка без тормозов, активно накинувшаяся на свою добычу, стала тем недостающим элементом, который вывел Маурицио из анабиоза, встряхнул и направил на подвиги. Она стала его спасением и спусковым крючком, что впоследствии сыграло свою роковую роль. Впрочем, они оба стали одновременно и спасением, и проклятием друг для друга. Но об этом по ходу дела.
Может быть, если бы им обоим хватило силы и осознанности заключить взаимовыгодный договор на этапе начала взаимоотношений, все могло бы закончиться иначе. Но когда такие сделки совершаются неосознанно, то исход предопределен и неизбежен. Оба играли в нечестную игру, оба использовали друга каждый в своих целях и с каждым шагом приближаясь к цели все дальше и дальше отдалялись друг от друга. А все потому, что никто не хотел платить по счетам. Что это значит станет понятно позже.
Первый же облом состоялся когда Маурицио приехал с чемоданами к Патриции. Это явно не входило в ее планы, но она промолчала и решила, что рано или поздно, так или иначе она сможет получить то, чего хочет. А когда партнеры прямо и явно не проговаривают своих намерений, случается много обид и взаимных непониманий. Собственно, это и есть суть манипуляции.
Далее она решительно взялась за обустройство их жизни вопреки желанию и намерениям Маурицио. И тут поражает ее нежелание видеть и уважать выбор своего партнера, что и привело ее в итоге к тем трагическим последствиям, которые мы наблюдаем в фильме. И кажется, что она сама во всем виновата. Амбициозная, алчная, беспринципная, она использовала Маурицио в своих целях против его воли и в итоге получила по заслугам. Но увы и ах. Все не так просто и однозначно.
На самом деле это был изначально «взаимовыгодный» договор. Ей от него нужны был деньги и статус, а ему от нее сила и активная позиция. И если она свою часть «договора» выполнила, то он свою выполнять явно не собирался. Почему я говорю о том, что ему на самом деле нужна была такая Патриция, которая бы вывезла все это болото и сделала бы то, на что у него не хватило сил и мужества? Да потому что он не особо-то и сопротивлялся. Он скорее ломался, нежели реально сопротивлялся. И в фильме тому огромное количество подтверждений. В итоге произошла инверсия ролей – сильная и уверенная в себе Патриция и стеснительный скромный непритязательный парень Маурицио, весь из себя в «белом пальте». И чем дальше они двигались по пути этой инверсии, тем все меньше и меньше каждый из них уважал себя. Потому что в душе претендовал на абсолютно другую роль. Но в силу своей неуверенности и травмированности не мог себе позволить.
Есть пары с инверсией ролей абсолютно счастливые и здоровые. Но там оба согласны с таким распределением и оба уважают себя и друг друга. Плюс это вопрос открытых договоренностей, а не бессознательных манипуляций.
И тут вопрос, когда активность превращается в агрессивность. Ответ прост: тогда, когда второй НЕ поддерживает. Когда он саботирует и делает вид что «я не я, и лошадь не моя». Когда он вместо присоединения и помощи не препятствует, не высказывает своего мнения и несогласия, а уходит в глухую оборону и пассивную агрессию, выжидая момента, когда можно будет поменяться с агрессором ролями. Что Маурицио и сделал, как только все необходимое было сделано руками Патриции. Так кто же здесь агрессор, а кто жертва?
На самом деле треугольник Карпмана предполагает нахождение участников во всех трех ролях одновременно. С одной стороны, Патриция первые две трети фильма выглядит агрессором, но по сути является жертвой пассивности Маурицио и жертвой своих страхов. Одновременно она является его спасителем, который пытается вывести Маурицио на соответствующий уровень. А он спасает ее от собственной неуверенности и страхов и дает ей почву для действий и приложения своих сил.
И я еще раз повторюсь, что в самой этой схеме «ты паровоз – я поддержка, топливо» нет ничего плохого, и не важно кто какую роль занимает. Важно, что это обоюдно, осознанно и проговорено. А здесь происходит молчаливое бессознательное использование друг друга. И это история комплиментарных ролей. И как обычно в таких историях Жертва всегда остается в выигрыше и побеждает. Делается это элементарно. Сначала Жертва не обозначает своих границ и потребностей, а потом обвиняет «ничего не подозревающего Агрессора» в насилии и токсичности. И Агрессор, типа ничего не подозревающий, попадает в шок и проваливается в Жертву. Что и произошло с нашими героями. Патриция пала жертвой своих амбиций и нежелания видеть реальность. А Маурицио заплатил за свою нечестную игру. Все печально. И, к сожалению, при таком раскладе неизбежно.
Тут есть еще один важный элемент, на который я хочу обратить внимание. Патриция зацепилась за Имя, а не за человека. Она видела в этом Имени потенциал. Но, во-первых, она проигнорировала субъектность носителя этого имени. А второе… Когда женщина выходит замуж за Потенциал, это всегда заканчивается печально и даже трагично. Почему? Потому что, раскрывать потенциал, выращивать Мужчину – это задача Матери, а не супруги!!! И когда женщина по незнанию берется это делать – она становится для мужчины Матерью. И тут есть два варианта развития событий. Первый – у нее не получится, мужчина будет упорно сопротивляться, и она об него таки убьется рано или поздно. А второй – у нее получится, и он ее кинет! И весь взращённый потенциал достанется другой женщине. Ну просто потому, что на мамах не женятся, с мамами не спят и рано или поздно от мам уходят. Без вариантов. Совсем. И мне очень хочется предостеречь женщин, которые выходят замуж за потенциал. Ваша миссия обречена при любом раскладе. Забудьте. И либо принимайте мужчину такого какой он есть на данный текущий момент, либо ищите другого, с уже раскрытым предыдущей женщиной потенциалом.
Патриции удалось раскрыть потенциал Маурицио. И он из гадкого утенка превратился в лебедя. И красиво ушел в закат. Он вырос из этих отношений. Вырос благодаря Патриции. Но она в этих отношениях не выросла, а скорее потеряла себя. Она превратилась в озлобленную беспомощную жертву своих же амбиций и страхов. И вместо того, чтобы вырасти реально самой, научиться уважать себя и мужа, она попыталась захватить власть. Она ждала благодарности. И, в общем-то, это понятно. Но тогда Маурицио должен был признать ее ценность, важность, ее вклад. А значит, признать свою ответственность за происходящее. А это явно не входило в его планы. Это позиция пассивно агрессивного поведения. И поскольку договор изначально не был проговорен, а она сама оказалась в роли инициирующего Родителя, то естественно, что а) родителям не платят, б) от родителей, созрев, уходят. Такова природа психических процессов.
Можно ли здесь было что-то сделать? Возможно, да. Патриции можно было бы остановиться и заняться собой тогда, когда большая часть была сделана. Но, похоже, у нее не было умения и готовности быть в равных партнерских отношениях. А ее собственные страхи и неуверенность в себе усугубили ситуацию. Она пыталась с помощью денег и статуса заглушить дыру своего раненного Эго, но это, к сожалению, невозможно.
Почему Маурицио не нашел в себе силы признать вклад и ценность Патриции? Потому, что в таких невротичных отношениях он вырос очень условно. Скорее, поднакачал сил и разрешил себе стать амбициозным, стать Гуччи. А реальной зрелости так и не случилось. Впрочем, в этой истории ей неоткуда было взяться. В результате он превратился в такого же нарцисса, как его отец, и не очень далекого неосознанного Невротика, который слишком дорого заплатил за попытку не брать ответственность за свою жизнь на себя.
Вот такая печальная, драматичная и очень поучительная получилась история…
А с вами была я, психолог Кира Дефонс.
Подписывайтесь на канал «Пойми Кино» - https://t.me/poymi_kino и обсуждайте фильмы вместе с нами!