Разборы фильмов

«Куда приводят мечты», 1998, США, Новая Зеландия.

12.06.2021  00:00

Психоделический экзистенциальный фильм о «любви», о вере (но не религии) и о том, как устроен человек: Персона и Тень, светлая и темная сторона личности.

И начать я хочу с «любви». Я не зря беру это слово в кавычки - её здесь нет. Здесь есть симбиоз и зависимость.  И еще идеализация. Карамельные отношения, образцово-показательные, как будто застывшее полотно картины. Как будто весь фильм снят для того, чтобы главный герой, Крис, таки проиграл своим иллюзиям, чтобы наконец обрести себя настоящего, и, возможно, настоящую реальную любовь.

Ну а вера, даже в себя, не всегда оказывается хорошим другом. Если до 40 лет верить в Деда Мороза… Может это и прикольно, но очень затратно. Вера в чудеса – это мило, но часто больно. В итоге мы получаем какую-то очень не сбалансированную и рафинированную историю инфантильности, где человек мало видит реальность и вместо этого носится со своими мечтами о ней.

Мечты – это здорово, когда они превращаются в цель. Когда же человек просто находится в мире фантазий, ничего не прикладывая к их реализации, они становятся ядом с отложенным действием: человек постепенно уходит в мир грез, разочаровываясь в реальной жизни.

Безусловно, отношения между Крисом и Энни потрясающие: теплые, поддерживающие, внимательные, бережные. Но в них абсолютно отсутствует агрессия. Агрессия как жизненная сила, необходимая для сепарации, для отпускания старого и отжившего, как энергия для отстаивания своих границ и потребностей. Не только личных, но и границ и интересов пары. В Крисе нет сил даже на то, чтобы признать свое горе и отчаяние по поводу потери детей. Все, что он может, это «держаться» и СПАСАТЬ.

Их отношения с Энни начались с того, что он стал для неё костылем, спасательным кругом. А она оказалась для него идеальной подопечной – несуразной, немного неуклюжей, неуверенной в себе и вечно растерянной и милой девочкой. И он мог быть с ней, только пока она такая. Что делать с уверенной в себе, агрессивной женщиной, реально проживающей горе, он понятия не имел.

Энни – Тень Кристи. Это отношения Родителя и Ребенка. Взрослым в этой карамельной сказке нет места. Он компенсировал свою внутреннюю неуверенность и несуразность спасательством и заботой об Энни, которая проявляла все то, что было скрыто у него внутри. Она была его проектором, высвечивающим внутреннюю реальность. Но долго поддаваться такой инвалидизации невозможно. Рано или поздно «неблагодарная жертва инвалидизации» обнажает зубки и пытается выгрызть себя из цепких лапок такой удушающей любви и заботы.  

Очень красиво показано как он буквально душил её заботой после своей смерти. Она страдала «потому что он этого хотел». Его наставнику пришлось неоднократно повторить эту мысль, пока она дошла до него. При жизни она оставалась «инвалидом» только потому, что ему было необходимо «быть нужным»! Какая же это важная, мудрая и правильная мысль! Если бы только люди могли видеть этот механизм! Насколько более здоровой стала бы тогда наша жизнь! Но пока, увы и ах, это встречается сплошь и рядом. В разной степени и формах проявленности.

Но вернемся к главной теме фильма. У меня складывается ощущение, что часть фильма до попадания Криса в Рай – это лишь завязка. Самое главное и интересное начинается как раз тогда, когда он умирает. «После смерти жизнь не заканчивается. Конец — это всего лишь начало». Это о том, что для того, чтобы началось что-то новое, старое должно закончиться. Чтобы начался новый день, ночь должна завершиться. Чтобы найти себя настоящего, нужно отпустить иллюзии о себе идеальном. :)

И попадание Криса в Рай – это его «приход к психотерапевту», который объединил две разрозненные части одного человека – его светлую и темную части, подлечил его Персону и интегрировал его Тень.

Его психотерапевт (по совместительству его сын и дочь… ох, как часто наши дети становятся для нас самыми мощными психотерапевтами) научил его:

- отпускать отжившее,

- находиться в реальности, а не в иллюзиях таковой (метафора мира из красок),

- не быть в слиянии и признавать автономность другого человека,

- опираться на себя, слышать себя и выбирать себя,

- видеть то, что есть, а не свои фантазии на тему,

- расширять границы сознания и видеть новые возможности…

«Люди считают невозможным то, чего прежде не случалось».

«После смерти только одна дорога — мечта» (прим. Когда отпускаешь=даешь умереть своим страхам, освобождается место и силы для мечты).

«То, во что ты веришь, становится твоим миром»…

И после того, как расширение сознания прошло более-менее успешно, началась его дорога в Ад – на свою темную сторону.

- борьба со страхами, и, в основном, со страхом несостоятельности,

- борьба с желанием всех спасти и всем помочь,

- страх «упасть» и признать отчаяние и горе…

«Не сдаваться, быть сильным — это его убежище. Он так гнал от себя страдания, что даже рвал связь с теми, кого любил...»

И только когда он увидел своих сына и дочь такими, какие они есть, и когда «сдался», случилось Исцеление.

«Иногда когда проигрываешь, побеждаешь.». Самая мудрая и сильная мысль фильма. Мне кажется, ради неё-то весь фильм и затеян.

Только проиграв своей Тени, можно выиграть в жизни. В ней весь ресурс, вся мудрость и сила. Какой бы прекрасной ни была ваша Персона, без Тени она лишь обертка без конфеты. Боль, отчаяние, слабость, страх, ярость – все это как обратная сторона Луны. Без них от Луны будет только половинка. В результате она окажется урезанной неполноценной обманкой. Настоящая Луна круглая, и без того, что спрятано в тени, это плоский нежизнеспособный круг на небе.

Игра людей в «позитифф» - опасная штука. Это как стоять на одной ноге: неустойчиво и однобоко. Жизнь дуальна во всех своих проявлениях. И если смотреть только в одну сторону, может развиться остеохондроз и косоглазие.

Все, кто проходил свой путь «психотерапии», рано или поздно спускались в свой персональный «ад» и присваивали себе отвергнутые части. И те, кто это прошел, хорошо знают, насколько это целительно и ресурсно. :)

А сколько еще мудрых и правильных мыслей в этом фильме.

 «Здесь достаточно места, чтобы у каждого был свой мир» - и это абсолютная правда. Но люди редко это замечают.

А это моя любимая: «У каждого свой ад — это не обязательно огонь и смола! Наш ад — это жизнь впустую!». Без комментариев.

«Хорошие люди заканчивают в аду потому, что не могут простить себя». В аду своего самоедства и самоуничтожения за мнимые проступки и грехи.

Фильм достоин того, чтобы его пересматривать не по одному разу. И каждый раз можно находить новые смыслы и уровни.

А что увидели в этом фильме вы? Что вас зацепило?

С вами была я, психолог Татьяна Кириченко.

Подписывайтесь на канал «Пойми Кино» - https://t.me/poymi_kino и обсуждайте фильмы вместе с нами!