Разборы фильмов

«Главный герой» («Free Guy»), 2021, США

19.01.2022  00:00

Легкий, с юмором, романтичный, философский экшн, который затрагивает сразу несколько интересных тем и раскрывает их достаточно небанально.

Сюжет этого фильма сравнивают с фильмами «Матрица» и «Шоу Трумана». Что-то в этом есть. Только в данном случае суть раскрыта немного полегче, веселее и через призму компьютерной игры. И здесь мы наблюдаем две линии. Первая – это сам Парень в голубой рубахе и его виртуальный мир, в котором он устраивает «революцию». Вторая линия – это милая парочка Милли и Кейз, имеющая непосредственное отношение к созданию этой игры.

Наше обсуждение проходило в формате вопроса – в чем основное послание фильма. И прежде, чем читать дальше, я предложила бы вам самим ответить на этот вопрос. Он очень диагностичен, потому как показывает, что актуализировано для вас в настоящий момент. Посланий в этом фильме несколько, и они все довольно весомые и интересные.

Наверное, потому этот фильм и завоевал сердца и умы людей, что поднимает достаточно горячие и актуальные темы.

Итак, что же это за темы, и в чем послание этого фильма? Давайте по порядку.

Первая идея находится на поверхности, довольно очевидна и очень популярна в настоящее время: быть собой, жить своей жизнью, выходить из колеи привычных сценариев, смотреть дальше, видеть больше, а главное – перестать быть марионеткой в чужой игре. Стать главным персонажем, главным героем в Своей Игре, то бишь в Своей Жизни. В этом плане многие из нас – это те самые npc-персонажи в мире Больших Игроков, которые рулят всем; а остальные люди в нем лишь статисты. В этом фильм перекликается с идеями «Матрицы» и «Шоу Трумана». В легкой игровой форме нам показывают, как Главный Герой – Парень, npc-персонаж выходит за рамки прописанного сценария и начинает действовать не по заданному алгоритму, а по своей воле. Почему и как это получилось – об этом чуть позже. Здесь же основное послание и мысль как раз о том, что можно по-другому, можно проснуться и увидеть, что ты и есть главный герой своей жизни и можешь делать то, что ты хочешь, а не то, что тебе прописано делать. Трансформация происходит с Парнем, и после он призывает к этому остальных npc-персонажей, сбивая их настройки и показывая им новые для них возможности. Он говорит им о том, что в них заложено гораздо больше, чем то, что они сейчас имеют и делают. Эдакий мессия.

И здесь есть интересный момент, на который хочется обратить ваше внимание. Трансформация Парня произошла по своей сути революционным способом. Он мечтал о девушке, это было прописано с его программе, и вот он увидел ЕЁ, его перещелкнуло, и все завертелось. Триггером его изменений стала Мечта, ради которой он смог поломать привычный сценарий и выйти на другой уровень. Но сам переход произошёл скачкообразно. Его перемкнуло, и он одел «очки». И именно очки перенесли его из мира npc-персонажа в мир реальных игроков, видящих и знающих «что происходит на самом деле». Своего рода «красная таблетка», которую он принял и увидел все как есть. Поэтому я назвала его способ революционным. Он не пришел к этому путем долгих размышлений, тренировок, психотерапии, личностного развития… Его торкнуло, он принял красную таблетку и прозрел.

Гораздо интереснее в этом плане остальные npc-персонажи. По сути, они пришли у тому же самому своим путем, своими ножками. Они слушали и слышали Парня в голубой рубахе, примеряли это на себя, прилагали усилия, мыслили и развивались постепенно. Я не хочу обесценивать трансформацию Главного Героя. Но она несколько утопична, и мы чуть позже поговорим о том, как это работает. Я просто хочу обратить внимание на то, что это можно делать по-разному. Можно всю жизнь ждать, когда «торкнет». А можно смотреть за теми, кто впереди, и осознанно расти, двигаться в направлении Себя своими ногами и своим умом, т.е. без волшебных таблеток и очков – своими усилиями. В этом отношении совершенно шикарен персонаж Охранника – друга Парня. Ему было непросто, и поначалу срабатывал страх и сопротивление. Но именно он, находясь в здравом уме и трезвой памяти, рассказал Парню о том, кто настоящий, а кто нет.

И это вторая важная мысль этого фильма, на которую я хочу обратить ваше внимание. Сейчас идет много разговоров о том, кто марионетка, а кто нет, кто тут главный, а кто отстой. Часто в головах людей заседает мысль, что если я не главный герой, не целиком и полностью управляю своей жизнью, т.е. я не Идеал, не Избранный, не само Совершенство, то я не имею смысла, не имею ценности и права на уважение к себе. Как будто я не «настоящий» и не имею значимости в своих же собственных глазах. В умах людей много всяких разных заморочек на эту тему, начиная с религиозных и заканчивая общественно-политическими и конспирологическими теориями. Но если говорить устами этого npc-персонажа, то может мы и не настоящие, но мои чувства настоящие, мои ощущения настоящие, у меня есть близкие, и я их люблю и поддерживаю, а они любят и поддерживают меня. Это мантра веры в себя. Именно этот Охранник помог Парню поверить в себя в самую трудную минуту. И это не менее ценно, нежели все подвиги и геройства, которые совершил Парень в голубой рубахе. Очень важно об этом помнить. Пусть я не герой, но я живу свою жизнь, честно делаю свое дело каждый день и искренне люблю своих близких и любимых людей. На таких людях держится мир.

Герои двигают этот мир, совершают прорывы и устраивают революции, и спасают его, когда он оказывается в опасности. Но стоит мир на таких, как Охранник. Они привносят стабильность, устойчивость и веру. И они эволюционируют, т.е. планомерно развиваются, шаг за шагом расширяя свое сознание, преодолевая сомнения и обучаясь новому. В этом разница между эволюцией и революцией, которая очень хорошо показана в этом фильме. Революция - как прорыв, эволюция – как постепенное развитие. Всему свое время и место.

И теперь я хочу поговорить как раз о сути революции, которую устроил Главный Герой – Парень в голубой рубахе, и о том триггере, который все это запустил. Понятно, что этот триггер был изначально в нем заложен. Но вот как вы себе ответите на вопрос -  в чем заключался этот триггер? Что это было? Любовь? В каком-то смысле да. Но не совсем. Парнем, как и его создателем, двигала неудовлетворенность – т.е. нереализованная любовь.

В одном из эпизодов Кейз говорит о том, что суть программы этого npc-персонажа – некий СТРАДАЛЕЦ, у которого есть «девушка его мечты», и он до сих пор не с ней. А если бы она была с ним по сюжету, если бы эта любовь была реализованной, случилось бы то, что случилось? Произошел бы этот прорыв в программе, стал бы этот искусственный интеллект развиваться и искать пути решения? Понимаете о чем я? Ничего бы этого не было.

Двигателем всего прогресса – является Страдание, т.е. некая нереализованная потребность, мечта, цель, идея. Любовь – это очень мощный двигатель. Ради любви мы способны на многое. По крайней мере на этапе ее завоевания и привлечения. Когда она уже есть, мы успокаиваемся и перестаем развиваться. По крайней мере ради этой потребности, и ищем другую нереализованную потребность. Но как только потребность закрывается, мы успокаиваемся и садимся на попу ровно. Потребности бывают разные. Потребность в еде и комфорте тоже двигает человечество вперед. Но первый и основной прорыв совершает САМЫЙ «голодный» и самый отчаявшийся. Если вы вспомните историю человечества, вы найдете тому сотни примеров.

Поэтому я и писала про разницу между революционным развитием и эволюционным. Революция не всегда необходима и не всегда возможна и оправдана. И не обязательно доводить себя до полного отчаяния или оказываться в таких ситуациях, чтобы развиваться и двигаться вперед. Можно и по-другому, и это тоже будет ценно и «по-настоящему».

Еще одна интересная и очень ценная мысль этого фильма, я бы даже сказала «свежая» для современного массмедиа – это мысль, что крутым можно быть не только убивая и захватывая власть. Крутым можно быть ДЕЛАЯ ДОБРЫЕ ДЕЛА. Даже в компьютерной игре, даже там где сам сценарий заточен на убийства. Идти против сценария СВОИМ путем и делать то, что Я выбираю, а не то что положено для того чтобы…

Интересна метафора очков как способность видеть больше, а значит выйти на уровень Игроков – реальности. Умение видеть реальность, а не свои иллюзии в жизни очень сильно помогает повышать уровни комфорта своей реальной жизни.

Занимательна история с именами. Имя как символ персонификации – выделения из серой массы, права жить своей жизнью и быть реальным Игроком на «игровом» поле Жизни.

И здесь же очень прикольный стеб над разницей между аватарами игроков в игре и их реальными воплощениями в жизни. Парень с мамой и носком – прекрасен. :))) Тоже довольно злободневная тема в современном мире. Причем как в одну сторону, так и в другую. Бывает так, что кто-то очень пытается выглядеть крутым, на самом деле ничего из себя не представляя. А бывает наоборот, люди стесняются и выглядят довольно скромно, но на самом деле за этим аватаром может скрываться очень интересный и глубокий человек. И это не только про «аватар» в соцсетях. В реальной жизни тоже самое. Мы предъявляем себя людям и миру, и не всегда наша социальная маска соответствует нашему реальному образу себя.

Есть еще одна довольно глубокая и интересная мысль в фильме, хотя и не очень очевидная. Отношения Милли и Парня. Практически идеальные, полные взаимопонимания и самоотдачи… Но! Вспомните теперь, что именно Милли придумала этот мир, создала его концепцию.  А Кейз ее воплотил. Так вот. Отношения с мамой/родителями, конечно, могут быть идеальными, теми самыми о которых мы украдкой мечтаем по ночам. Но… Родители не могут бесконечно находится в нашей игре, и наступает момент, когда они идут жить в свой мир, а мы начинаем новую жизнь в своем мире. Шикарная метафора Эдипова комплекса. Очень изящная. :)

Ну и, конечно, очень милая линия отношений Милли и Кейза. Так и хотелось его спросить: а что, попроще в любви объясниться нельзя было? :) Красиво, романтично, но о-о-очень заморочено. Впрочем, тоже довольно символично. Сначала союз мужчины и женщины возникает для того, чтобы создать новую жизнь, способную жить и мыслить самостоятельно. Отстоять этого ребенка, защитить, инициировать, вырастить. А потом можно уже и своими отношениями заняться. Но все-таки лучше сразу с любви. И без революций. Хотя кому как больше нравится. :)

Я понимаю, что наверняка есть и еще смыслы в этом фильме. Но я на этом свой анализ завершаю. И по-прежнему приглашаю делиться своими мыслями и эмоциями в группе.

С вами была я психолог, Кира Дефонс.