Разборы фильмов

«Интуиция», 2001, США

12.01.2022  00:00

Милая рождественская мелодрама о двух молодых людях, решивших поиграть с судьбой, и чем это все обернулось…

Джонотан и Сара случайно встретились в магазине перед Рождеством. Им приглянулись одни и те же перчатки. А также Джонотану приглянулась Сара, а Саре Джонотан. Сначала они решили поиграть в вежливость, уступая друг другу право купить эти перчатки. Слово за слово, и вот они уже пьют кофе, а романтичная атмосфера рождественского вечера толкает их на приключения.

Приключения, к сожалению, не приводят их к желаемому результату. Они расстаются, но оставляют себе надежду на встречу: он пишет свой телефон на банкноте, она — в книге. Купюру разменивают, а книгу сдают букинисту. Снова друг о друге они вспоминают через 3 года, оказавшись на пороге свадьбы с совсем другими людьми. Тут-то они и решают снова испытать судьбу и попробовать все-таки найти друг друга.

Фильм смотрится легко, на одном дыхании. Все это, безусловно, очень мило и красиво: судьба, интуиция, адреналин, романтика, драма…

Однако в процессе и после просмотра возникают резонные вопросы. А для чего все это было нужно? А почему бы сразу не признаться друг другу, что нравитесь? Слишком просто? Мы не ищем легких путей? Ну проверили вы судьбу, она вас вежливо послала, ну и успокоились бы. Но нет, надо было себе еще треш устроить. И почему в следующий раз вы вспомнили друг о друге и решили возобновить поиски накануне свадьбы? Зачем нужно было вообще с кем-то обручаться, а уже если обручились, зачем за день до свадьбы бежать искать «мимолетное видение» из прошлого?

(любителям утопической романтики лучше дальше не читать)

Давайте разбираться. На самом деле фильм о том, как делать не стоит. Впрочем, как и многие другие мелодрамы. Это в фильме все красиво выглядит, а в реале все гораздо печальнее обычно выходит. Или замысловатее. А вот почему и что именно не стоит делать, мы с вами сейчас и обсудим.

В этом фильме есть две интересные темы, обе достойные отдельного разговора.

Первая – это героический сценарий. Для чего они играют с судьбой в начале фильма? Ну потому, что иначе было бы совсем просто и скучно. А это не интересно. Надо чтобы приз достался с танцами и плясками. А еще лучше залезть в неприступную башню и убить дракона. Тогда совсем замечательно. И страшно интересно. А если башни с драконом нет, надо их обязательно придумать. Почему так? Потому что здесь суть не в получении приза, а в самом процессе. Существует огромное количество людей, которым интересен партнер только когда он недоступен. Но как только он говорит «да» и разворачивается к ним лицом, они сбегают и ищут следующую «жертву». Потому что важен не партнер, а собственное могущество. И они доказывают себе из раза в раз, что они могут! Могут залезть в башню, убить дракона, рассмешить Несмеяну, покорить космос... А вот близости и реальных отношений такие люди боятся как огня. Очень к ней стремятся, очень хотят, но оказавшись перед лицом другого человека бегут в панике прочь.

Или другая сторона того же сценария. Достижения, ради которых человек не умер по дороге стопицот раз, не имеют ценности и смысла. Если что-то досталось ему легко – это не ценно. Для того, чтобы что-то имело для него ценность и смысл, ему нужно убиться для достижения оного, и желательно не один раз. Знаете таких? Они есть везде. В каждой маленькой конторке и на олимпе человечества. Это и есть тот самый героический сценарий. Я существую только если я Герой. А если я просто легко и непринужденно делаю хорошие и правильные вещи, если в моих отношениях все ок – это неинтересно, неценно, неважно, бессмысленно, скучно, отстой… Поэтому такие люди вечно устраивают себе экшн и ищут приключения на свою задницу. И наши главные герои тому пример.

Вторая интересная тема, о которой я говорила выше, – это тема Ответственности. А зачем еще нужен был весь этот экшн, если не для того, чтобы переложить ответственность с себя на мироздание? Ведь что на самом деле произошло? Они встретились случайно и сразу понравились друг другу. Авторы фильма нам прямым текстом на это намекают. Но просто сказать друг другу «да», просто обменяться контактами и попробовать выстроить отношения – фу, «я не такая, я жду…». Надо сделать вид, что «я не я, и лошадь не моя». Типа это судьба, провидение, фатальность… что угодно, только не я. И мироздание этот вызов не приняло.

Тогда они решили сыграть в долгую и попытать счастья второй раз. Он написал номер на банкноте, она в книге. Банкноту разменяли, книгу сдали в букинистический. Ну ок. Джонотан свою часть вроде как сделал, судя по репликам, букинистические прочесал. Но книгу не нашел. И тогда решил все-таки остепенится и жениться на очень хорошей девушке. Ок. Но в последний день вдруг вспомнил свое увлечение в игры с мирозданием и решил-таки слинять из текущих отношений, опять переложив ответственность на хрупкие плечи «судьбы». Сара удивительным образом решила сделать то же самое в то же самое время. Пожалуй, это единственное, что в этом фильме от провидения.

Но поскольку истинный мотив обоих был избежать свадьбы, а не найти друг друга, они оба вместо того, чтобы довериться этой самой судьбе и следовать провидению, стали действовать исключительно на намерении. Маниакально, фанатично, не замечая ничего вокруг. И потому неоднократно разминулись, пройдя друг от друга буквально в «миллиметре».

И только когда Джонотан, несмотря на то, что не нашел Сару, принял свое самостоятельное решение расторгнуть свадьбу и расслабился, только тогда все и случилось. Сара со своей стороны точно так же приняла ответственность за свое решение об отношениях с текущим бойфрендом. И только тогда у Судьбы появилось место и пространство для того, чтобы эти двое таки встретились.

О чем это все? О том, что не надо перекладывать ответственность за свою жизнь и решения на провидение. Оно в эти игры не играет. Это правда так. И второе, что если уж вы все-таки хотите какие-то свои решения передать во власть судьбы, тогда не надо бегать задравши хвост, не видя ничего вокруг. Делайте то, что должно, и будь что будет. Прислушивайтесь к себе, делайте то, что хочется, в конце концов, просто остановитесь и ждите. Сформулируйте намерение, сделайте то, что от вас зависит, и слушайте пространство и себя.

А играть в игры с судьбой, испытывать ее на прочность и перекладывать на нее свою ответственность… Вот такого она точно не любит и не прощает.

Так что этот фильм для меня на самом деле про бегство от ответственности с героическим видом. Очень милый, романтичный, симпатичный, вдохновляющий, но… :)

Впрочем, я не говорю, что безответственность – это однозначно плохо. Иногда можно побыть и безответственным. Только осознанно. ;)

Лично я периодически люблю себе такой экшн устраивать. Осознанно.

А как часто вы играете в такие игры? Пишите об этом в группе – https://t.me/+VT4HmParfIi5iBKy

Ваша, Кира Дефонс.