Татьяна Кириченко

Разборы фильмов

«Прекрасная эпоха», 2019, Франция, Бельгия.

14.05.2021  00:00

Милое, романтичное, с искрометным юмором французское кино. Похоже, именно французы могут говорить о сложных вещах без драмы, легко и с юмором, и, как истинные гедонисты, размышлять о том, что такое «прекрасная эпоха», и даже продавать её за деньги.

Для меня этот фильм очень психотерапевтичен. :) И не потому, что лечит, хотя и это тоже. Но в первую очередь потому, что очень напоминает одно очень известное и популярное направление в психологии – психодраму. В этом направлении вся психотерапия происходит с помощью разыгрывания небольших мизансцен по той или иной причине, важной для главного героя – человека, обратившегося за помощью к этому методу.

Иногда психолог идет в мизансцену, где происходят травматичные для человека события, для того чтобы перерешить их и переиграть по-новому. Дать человеку новый опыт, опыт победителя. А иногда разыгрываются мизансцены важных ресурсных эпизодов из жизни человека, для того чтобы он, получив этот ресурс, мог выбраться из какого-либо сложного периода или кризиса.

Как вы понимаете, фильм про второй вариант. Попадая в ресурсное для себя состояние, Виктор вновь обретает жизненную энергию для того, чтобы жить дальше, и даже снова становится привлекательным для своей жены, с которой они прожили около 40 лет.

И здесь важно всё. Например, как он вообще оказался в таком плачевном состоянии? Ответ, на мой взгляд, достаточно прост и довольно хорошо показан в фильме. Некогда успешный талантливый художник-карикатурист, сталкиваясь с новой цифровой реальностью, обижается на эту реальность и отказывается искать себе в ней место. В результате мир уходит вперед, а Виктор застревает в «прошлом веке», полностью теряет интерес к этому миру, теряет свою собственную ценность и попадает в тяжелую затяжную депрессию.

Вывод: не стоит «назло маме отмораживать уши». Мир стремительно меняется, и попытка удержаться за старое еще никого счастливым не делала. Как бы это банально не звучало, но умение идти в ногу со временем (читай: адаптационные навыки) - архиважная штука, и без них никуда. Нет смысла цепляться за прошлое - оно уже в прошлом, важно отпускать его вовремя. Не стоит жить будущим – вы пропустите самый важный момент своей жизни – сегодня, где вы есть, и вы настоящий, и вы дышите, а значит существуете.

Отказ Виктора принять новую реальность усиливается ярким стремлением ко всему новому его жены и сына – успешных и модных персонажей, активно использующих все блага цифрового мира. И если в случае с сыном это выглядит вполне аутентично, то в отношении его жены Марианны – довольно карикатурно. Как будто она таким образом отчаянно сопротивляется своему возрасту. И, конечно же, старомодный Виктор ее запредельно раздражает, напоминая всем своим видом о том, от чего она так отчаянно бежит.

Объединяет их одно – оба они пытаются убежать от реальности. И если Виктор уходит в прошлое, в дни давно минувшей молодости, то Марианна бросается в объятия молодого любовника в попытках скинуть пару десятков лет. Оба они в итоге сталкиваются с бессмысленностью своих стратегий. Оба, упираясь в несостоятельность своих аллюзий, возвращаются в свое настоящее, во временном и психологическом смысле.

И тогда становится понятным и очень ценным посыл фильма: прекрасна эпоха та, в которой мы счастливы. А наше счастье в наших руках. И оно может быть только в переживании момента здесь и сейчас. Просто потому, что счастье – это чувство. И чтобы его почувствовать, нужно находиться в настоящем моменте. Ни вчера, ни завтра – сейчас! Только так вы соединитесь со своими чувствами и состоянием удовлетворения.

Когда мы убегаем в прошлое, мы отвергаем настоящее, а значит и себя реального. Это блокирует ощущение счастья. Когда уносимся мыслями и действиями в будущее, пытаясь перепрыгнуть через свою голову, мы снова теряем контакт с собой, а значит и ценность себя. А с потерей ценности себя мы теряем самоуважение и достоинство. А без достоинства и честности с собой не может быть счастья. Уважение к себе и к моменту, в котором я сейчас нахожусь, и есть основа для проживания аутентичности и удовлетворения самореализации. А они, в свою очередь, являются основой для счастья.

Почему Виктор влюбился в Марго? Потому, что она не играла роль, а была собой. При этом она так же, как и его жена Марианна, очень живая, яркая, харизматичная свободолюбивая женщина, что, по-видимому, очень привлекает Виктора в женщинах, отражая его подавленную витальность и романтичную сексуальность. Вообще похоже, что Виктор – очень «иньский» мужчина, и ищет «янских» уверенных в себе смелых женщин. А они, в свою очередь, откликаются на его романтичную и мягкую натуру. Противоположности притягиваются, но находиться вместе рядом им очень сложно и тяжело. Это судьба всех комплиментарных (взаимодополняющих) браков: они одновременно тянутся друг к другу и раздражают до бешенства. Второй проявляет то, что подавленно в первом, и наоборот. И требуется очень много мудрости для того, чтобы понимать зачем и для чего они вместе. Чтобы ценить, а не убивать друг друга.

Почему Виктор вновь становится привлекательным для своей жены? Конечно, можно говорить о том, что у Марианны взыграла ревность, и сработал собственнический инстинкт. Но как мне кажется, идея гораздо глубже. Он снова стал живым. Стал тем Виктором, у которого горят глаза, и который творит и рисует очень талантливые и настоящие вещи. Из сонного растерянного старикашки он превратился в горящего и романтичного Творца, в которого когда-то  и влюбилась Марианна.

А вот что его сподвигло проснуться и начать творить - это, как мне кажется, и есть самый главный гешефт всей истории. Он отправился в эту историю за ностальгией. Но своенравность Марго, плохо выучившей роль, вместе с ресурсом периода, в который отправился Виктор, дали тот самый ошеломляющий эффект, который мы с удовольствием наблюдаем на протяжении почти всего фильма.  Игра, нарушенные правила, искромётный юмор, предвкушение, некая доля озорства и легкий настрой сделали свое дело и включили то, что давно было выключено и сломалось. На психологическом языке, он психодраматически вернул себе ресурсную Идентификацию.  

А еще сценаристы фильма шикарно сыграли на одном важном психологическом правиле – выход там же, где и вход. Если человек попал в тупик и бродит по лабиринту препятствий, сомнений, депрессии или отчаяния – нужно вспомнить, как он в этот тупик/лабиринт попал. Где, когда и каким образом. Похоже, в той точке было принято неверное решение. И задача вернуться туда и принять «правильное». Именно для этого и нужна психодрама, и именно на этом феномене часто строится психологическая работа. В фильме таким психологом стал для Виктора собственный сын, что на самом деле тоже очень хрестоматийно. :)  Дети часто спасают родителей от развода, оказываясь мудрее и прозорливее первых.

Ну и, конечно же, французы не могли обойтись одной любовной линией, и на фоне главных героев Виктора и Марианны разворачивается вторая любовная линия Антуана и Марго. Не менее страстная и не менее горячая. И так же, как Марианна смотрит глазами Марго на Виктора, так же Антуан смотрит глазами Виктора на Марго, возвращая себе потерянную ценность и значимость партнера…

И я хочу оставить открытым этот вопрос: почему замыливается взгляд, и мы начинаем смотреть на своих партнеров не так, как другие, не так, как при первой встрече, забывая, почему мы их выбрали и за что полюбили? Предлагаю обсудить это в группе канала «Пойми Кино»! ;)

А вообще в фильме очень много смыслов, много мыслей и много инсайтов. А также искрометных диалогов, прекрасной игры актеров, красивых декораций и романтики. Очень добрый, легкий, романтичный и мудрый фильм.

Что скажете?

С вами была я, Татьяна Кириченко.

Подписывайтесь на канал «Пойми Кино» - https://t.me/poymi_kino и обсуждайте фильмы вместе с нами!