Разборы фильмов

«Трасса 60», 2001, Канада, США

22.09.2021  00:00

Довольно интересная архетипическая сказка с моралью, о поиске своего предназначения, снятая достаточно легко, непринуждённо и местами даже с юмором.

Главный герой, Нил Оливер окончил высшее учебное заведение и решает, кем же ему стать и куда направить свой жизненный путь: по проторенной папой дорожке в юридической сфере? Или стать художником, к чему у парня, похоже, есть все предпосылки.

Честно говоря, альтернатива довольно заезженная и несколько примитивная: система или свободное творческое плавание и служение Искусству? Можно было бы с таким же успехом выбирать между сердцем и разумом… Так что в этом отношении фильм оригинальностью не блещет и опирается на классическое клише: выбор между Свободой и Системой. Но фишка в том, что одно без другого существовать не может: в реальности необходимы оба этих компонента.

Ну а послание о том, что идти чужим путем – дело гиблое, – это да, полезно лишний раз себе напомнить об этом.

Интересно раскрыта тема отношений отцов и детей, в прямом смысле этого слова. Есть парень Нил, есть его родной отец. И вот в процессе фильма появляется персонаж О.Ж.Грант, который становится ему «альтернативным отцом». И если первый, биологический отец – это отец опекающий и потому несколько кастрирующий и контролирующий, то второй альтернативный «отец» – развивающий и доверяющий. О. Ж. Грант, конечно, больше подходит на роль Учителя или Наставника, чем на роль отца. Но я не зря провела эту параллель: это очень хорошо описывает разное отношение отцов к своим детям. Это две крайности, которые чаще всего встречаются в реальности: папа опекающий и папа развивающий. В идеале бы, конечно, реальным папам уметь совмещать обе эти стратегии: с одной стороны, уметь защищать, опекать и помогать, а с другой –доверять, отпускать и провоцировать на развитие.

Но главное, на что я хочу обратить внимание, это на то, что опека и развитие – это две взаимоисключающие стратегии. Пока мы опекаем своих детей, они не развиваются. Но и не получив базовой опеки и ощущения безопасности и устойчивости, они не смогут пойти в развитие. Поэтому наша задача как родителей балансировать между этими двумя стратегиями воспитания и отношения к детям.

По сути этот фильм – красивая метафорическая сказка о сепарации в формате Пути Героя, который для получения своего «грааля» - права жить свою жизнь - проходит несколько испытаний, которые его инициируют и трансформируют.

Если пойти за Нилом по этапам его пути, то мы попадаем в классическое путешествие героя с преодолением препятствий и испытаниями, которые ему необходимо пройти. И то, что этой трассы не существует в реальности, говорит нам о том, что это Его персональный путь, который он ищет и выбирает на каждой развилке.  А по факту строит, прокладывает его с нуля, учась опираться на себя, доверять себе и своей интуиции. Это история про то, чтобы в какой-то момент своей жизни взять ответственность за свою жизнь на себя. Иногда это сложно, потому что присутствует страх перед осуждением и отвержением старшей фигуры – родителей, наставников, социума. Но для того и нужна сепарация, чтобы научиться мыслить вне зависимости от мнения окружающих и в первую очередь от мнения тех, кто раньше был для тебя опорой и эталоном. Сепарация – это смелость мыслить иначе, чем думают родители. Вырасти из этих рамок и позволить себе быть несогласным с ними. И тогда появляется совершенно другой уровень близости и понимания. Но это потом, а пока…

С чем сталкивается Нил Оливер на своем пути героя? Какие испытания приготовил ему Наставник?

1. Девушка, которая искала свой идеал. Урок – не вестись на искушения, не быть одним из сотен кандидатов, читай не идти путем стада, выбирать только то, что тебе действительно нужно и не терять достоинство.  Самое главное, на мой взгляд, в этом уроке – это не терять из-за искушений свободу выбора, не становиться зависимым от них. А еще здесь звучит тема перфекционизма, когда мы в погоне за идеалом блокируем возможность быть в реальности и признавать реальные результаты, находимся в погоне за призрачным совершенным счастьем и не находимся в сегодняшнем дне, и обесцениваем то, что есть, и то, чего уже достигли. Это тема непринятия своего выбора.

2. Мужчина, который может сколько угодно много съесть. Здесь, мне кажется, все довольно просто. Будь умерен в своих желаниях и не утони в них. Бойтесь своих желаний - они имеют свойства сбываться (Шекспир и Булгаков). Это про то, что переизбыток убивает ценность. У Нила было все. Это «все» ему дал папа, и потому он не может это оценить.  А еще это про то, что не на все желания у нас достаточно сил и ресурсов, чтобы их сдюжить. Поэтому возвращаемся к простой идее о том, что нам дается ровно столько, сколько мы можем потянуть, и к чему мы реально готовы.

3. Город, где легализован наркотик под названием Эйфория. В чем мораль? Не употребляй наркотики, они превращают человека в животное и в рабов? Возможно. Но мне кажется, что тут мысль несколько глубже. Это такое предостережение от бездумного гедонизма. Конечно, круто все время быть счастливым, но без кризисов и преодолений не будет развития и осознанного выбора. Кроме того, тотальная эйфория действительно отупляет человека. Зачем расти, двигаться и чего-то добиваться, если и так все хорошо?! Это про то, что стремление к абсолютному счастью приводит к потере воли.

И меня немного смутил выбор мамочки, которой Нил помогал найти сына. Видимо, это метафора того, на что способны родители в своей слепой любви к детям… Печально.

4. Человек, который смертельно болен, паталогически не переносит лжи и шантажирует всех, кто идет в разрез с его взглядами на жизнь, внушающим количеством динамита вокруг своего торса. Я думаю, что это был тест на ответственность, который наш Герой прошел с достоинством. Но здесь важно обратить внимание на тот факт, что этот товарищ был смертельно болен и ему было нечего терять. В реальной жизни такое редко бывает. Поэтому для меня это история про то, что если ты хочешь каких-то изменений, то будь готов быть честным с собой, и будь готов отказаться от сиюминутного комфорта и быстрой выгоды. Т.е. про готовность отказываться и терять во имя чего-то важного, и про смелость быть в контакте со своей системой ценностей.

5.  Музей поддельного искусства, где на самом деле висят подлинники. Можно конечно по-разному трактовать это испытание. Мне ближе история о том, что чаще всего то, что действительно ценно, не выставляется напоказ, не кичится и не кричит об этом всему миру. А если о чем-то и кричат, то не стоит вестись на это и бежать стадом за рукотворным кумиром. Опять же, про опору на себя и свое чувствование, в противовес опоре на клише. Ну и про интимность – т.е. умение держать самое ценное для тех, кто это реально сможет оценить.

6. И завершающим испытанием стал город адвокатов Марлоу. Ну тут, похоже, авторы пытались изобразить в абсурдизированном варианте будущее самого Нила, если бы он выбрал пойти по стопам отца. Ну и еще это испытание о том, к чему приводит фанатичность в попытке законодательного урегулирования жизни человека. Там, где процветают правила и не остается места творчеству, свободе мысли и спонтанности, – там умирает жизнь и воцаряется глупость. А еще это про попытку прикрыться правилами там, где нет готовности быть честным с собой и выстраивать свой путь – свое мнение, свое видение, свою систему ценностей. Правила разрушают индивидуальность и вариативность.

Интересно, почему правила рождают ложь? Ведь все в этом городе прекрасно знали и понимали, что все обвинения сфабрикованы и ложны? И тем не менее, слепо играли в этот театр абсурда. Возможно, это как раз про исключение человеческого фактора, про игнорирование индивидуальности и про то, что там, где есть слепые правила – нет места честности и искренности.

Кроме того, эту историю можно рассматривать как послание о том, как иногда мы загоняем себя в театр абсурда правилами и ограничениями, которые мы сами же себе и придумали.

А еще, город адвокатов – это метафора того вакуума, в который мы попадаем, находясь в своем круге общения. И про то, что предложение диктует спрос, а не наоборот. Про то что люди идут в профессию, потому что модно/выгодно/перспективно, а не по призванию души.

Это удивительное противопоставление Системы и Свободы, про которое я писала в начале. В реальности необходим очень тонкий и мудрый баланс между двумя этими категориями.

Очень интересен эпизод прихода мистера Коди. Это похоже на то, как пришел справедливый сильный папа, всех наказал и построил. Но в жизни так бывает редко. А вот ждем мы его часто. Во многом, это умение противостоять толпе и глупости, и умению быть готовым от чего-то отказаться, чтобы добиться своих целей. Мистеру Коди было нечего терять, в отличии от всех остальных. Это делало его практически неуязвимым. В жизни, когда вы диктуете свои условия, вам важно не быть зависимым от людей и обстоятельств. Иначе, вы будете уязвимы и управляемы.

Интересен эпизод про Убийцу. С одной стороны, Нилу показали, что произойдет, если он пойдет по пути, который ему предлагает отец. А с другой, можно увидеть интересное послание авторов фильма… Мы часто ищем опасность снаружи. Но зачастую она находится внутри нас. И быть знакомым со своей теневой частью порой очень полезно и даже жизненно необходимо. А еще это послание о том, что будет с человеком, если он не будет делать Свои Выборы.

И здесь показательны две сцены: одна в начале фильма, другая в конце. Первая – это семейное торжество, где папа рулит всем. Вторая – когда Нил приходит к нему в кабинет и объявляет о своем решении стать художником. Это Нил до Пути Героя и Нил после пройденных испытаний. Путь Героя всегда приводит к правильным трансформациям. И для меня это про то, что трансформация не происходит мгновенно – это целый путь, по которому необходимо пройти, чтобы достичь цели.

А поможет нам пройти по этому пути баланс между автоматизмом и открытостью новому. Это нам изящно показывают в эпизоде в больнице. Тот самый эпизод в фильме, когда дядя О.Ж.Гранта Рей приходит к Нилу и показывает ему «фокус» с картами, который наглядно демонстрирует как работает наш мозг, подставляя недостающие элементы и достраивая реальность под заготовленные шаблоны. Без автоматизма, конечно, тоже никуда. Это механизм, выстроенный эволюцией и помогающий нам не учиться ходить и говорить каждый божий день. Но если мы будем опираться только на него, то мы очень быстро окажемся в матрице. И будем просто проживать день сурка. Чтобы этого не произошло, важно уметь иногда смотреть на вещи под другим углом, сохранять любопытство и интерес к жизни до последнего дня. Брать из полученного опыта главное, но не ожидать, что в следующий раз будет так же, как вчера. С каждым новым человеком, новым проектом, новой задачей, даже если вы решали ее сто раз, будет по-другому. Наша задача – разглядеть это «по-другому». Мы часто принимаем желаемое за действительное, стандартизируем видимое под то, что мы ожидаем увидеть, и не даем себе заметить, что же происходит в реальности. В фильме этот эпизод играет роль эдакой сбивки замыленного взгляда перед важным путешествием за персональным Граалем. Хотя нам бы всем не мешало об этом помнить и временами протирать свои привычные очки ожиданий, сквозь которые мы смотрим на мир. И путешествия для этого самый подходящий момент. Меняется внешняя картинка, и вместе с ней легче видеть реальность, а не свое внутреннее привычное кино… Поэтому многие люди интуитивно так любят путешествия.

Ну и, конечно же, отправляясь в подобные путешествия было бы неплохо научиться читать знаки вселенной, читай смотреть внимательно по сторонам, доверять себе и миру, задавать открытые вопросы и замечать на них ответы. После пути испытаний Героя - это вторая важная тема фильма. Иди в согласии с собой и доверяй судьбе – замечай, что она хочет тебе сказать или дать тем или иным способом. И именно эта вторая тема и делает этот фильм таким легким, интригующим и вдохновляющим. 

Интересен эпизод, когда Нил выбрасывает шарик, который отвечает на вопросы. Эдакая метафора нити Ариадны. Это тот момент, когда Нил проходит этап сепарации и принимает ответственность за свою жизнь на себя. Ну и принимает решение доверять себе и не пытаться найти ответы на все вопросы. Когда он понимает, что эти ответы невозможно конгруэнтно интерпретировать из состояния «здесь и сейчас». И то, что мы думаем и чувствуем, находясь на этом этапе пути, через пару шагов окажется совершенно иным. Ну и о том, что больше ему подсказки не нужны. Он научился доверять себе и читать Свою Дорогу.

А про что для вас этот фильм? Как вы прочитали для себя испытания, которые проходил главный герой?

Пишите свои соображения на канале @ПоймиКино - - https://t.me/poymi_kino и участвуйте в наших обсуждениях.

С вами была я, психолог, Татьяна Кириченко.