Как всегда, диснеевская кинохроника отличается определенной сказочностью, а потому архетипичностью. Конкретно в этой ленте получился эдакий микс «Джокера» и «Малифисенты». Интересно отметить, что трендом последних лет стали Злодеи и недобрые герои. (Так и хотелось написать «старые добрые Герои»). И если раньше в кинематографе злодеи лишь оттеняли Добрых и Порядочных, то теперь они стали самостоятельными главными персонажами. И нам показывают изнанку Зла, видимо, пытаясь вызвать в нас симпатию к этим персонажам. И довольно успешно пытаются, надо заметить. Что это - призыв к разрушению старого порядка? Легализация агрессии с целью демонтажа социума изнутри? Или призыв к конструктивному прорыву на смене эпох? Время покажет. Но тенденция любопытна.
И если Джокер – это отражение последствий токсичности нашего времени, Малифисента – травмы отверженного, то Круэлла – вестник революции и трансформации старых порядков. Когда предшествующее поколение из последних сил держится за власть, не признавая естественного хода эволюции. Протест против монополии и лицемерия.
Я так понимаю, что нам пытались в этом фильме показать борьбу добра и зла через два цвета волос персонажей Эстеллы и Круэллы. Сомнительная попытка. Я не увидела ничего светлого и доброго в персонаже Эстеллы. Это просто подавленная сломленная Круэлла. Да, она мягче и добрее к своим друзьям, но у нее просто меньше сил и смелости для того, чтобы проявить во всей красе свою дерзость и отчаянность. И, как ни странно, сдерживало эту «красоту» ничто иное, как вина. Вина за смерть «матери». Не знаю, отдавали ли авторы себе отчет, но они наглядно показали, какой крутой и мощный инструмент управления и манипуляции – вина. И как только вина была снята, были сняты и оковы, удерживающие всю эту мощь в узде. Эстелла сыграла свою роль – гибкость и адаптивность необходимую для выживания, и после, за ненадобностью, была просто похоронена.
Давайте проследим путь ее трансформации. Началось все с того, что биологическая мать отказалась от неё. Было ли это сделано из банального эгоизма или из страха конкуренции, сложно сказать. Но баронесса, как успешный достигатор, категорически отрицала всё, что мешало ей идти к цели – тотальной власти и контролю всего, до чего она могла дотянуться. И к статусу законодательницы мод. Баронесса отвергла поле любви от слова «совсем». Что могло получиться из ребенка, получившего такой посыл в самом начале своей жизни? Да, приемная мать дала ей море любви. И это позволило родиться внутри Круэллы – Эстелле. И до момента трагических событий смерти приемной матери у Круэллы получалось совмещать в себе двух этих персонажей. Как будто бы она принадлежала двум этим полям и старалась соответствовать обоим. Так это бывает, когда родители ребенка в конфликте и транслируют разнонаправленные интенции. И это, кстати, показывает насколько поле, в котором родился и вырос ребенок, влияет на его идентичность.
После смерти матери Круэллой овладевает вина. А отсутствие поддержки и легального существования вынуждает ее скрываться и скрывать свою истинную сущность. Это было выражено в фильме через появление красного цвета волос. И это про страх и про нелегализованное, бесправное существование. Но потом она видит кулон «своей матери» на шее баронессы, узнает, что баронесса убила ее мать, и включается совсем другая история. Есть что-то важное и ценное, что-то МОЕ, и появляется право обладать этим и отстаивать СВОИ права. Появляется внятный конкретный объект, против которого уже можно бороться. Появляется территория, за которую можно воевать. Сначала эта борьба принимает вид подпольного противостояния, и возникает идея укрась кулон. Первая проба пера в образе Круэллы. Кулон она не получила таким путем (как потом становится понятно, и хорошо, что так), но о себе заявила. На этой встрече Круэлла честно заявила, что хочет быть такой же как Баронесса, иметь такую же власть.
После этого Баронесса попыталась отобрать лавры Круэллы, присвоив ее творение себе. После чего Круэлла начала практические открытую идеологическую борьбу с Баронессой. Очень интересна и показательна сцена, когда Круэлла с друзьями запирает баронессу в машине, и на лице у Круэллы в этот момент красуется надпись Future. Это самый откровенный намек авторов фильма на то, что смысл этой киноленты не только в личностном противостоянии, но и в противостоянии целых эпох, поколений. Пришло время нового поколения, время революции, смены, приход нового мира, и любые попытки старого мира удержать позиции в том виде, в котором они были до этого, бессмысленны. Либо сотрудничество, либо уничтожение. Баронесса не сдалась, хотя чуть дальше, ближе к концу фильма Круэлла дала ей шанс пойти другим путем. Но об этом чуть позже.
Далее идет несколько эпизодов об идеологической борьбе Круэллы и Баронессы, где Круэлла довольно творчески и смело отстаивает свою позицию и заявляет о своих правах на существование. Здесь хочется отметить, что произошло это все-таки только после того, как Баронесса признала ее талант и подтвердила ее гениальность. Т.е. по-любому нам, человекам, необходимо подтверждение и благословение старших фигур для того, чтобы предъявлять себя. Без этого подтверждения Круэлла вряд ли бы осмелилась на все эти поступки. Другой вопрос, что когда Старший оценивает нас и подтверждает нашу ценность, этому самому «старшему» важно выстраивать альянс и сотрудничество. А вот этого как раз Баронесса и не сделала. Чем и спровоцировала войну двух ярких и талантливых женщин. В этом ее главная ошибка. В жизни так тоже бывает, когда зрелая женщина не готова сотрудничать со своей выросшей дочерью и из страха конкуренции пытается дочь «замочить». В данном случае есть два исхода ситуации. Либо у нее это получится, и это печально для них обеих. Дочери понятно почему, для мамы – она проживет всю оставшуюся жизнь в чувстве вины, страха и напряжения. И если у нее это не получится – тоже печально для обеих. Для мамы – потому, что тогда дочь замочит ее. А для дочери – потому, что это право взято без благословения. В нем не будет Любви. Она всю оставшуюся жизнь будет искать этот мир и признание в своей душе. Ну, если не обратится к психологу, конечно. :)
В фильме в какой-то момент Баронесса, как более сильная, опытная и влиятельная женщина, побеждает Круэллу. И тогда все надежды, чувства и амбиции Круэллы сгорают в пламени ее страсти. Эпизод с пожаром. В нем есть и смысловая нагрузка. Для того чтобы пойти в новое, необходимо оставить старое и очистить место для того к чему идешь и стремишься. Огонь сделал свое дело, и обновленная Круэлла появляется перед нами в следующей сцене, уже с ключом от своего счастья. В прямом и переносном смысле.
И вот здесь случается самое интересное, на мой взгляд. Проявляется персонаж Джона. Между двумя бушующими женскими стихиями появляется Он и расставляет все точки над i. Сам персонаж Джона раскрыт очень слабо. Мы почти не знаем, кто он, откуда пришел и почему имеет такой вес в окружении Баронессы. Непонятно почему он занимает позицию Круэллы. Возможно, из верности Барону. Мне видится этот персонаж как олицетворение Закона, Порядка и Здравого смысла. Его действия продиктованы законодательной правовой базой. И он тот, кто как будто бы говорит нам: всему свое время. Старое сменяется новым, и так должно быть. Если старое не хочет уступать место новому или меняться, оно должно уйти. И это про то, что для «правильного» течения событий, хотим мы того или нет, нужны две энергии – мужская и женская. Новое рождается только из союза этих двух энергий, и не может родиться иначе. Джон спасает Круэллу из огня и легализует ее право быть тем, кем она есть по праву рождения.
И если все предыдущие попытки Круэллы сломать Баронессу были лишь укусами озлобленного волчонка и не увенчались успехом, то в момент, когда Круэлла обретает законное право, все происходит так, как должно быть. Эта попытка оказалась не только успешной, но и показала истинное лицо Баронессы. Восхищает способ, которым действовала Круэлла. Кроме того, что он очень тонкий и умный, это история о том, что она стала больше и сильнее. Круэлла не просто убрала Баронессу, хотя могла прямо заявить о праве на наследство и выкинуть ее на улицу. Круэлла дала шанс своей матери признать ее и выстроить альянс. И лишь выбор самой Баронессы стал для нее самой приговором. Круэлла сделала это не своими руками, а вскрыла яд, в котором сам же обладатель и захлебнулся.
Делает ли это Круэллу благородной? Не знаю. Вряд ли. Но уважение к ней вызывает. И, к сожалению, полностью лишает нас возможности сохранить хоть каплю уважения и сострадания к Баронессе и к тому «старому» миру, который она олицетворяет.
В одной из сцен «Круэлла» произносит известную фразу «Королева умерла. Да здравствует Королева!». Я бы ее немного перефразировала: «Агрессор побежден. Да здравствует Агрессор». Можно по-разному трактовать эту тему. Но самое важное и объективное здесь то, что без здоровой агрессии в этой жизни можно только выживать. Для того, чтобы жить, агрессия необходима. Она необходима для того, чтобы отстаивать права и интересы, она необходима для трансформации и развития, она необходима для здоровой конкуренции, для управления и удержания здоровой власти, и, в конце концов, она необходима для того, чтобы иметь смелость и дерзость идти в неизвестное, новое, выдвигать новые идеи и ценности. Это просто сила, энергия перемен и трансформации. А вот для чего ее и как использовать – это вопрос к тому, кто и как этой силой распоряжается.
Баронесса – типичная Снежная королева: хладнокровная, жестокая, циничная, эгоистичная. Круэлла – практически тот же персонаж, но с добавлением огонька. Снежная королева – это холодный белый и голубой, Круэлле же добавили черный и красный – цвета Дьявола. О чем, собственно, недвусмысленно намекает фамилия, которую взяла себе в конце фильма - Cruella Devil. Черный и белый - Дьявол, Трикстер и Сатана в одном флаконе. Это победа холодного разума над близостью и совестью, выгоды над альтруизмом. А параллельно проведена замена старых добрых злодеев, таких как Снежная Королева (Баронесса), на более сильных и изощренных - миксованных.
Как к этому относиться, будет решать каждый сам для себя. Я, в принципе, к «злодеям» отношусь неплохо. Они так же нужны, как и Благородные Рыцари и Доблестные Джедаи, спасающие вселенную. Наш мир дуален, в нем есть и черное, и белое, и красное и зеленое… И важно уметь видеть реальность целиком, а не выборочно. Смерть несет обновление, на фоне тьмы хорошо различим свет и т.д. и т.п.
Энергия Круэллы – это энергия революции. Революции против старой аристократии и управляющих верхов (персонаж баронессы), которые обосновались у власти, правят миром и избавляются от всех, кто может оказать им сопротивление.
Лично мне симпатичен дух свободы и креативности, который транслирует Круэлла. Хочется встрепенуться и встать с колен. И пойти против тех правил и догм, которые стали персональной тюрьмой и неадекватно сдерживающим фактором. Смелее проявляться, смелее конкурировать, смелее требовать свое. Но я зрелая сформированная личность. А вот какой посыл увидят в этом дети и подростки - для меня вопрос. Все-таки фильм диснеевский и рассчитанный на более молодую, а значит менее зрелую и сформированную аудиторию.
Интересно, что борьба двух главных персонажей идет на фоне моды, фешн-индустрии, которая всегда отличалась революционностью и вызовом. Более того, это та область, где новое обычно воспринимается как что-то хорошее и правильное, т.е. менее критично. Многие пытаются следить за модой, поспевать за ней, идти в ногу. А потому критичность в этой сфере сильно ниже, чем в остальных. Да и в целом творческим креативным людям часто социально позволены чудачества и экстраординарные действия. Они всегда были своего рода революционерами.
И вот приходит новое поколение, сносит старую систему и забирает то, что им принадлежит по праву, – их будущее. И делает это, как и положено молодому креативному поколению, дерзко, с эпатажем, самоуверенностью и силой.
Но тут вступает в силу другой интересный момент. Круэлла ведь не просто убивает баронессу, не уничтожает ее физически, не делает из неё великомученицу, а из себя агрессора. Она уничтожает баронессу морально и по закону, обличив её истинное лицо. И похоже именно за это Круэлла не становится народным Злодеем, а выглядит освободителем из-под гнета всех униженных и оскорбленных, всех перемолотых системой и съеденных ею заживо. И, видимо, поэтому, фильм нашел такой массовый отклик и популярность. Похоже, у людей назрело. Причем как в системном, политическом плане, так и в личностном. Очень много условностей, социальных догм и токсичности развелось в последнее время в умах и сердцах людей. Манипуляции и ложь стали нормой. И часто приходится работать с табуированной агрессией для того, чтобы помочь человеку встать с колен и научиться бережно и с уважением относиться к себе. И вот здесь внутренняя Круэлла - идеальный персонаж и помощник.
Резюмируя эту историю, хочу сказать, что, на мой взгляд, фильм про революцию - в системе и в сознании отдельно взятого человека. А революции они такие – редко добрыми бывают. Зато после них как после душа – происходит очищение и обновление.
И я по-прежнему приглашаю вас делиться своими мыслями, чувствами и соображениями по поводу озвученных фильмов на Телеграм-канале @Не Просто Кино - https://t.me/poymi_kino
А с вами была, я психолог Кира Дефонс.