Очень красивая и трогательная мелодрама и философская сказка в одном флаконе. Честно скажу, что меня этот фильм тронул до глубины души.
И если задаваться вопросом, о чем этот фильм, то что вы себе ответите? С одной стороны, сюжет фильма повествует о некоем успешном и харизматичном мужчине в возрасте 65 лет (персонаж Энтони Хопкинса) и пришедшей к нему Смерти в исполнении Бреда Питта. Все повествование фильма происходит в рамках нескольких дней из жизни Уильяма Перриша перед его уходом в мир иной, причем в тесной компании парня по имени Джо Блек, который по совместительству и является той самой Смертью, которая пришла за Перришем. Я к тому, что фильм, в общем то, не о самых радужных событиях и теоретически должен был бы быть довольно трагичным и драматичным. Но это абсолютно не так. Более светлый, трогательный и жизнеутверждающий фильм еще поискать надо….
Кажется, что Смерть здесь нужна была только для того, чтобы передать насколько прекрасна Жизнь! И авторам фильма и актерам это удалось на все сто! А то, как влюбляется в жизнь сама Смерть, – один из самых невероятных мотивов этого фильма.
И вместе с персонажем Бреда Питта, Джо, мы как будто бы тоже проживаем эту влюбленность. Для зрителя это невероятная возможность вспомнить, как это прекрасно и вкусно – ЖИТЬ. Зритель как будто проживает вместе с Джо Блеком моменты первой встречи с арахисовой пастой, первое прикосновение к другому человеку, первый поцелуй, первый секс. Мы смотрим на мир глазами Джо как будто увидели его в первый раз. И в этом очень много восторга и чистого незамутненного любопытства, открытости и жадности, уверенности и непосредственности!
Джо Блек, пришедший за Уильямом Перришем, решил устроить себе каникулы, вселился в тело случайного парня и пробует жизнь на вкус. И в нем удивительным образом сочетается: и детское любопытство, и непосредственность, и мудрость, а также уверенность и сила существа, которому никто не указ. С одной стороны, он здесь впервые, и ему все в новинку, а с другой - его власти и возможностям нет предела. Он хозяин, который впервые попал в свои владения и диктует свои условия. Это невероятный микс, придающий персонажу Бреда Питта запредельный шарм и харизму.
Это то, к чему стоит стремиться всем любителям личностного роста. Сохранить детское восприятие жизни и приобрести максимальную свободу действий и независимость от окружающих. Умение видеть и ценить все, что у нас есть, выходя за рамки шаблонного мышления и автоматизмов. Уметь относиться к жизни так, как будто ты здесь впервые или как будто это в последний раз. Это удивительное чувство – максимальной силы и осознанности. Быть здесь и сейчас, наслаждаться каждым моментом своей жизни. И диктовать жизни свои условия. Хотя бы иногда, хотя бы в самых важных моментах.
Мы часто автоматически фрустрируем себя правилами и ограничениями, выученными нами с детства. И даже не пытаемся, не пробуем, заранее считая, что то или иное действие невозможно или обязательно приведет к провалу, осуждению, отвержению. А ведь зачастую это исключительно наши фантазии. И тогда свобода, с которой действует Джо, – это просто праздник жизни какой-то. Но свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Это вопрос границ. Если мои потребности не залезают на территорию другого человека – все ок. Но здесь многие путают, где они залезают на чужую территорию, а где они берут на себя ответственность за комфорт другого человека. Мы не можем отвечать за эмоциональный комфорт другого человека. И мои выборы не обязаны быть удобны ему. Я могу пойти навстречу и позаботиться об этом, но это не является моей обязанностью. И я могу выбирать что-то для себя, что теоретически может не понравиться другому человеку.
Вспомните сцену с печеньками на совещании. Нарушил ли Джо чьи-то границы? По большому счету, нет. Чайный столик находился в помещении, и рядом с этим столиком стояла специально обученная тетенька. Так что Джо имел полное право попросить эти печеньки. С другой стороны, таким образом он перебил Дрю, и сделал это осознанно и намеренно. Формально он прав. На уровне отношений всем стало понятно, зачем и для чего он это сделал. Это тонкий осознанный троллинг с абсолютно понятным намерением. И для того, чтобы ваши действия не были восприняты таким же образом, если у вас нет такой задачи, все, что вам необходимо, - совершать свои выборы не из точки самоутверждения, а из точки выбора своего интереса: вежливо, но настойчиво.
И здесь важно обратить внимание на еще один аспект: смерть как метафора не-привязанности. То, что развязывает руки Джо, – ему нечего терять. Нам, простым смертным, эта привилегия не доступна. Но зерно этого феномена важно знать и использовать. Когда мы отстаиваем что-то свое, очень ценное и значимое, очень важно быть готовым идти до конца. Если этой готовности нет – здравствуй, зависимость. Если я ради галочки в паспорте готова терпеть токсичное к себе отношение – это грустно. Если я ставлю условия на работе, но все понимают, что никуда я не денусь, – шансы на успех практически равны нулю. Если я с чем-то не готова расстаться, отпустить – я становлюсь заложницей своей собственной зависимости.
Через символическую смерть проходят все кризисы и трансформации: человек умирает в прежней идентичности и рождается в новой. Можно очень эффективно проверить свою систему ценностей через призму смерти, задав себе вопрос – а о чем я буду жалеть на смертном одре? Смерть – это лакмусовая бумажка, это софит, который подсвечивает сцену Жизни. Именно ощущение конечности чего бы то ни было рождает ощущение значимости и ценности.
Очень интересен персонаж Энтони Хопкинса – Уильям Перриш, газетный магнат, волевой, честный, успешный, мудрый. Надо отдать ему должное – с какой честью и выдержкой он встретил свою Смерть в виде парня, которому он сам же дал это имя – Джо Блек. Это был настоящий вызов для него. Вызов, с которым он справился с достоинством. И здесь интересно наблюдать за сильным человеком, которому выпал шанс спокойно завершить дела и уйти с достоинством, зная куда он идет и когда. Мне кажется, это великий дар, который дан далеко не всем. Прожить достойную жизнь и иметь возможность подготовиться к уходу: завершить дела, сказать нужные слова родным и любимым, подготовить все к своему уходу и попрощаться… Главное, попрощаться. Это тяжело, но крайне важно. Для всех.
Интересна в фильме линия отношений Перриша со своими дочерьми. Старшая, Эллис, все время пытается заслужить любовь отца, не замечая, что он ее и так любит. И сильно ревнует его к младшей – Сьюзан. Это очень распространенная история, когда человек априори считает, что любить можно только за что-то и пытается эту любовь заслужить, заработать чем-то. И обычно такие люди сильно страдают от такой стратегии сами. И не дают возможности ни себе – просто получать эту любовь априори, ни другим – просто дарить ее. Сьюзан в этом отношении гораздо более конгруэнтная. Она просто есть, просто любима, просто любит. Она аутентична, искренна, в меру застенчива, в меру мудра. Именно она покоряет сердце Джо, чем несколько усложняет ситуацию. Но одновременно с этим делает ее более романтичной и душещипательной. Они похожи с Джо своей уверенностью, искренностью и аутентичностью.
В результате мы имеем не одного супергероя, сильного, умного и богатого, а целых трех – каждый из которых вносит свою изюминку в этот праздник Жизни. А уж игра актеров, этого звездного трио, не оставит равнодушным никого.
И всех этих трех персонажей отличает от других одно свойство – у них очень ярко развито чувство Достоинства. Это очень многослойное чувство, включающее в себя целый спектр качеств, навыков и свойств. Но основное здесь - ощущение самоценности и уважение к себе и своим границам. Это то, чему стоит поучиться у этих персонажей. Когда человек живет из своей системы ценностей, верен себе и своему морально-этическому кодексу, имеет силу и смелость идти своим путем, даже если это не нравится другим – это всегда вызывает уважение, как у окружающих, так и у него самого по отношению к себе. И наоборот, когда человек подстраивается под обстоятельства и ради сиюминутной выгоды или невротической потребности, из страха или из жадности выбирает «прогнуться», чтобы получить прямо сейчас, когда он идет на сделку с совестью, он теряет уважение к самому себе и потом его сложно восстановить. А без уважения ощущать Достоинство невозможно. Так что здесь нужно отдать должное и Перришу, и Джо в том, насколько они следуют своим выборам и решениям, даже если им весь окружающий мир твердит обратное. И если Джо сверхперсонаж, то Перриш вполне себе человек, и именно благодаря этим качествам, он стал тем, кем он стал.
И важно еще раз вспомнить о том, что только в дуальности проявляется ценность и значимость. Что без тьмы мы не могли бы оценить свет, без преодолений не смогли бы насладиться победами, без смерти оценить насколько прекрасна жизнь.
А про что для вас этот фильм? Что зацепило? На что обратили внимание?
Жду ваших откликов и соображений на канале @Не Просто Кино – - https://t.me/poymi_kino
А с вами была я, психолог Татьяна Кириченко.