Фильм о возвращении потерянных частей души. Удивительно, что при таком сюжете фильм не стал ни банальным детективом, ни тупым триллером.
Фильм основан на реальных событиях, и создателям фильма, по крайне мере его скандинавской версии, удалось передать глубину человеческой души и отношений. Это не просто расследование преступления, это история о том, что происходило параллельно в душе персонажей, о том, как трансформировалась их душа, и о том, как они лечили свою раненую душу друг об друга.
Это фильм о работе с травмой. Причем как на уровне нации, так и на уровне семейной системы, так и на уровне отдельно взятого человека. Очень аутентичная и бережная работа.
Больше всего восхитило, как будучи жертвой обстоятельств человек умудряется не стать Жертвой.
Кроме того фильм дает ответ на вопрос: как не утонуть в ненависти, и что нужно для того, чтобы не только отомстить, но и исцелиться.
А еще он про страх близости. О том, как мы отчаянно к ней стремимся, и как же на самом деле страшно оказаться обнаженным и уязвимым перед другим человеком.
В общем, крайне глубокий и очень исцеляющий фильм.
В основе сюжета лежит одноименная книга Стига Ларссона. Сам автор книги в юношестве перенёс травму - он стал свидетелем изнасилования девушки тремя своими друзьями, которое он не смог остановить, после чего защита женщин стала одним из краеугольных камней его личности и деятельности. По его собственным словам, его вдохновением для женского образа стал мысленный эксперимент – «а что, если взять Пеппи Длинныйчулок и дать ей вырасти в жестокой современности?». Получившаяся в результате героиня по имени Лизбет Саландер стала очень запоминающимся женским образом на сегодняшний день, как визуально, так и по характеру.
Что касается мужского персонажа, Микаэла Блумквиста, то он написан под вдохновением от образа Калле Блумквиста (герой подростковых детективов Астрид Линдгрен), но тоже через призму того факта, что сам Ларссон на протяжении многих лет был редактором и основным сыщиком довольно неудобной для многих журналистской группы Expo, которая расследовала нацистские группы, «убийства чести» и проблемы иммигрантов. Так что и этот персонаж написан плотью и кровью, что довольно разительно отличает его от большинства «обычных» героев детективов.
Итак, в этом фильме мы наблюдаем противоборство двух сил. С одной стороны - разрушительная жестокая сила, вопиющая несправедливость, насилие и шовинизм. А с другой – вера в справедливость, порядочность и честность. Преступник и Судья, Агрессор и Палач, Насилие и Кара. Два вечных спутника, которых разделяет Закон – писанный и неписанный. А по факту лишь способность и сила потерпевшего вернуть себе свое.
На мой взгляд, более всего здесь раскрыта тема поведения жертвы, которая не готова быть жертвой. Чего в этом фильме нет, так это смирения. Здесь нет «бедных родственников», жалующихся на жизнь. Зато здесь есть люди, не готовые мириться с положением вещей и умеющие бороться за свою территорию – как физическую, так и психологическую. Именно этим фильм, на мой взгляд, и интересен.
Что касается «преступников», здесь все довольно банально - шовинисты, нацисты, фанатики, извращенцы. Интересен только тот факт, что в данном фильме все злодеи - мужчины. Хотя эти пороки присущи одинаково и мужчинам и женщинам. Но будем считать, что это просто ситуативная раскладка данного конкретного сюжета.
А вот что касается борцов за справедливость… вот здесь довольно интересная история разворачивается. Нам показывают два абсолютно разных подхода и персонажа, с разными мотивами и способами достижения цели.
Начнем с девушки, Лисбет. В целом ее мотивы понятны. Она и есть та самая «жертва», которая не готова быть жертвой. Она борется за свое существование, она мстит, она прямым способом наказывает своих «обидчиков» и отвечает ударом на удар. Причем надо отдать ей должное: делает она это совершенно не истерично, а продуманно, взвешенно и своевременно. У нее железная выдержка и запредельная сила воли. И это именно то, что переводит ее из статуса жертвы в статус мстителя и судьи. Обычно жертвы либо впадают в беспомощность и горевание, либо агрессируют в ответ. Причем часто импульсивно и непоследовательно. Чего не скажешь о Лисбет. Это шикарный пример, как не быть жертвой даже оказавшись в совершенно нечеловеческих условиях. Мне реально очень любопытно, как она умудрилась не съехать с катушек, не потерять внутренний стержень, не растерять самообладание в таких обстоятельствах. Но этого нам, к сожалению, не показали. И вообще персонаж Лисбет очень слабо раскрыт. История понятна лишь по коротким обрывкам ее воспоминаний. Но этого явно не достаточно для составления полной картины. В целом персонаж очень сильный, яркий, харизматичный и в настоящем времени прорисован довольно детально и глубоко. Для полноты картины не хватает только анамнеза. Но даже то, что нам показали, – впечатляет. Сексуальное насилие со стороны отца, затем такое же вопиющее поведение ее опекуна. И в обеих ситуациях она смогла постоять за себя. Удивительно, как ей, 12 летней девочке (по-моему, столько лет ей было, когда она «ответила» отцу) хватило решимости и сил это сделать. Сосредоточенно, хладнокровно, с ненавистью в душе и глазах, но она сделала это тогда, в детстве. Умная, красивая, дерзкая, сильная, хладнокровная, целеустремленная, собранная… Сама Кара во всей своей мощи и силе!
Что она нам транслирует? Месть и агрессия не должны поддаваться эмоциям. Эмоции – это стимул, это топливо. А вот реализовывать месть важно из другого состояния. Мудрость, которая неподвластна многим, сила, которой владеют единицы. Стоит поучиться у неё тому, как она присваивает свою агрессию. Она не пытается выглядеть белой и пушистой. Она пережила чудовищную травму и не единожды. И она очень аутентична в своей агрессивности и жестокости. Именно это позволило ей не скатиться в сценарий Жертвы, как это случилось с ее матерью. Это позволило не сойти с ума от ужаса и бессилия. Это позволяет ей сохранять себя несмотря ни на что. Она сохраняет четкую оценку происходящего внутри себя - они плохие, так быть не должно. Это аккумулирует направляет ее агрессию четко по адресу. Это дает ей силы и право быть тем, кто она есть. Всем своим видом она показывает, что она «на тропе войны», и всем, кто так или иначе причастен к нанесению ей или ей подобным боли, явно не поздоровится. Она оседлала своего внутреннего Дракона и вышла на тропу войны. Предполагаю, что татуировка – это метафора ее выбора.
Но нам важно обратить внимание еще и на второго главного персонажа – Микаэля. Он в этой истории очень конгруэнтен, очень на своем месте. Без него и без еще одного персонажа, о котором чуть позже, эта история не была бы такой глубокой и красивой. Ярость Лисбет понятна. А вот Микаэль действует совершенно на ином топливе и на другой энергетике. Сдержанный, целостный, спокойный - он просто Страж Порядка и Закона. Кажется, ничего личного нет в его поведении. Но думаю, что это не так. Хотя, опять же, его историю нам не показали. Тем не менее, его роль здесь архиважна. Это роль справедливого поддерживающего Отца и Мужчины, способного УВАЖАТЬ. Уважать женщин, уважать закон, уважать себя, собеседника. Он – квинтэссенция Справедливости и Порядка. С хорошими границами, с умением не вовлекаться личностно и эмоционально, с умением слушать и слышать, с умением уважать чужое и не отдавать свое, с умением последовательно и скрупулёзно идти к своей цели. Он стал идеальным дополнением к энергии и острости Лисбет. Его умение держать границы и уважать других людей стали тем, на что смогла опереться Лисбет. Он контейнировал ее энергию, он выдерживал ее колкость и агрессивность, даже когда она нарушала его границы. По сути, он стал для нее тем самым правильным отцом, способным услышать и принять ее такой, какая она есть. И это самая красивая часть этой истории. Мне кажется, без такой фигуры - уравновешенной, спокойной, мудрой и принимающей – эта история превратилась бы просто в очередной боевик, детектив, драму. Ну расфигачила бы Лисбет все, до чего дотянулась бы, ну отомстила бы своим обидчикам, ну и все. Это была бы просто месть озлобленного волчонка, у которого оказались достаточно крепкие зубки. Но присутствие в этой истории Микаэля, не вовлечённого личностно, сделало из этой истории глубокую, мудрую и уравновешенную историю о восстановленной справедливости. Знаете почему? Потому что в мести всегда не хватает обретенного душевного спокойствия. А это ничто иное, как возвращение потерянных частей души. Микаэль стал тем, кто не просто помог отомстить, но и вернул своим присутствием то хорошее бережное и уважительное отношение, которое было отнято у Лисбет и тех женщин, которых они искали и находили. Другие мужчины у них это отняли, а он им вернул. Просто своим отношением, просто тем, что верит и делает, потому что так считает. Это та часть души, которая верит и надеется на справедливость, на то, что ко мне можно хорошо относиться, меня можно уважать, любить и не принуждать. Та часть, которая умеет верить в хорошее, а не только ненавидеть. Таким образом восстанавливается баланс и уравновешивается сама история и психика. И Микаэль здесь олицетворение того, кто эту часть души возвращает. Без такого мужчины, а это должен быть именно мужчина, эта часть души не вернется. Эта часть души – потерянный Анимус, Защитник и Отец. И значимость этой части переоценить невозможно. И если она сломана или заморожена, ее обязательно нужно отогреть и исцелить. Без нее теряется смысл существования.
И после того, как Лисбет вернула эту часть души, она перестала мстить. Но она и не стала милой кошечкой. Она перестала мстить, но пошла заниматься тем, что она умеет лучше всего – восстанавливать справедливость. Она сделала свою травму своим оружием. И последние кадры фильма - об этом.
Очень любопытен персонаж Хенрика Вагнера, который инициировал всю эту историю. Это персонаж, который усилил персонаж Микаэля. Или Микаэль усилил персонаж Хенрика? Хенрик Вагнер 40 лет верил и искал ту, которую любил. Это невероятно. Это пример веры и целеустремленности. Будучи главой серпентария, паразитирующего на его богатстве, он продолжал поиски и не оставлял попытки восстановить справедливость и найти потерянную часть своей души. И здесь можно попробовать рассмотреть семейство Вагнеров как единый организм, в котором в силу алчности и жестокости была вытеснена и уничтожена его самая нежная и чувственная уязвимая часть в виде племянницы Хенрика – Харриет.
И тогда вся эта история обретает совершенно иной смысл. Когда главный герой Хенрик Вагнер, пройдя большой путь, обретя власть и богатство, в силу отказа/потери своей наивной, честной и чувственной части, подойдя к завершению пути возвращает себе эту потерянную часть, без которой весь его путь был бы пустым и бессмысленным, он возвращает свою любовь и нежность, свою совесть и внутреннюю чистоту.
А вот зачем, для чего нужно было от этой части своей души отказываться, и вообще нужно ли было – это вопрос. Действительно ли она мешает добиться успеха в социуме и построить свою империю? Думаю, это философский, а может и риторический вопрос. Хочется услышать ваше мнение по этому поводу. В любом случае, согласитесь - это очень хитрый ход со стороны Хенрика – не убить, а сослать на время свою совесть и уязвимость, а потом, когда дело сделано, с помощью внутренней раненой Амазонки и Отца, ее вернуть.
Еще один важный эпизод фильма – это сцена, где между Лисбет и Микаэлем происходит секс. Это была завершающая отчаянная и одновременно смелая попытка Лисбет проверить границы Микаэля. Своего рода проверка – а не превратится ли он в чудовище, если она сделает «это»? И он не превратился, не воспользовался, не стал предъявлять на нее права. Просто спокойно принял. Это тот момент, когда Лисбет смогла вернуть свою потерянную часть души. Именно в этот момент произошла трансформация.
Мы все стремимся к близости, и зачастую с той же силой, с какой стремимся, боимся и отталкиваем ее.
Жду ваших размышлений в чате канала «Не Просто Кино» - https://t.me/poymi_kino
С вами была я, психолог Татьяна Кириченко.