Фильм об отношениях, в котором нет отношений.
Я долго думала, почему Анна и Отто – любовники именно полярного круга, а не прерий, не пустыни, нe джунглей… Вечная мерзлота – метафора психологической травмы, замороженных чувств. Но мне кажется, эта метафора несколько глубже. События фильма происходят в период «полярного дня», когда солнце не садится в течении нескольких месяцев. И режиссер неоднократно на это указывает. И именно в этом ключе стоит рассматривать эту метафору. Там, где солнце не садится, и нет ночи, не случается завершения и обновления. Вместо этого мы наблюдаем затянувшуюся историю, которая бесконечно повторяет сама себя, никак не находя выхода и не завершаясь. Причем тянется она уже не одно поколение. Как будто какая-то история, тайна, чувство пытается найти выход и уйти, но никак его не находит.
И здесь я возвращаюсь к тому, что в этом фильме нет отношений!!! От слова совсем. То, что мы наблюдаем, это ни разу не отношения! Это вымысел двух людей, думающих о том, что у них отношения. Но их там на самом деле нет. Оба главных героя находятся в иллюзии, что у них что-то есть. Именно поэтому режиссёр ведет повествование не от одного персонажа, а от двух. И наглядно демонстрирует, что одни и те же события они видят и толкуют совсем по-разному.
Их встречи так и не произошло. И в фильме есть сцена, где они идут навстречу друг другу по площади, садятся в паре метров друг от друга, и при этом в упор друг друга не видят, не замечают.
Дело в том, что именно так на самом деле и выглядят отношения двух травматиков. Они смотрят друг на друга, а видят что-то совсем иное. Анна видит в Отто своего погибшего отца. Отто в Анне свою умершую мать. Анна решает, что она теперь в отношениях с Отто. А Отто, давно влюбившись в странную девочку, не в состоянии выйти из своих фантазий и произнести хоть что-то именно этой девочке.
Несмотря на свою решительность и мнимую открытость, Анна совершенно не в контакте с собой и со своими чувствами. Отто, замерев однажды, так и не может отмереть. Единственный его яркий эмоциональный всплеск – эпизод во время похорон матери. И тот очень истеричный, аффективный. Его чувства настолько заморожены и зажаты, что если они прорываются вовне, то заполняют его целиком, выводя на уровень аффекта: либо никак, либо потоп. В фильме есть эпизод где показано, как он, уйдя от Анны, живет с разными женщинами, меняя их одну за другой и не находя насыщения и контакта. В итоге уезжает за полярный круг и становится летчиком, как и тот немецкий парень, которого спас его дед.
Анна гоняется весь фильм за знаками Вселенной и совпадениями, не включаясь в эту историю собой, не опираясь на себя. Она немного похожа на сумасшедшую, одержимую знаками и совпадениями. Но при этом совершенно очевидно, что она мало задумывается о том, зачем и почему она это делает. Она однажды решила, что ей надо полюбить Отто, и она его полюбила. Потом она решила, что надо ждать и следовать знакам, и следовала. Где здесь спонтанность, где здесь естественное течение жизни, где реальные потребности и глубокое чувствование себя? Его здесь нет. Здесь есть только фанатичные, от головы решения и слепое следование им. Она -марионетка своих собственных аллюзий.
К сожалению, как бы страшно ни было это признавать, я часто сталкиваюсь с подобным феноменом в своей работе. Да и себя иногда ловлю на похожих проявлениях. Мы очень часто вместо партнера видим только свои ожидания. В добавок наши ожидания зачастую являются не нашими собственными.
И это следующий крайне любопытный аспект этого фильма, на который явно и многократно указывает автор. Вся эта история – системная. И тянется она не первое поколение. Отсюда то самое полярное солнце, которое никак не может сесть, а история завершиться. И это очень тонкая и очень точная метафора системных семейных сценариев, когда некая тайна, давно затерянная в поколениях и ищущая выхода, не может завершиться, как не может сесть солнце за полярным кругом. Очень похожее ощущение мы можем встретить в семейных системах, в которых есть похожая тайна. И режиссер направляет наше внимание через немыслимое количество смешений ролей, людей, «совпадений»: отец Отто, женившийся на немке, и оставивший её ради испанки. Испанка, оставившая его ради другого мужчины, который оказался сыном того самого немца, которого спас дед Отто.
Интересна метафора парашюта, который зависает на дереве и не дает опуститься парашютисту на землю и встать на ноги. Это символ отсутствия опоры на себя, на свои ноги. В обоих эпизодах мужчинам помогает обрести почву под ногами другой мужчина. В обеих историях - и Отто, и Анны, – проблемная ситуация с отцами.
Фильм на самом деле не дает нам прямого указания на то, что это была за «тайна», которая никак не могла завершиться. Мы можем только гадать.
Но выход из этой истории все же есть. И он заключается в том, чтобы не смотря ни на что преодолевать свои травмы и страхи и идти на контакт с собой и со своим чувствами. Только таким образом можно преодолевать семейные сценарии, жить СВОЕЙ жизнью, различать реальность с иллюзиями и строить реальные, а не выдуманные отношения.
Хулио Медем - гениальный режиссер, снимающий фильмы-ощущения, а не ответы. Он очень тонко отражает именно подсознательную часть глубоких и сложных чувств и феноменов, проходящих тонкой нитью сквозь века и эпохи. Он возвращает к этим чувствам, заставляя на них смотреть, не давая их вытеснять и игнорировать. Его задача - показать и подтолкнуть нас все-таки решать эти вещи самостоятельно, а не давать нам готовые ответы и решения. И для меня это очень тонко и верно, потому как готовых решений здесь нет. Более того, они абсолютно бессмысленны так как снова не заставят человека услышать себя, а лишь дадут ему очередной фетиш, с которым он будет носиться еще не один десяток лет, так и не научившись идти от себя настоящего и живого.
Аминь.
А у вас бывает такое же ощущение дня сурка, как в этом фильме? Когда оно проявляется? Обратите на него внимание. Очень часто оно указывает на наличие системного бага.
С вами была я, психолог Татьяна Кириченко.
Подписывайтесь на канал «Пойми Кино» - https://t.me/poymi_kino и обсуждайте фильмы вместе с нами!