Удивительный глубокий фильм, где через историю одной семьи плавно отсчитывая года движется история целой страны, где меняются поколения, взгляды, ценности и смыслы.
Кроме того, это редчайший фильм, где главный герой – пример очень здоровой и зрелой личности.
Меня поразили до глубины души в этом фильме две вещи: умение главного героя «не отводить взгляд и видеть истину» и его способность говорить только то, что должно быть сказано, и не словом больше. Удивительная точность мысли, пера и слова. Потрясающая глубина и точность штрихов и формулировок. Запредельная аутентичность и честность с собой и другими.
Ни одного лишнего штриха, ни одного лишнего слова, ни одного лишнего действия. Точный, прямой, честный взгляд в самую суть, умение видеть «правду» и следовать ей. Умение не отвлекаться на детали, не распыляться по пустякам, не обращать внимание на то, что не имеет отношения к его намерению или к делу. Он умеет выбирать раз и навсегда, не колеблясь, не сомневаясь. Он выбирает «истину», он выбирает самое лучшее и остается верен этому до конца.
Сидя на высоком дереве в поле и слушая гул ветра, он познает, что “все в мире со всем соединено, вообще все, абсолютно”, и что “он всегда найдет правильное и нужное”.
Реально ли это для обычного человека? Вряд ли, по крайней мере в том объёме и глубине, в которой эти качества присутствуют у Курта. Для такой концентрации необходимо колоссальное напряжение сознания и чувств. И большая часть «человеческого ему явно чужда». Его выборы не продиктованы соблазном, сиюминутной прихотью, поиском выгоды, одобрения, принятия. Не подвержены они и страху, и гордыне.
Это Альтер-Эго, чистый Дух. Круто иметь с ним такой контакт, как у главного героя. Но маловероятно для среднестатистического человека. Это пример идеологической борьбы как на уровне стран, так и на территории одного отдельно взятого человека. Когда три тотальных идеологии - нацизма, капитализма и социализма - борются за место в умах человечества, один отдельно взятый человек противостоит им, намертво вцепившись в идеологию «правды» или истины.
“Мне нужна правда. Правда, целостность, истинность, только правда связана. Правда последовательна. Все настоящее прекрасно. Если я назову 6 цифр, это будет глупо, бессмысленно. А если взять 6 чисел, номера которых выиграли в лотерею, то они имеют смысл, последовательность, значение, даже красоту. С фотографиями также. Мне нужна правда.”
Возможно, это способ противостоять навязыванию разных «истин» и ценностей со стороны социума. А этого у главного героя было выше крыше. Впрочем, в наше время этого добра не меньше. Возможно, это уникальная, сохраненная с детства способность заглядывать ЗА то, что «принято», и видеть, что на самом деле. И тогда становятся понятными рисунки голых людей маленького Курта.
Для того, чтобы стать таким как он, нужно быть очень не внешне-центрированным человеком. Складывается такое ощущение, что люди как таковые и социум в целом не интересуют его от слова «совсем». Только если как предмет изучения. Его интересует только истина и суть. И те несколько человек, которых он выбрал. Его независимость впечатляет.
Но нужно быть ооочень сильным человеком, чтобы быть настолько независимым. И чаще всего, когда мы ориентируемся на взаимодействие с людьми, правда становится не самым лучшим другом отношений. Она режет, колет, ранит, калечит.
И вот здесь во весь рост встает разница между правдой и искренностью. И она заключается в том, что правда – это просто объективная реальность. А истина или искренность – это честность с собой. Курт очень искренен. В каждом своем действии и в каждом своем решении. И именно это делает его очень здоровой, сильной и зрелой Личностью. Я не очень понимаю, почему в фильме больше используется слово «правда». Возможно, это неточность перевода. В правде очень много обезличенности. И со стороны того, кто ее декларирует, и по отношению к тому, в отношении кого её провозглашают.
С истинностью и искренностью совсем иначе. Истина тоже довольно безлика. И тогда становится понятно название фильма. Истина – это «работа без авторства». Человек может быть максимум ее транслятором или хорошо улавливающим приемником. И тому, кто становится таким хорошо настроенным приемником и транслятором, в том числе и через искусство, открывается то, что многим недоступно в силу происков Эго и страхов, к которым эго апеллирует.
В отношении Курта мы наблюдаем шикарный дуэт объектности и субъектности. Объектность в умении видеть истину и субъектность в умении быть искренне с ней соединенной, и как следствие искать себя и свою уникальную Истину.
В этом отношении гениален их диалог с профессором Антониусом ван Фертена, чей “войлок и жир” еще на один шаг приближает Курта к себе и своей сути. Мы проявляем через свои действия, решения, отношения, творчество только себя. Все остальное не имеет смысла. И для того, чтобы увидеть, что есть «Я», нужно отсоединиться на какое-то время от себя и стать объективным. А потом соединиться с собой и присвоить эту истину, чтобы начать выражать себя через нее и снова стать субъектным.
Вот такой невероятный дуэт правды и истинности, объектности и субъектности мы и видим в исполнении главного героя Курта Барнерта, оттененное антигероем профессором Зеландом и поддержанное прекрасными женщинами: его тетей Элизабет и женой Элли.
А еще этот фильм – ода осознанности. «Не отводить взгляд» даже в самые тяжелые моменты жизни – ровно та позиция, которая позволяет человеку твердо стоять на ногах, хорошо понимать свою суть и суть вещей, и не находится в плену иллюзий и страхов.
Так что, вот такой вышел глубокий фильм о том, как быть здоровым человеком, твердо стоящим на ногах и знающим, кто он, куда и для чего.
Хочется выразить огромную благодарность автору и режиссёру фильма Флориану Хенкелю фон Доннерсмарку за такой шикарный и красивый пример.
Ну и последнее, что хочется отметить, – это совершенно невероятно красивая музыка и безумно красивые актеры, шикарно играющие своих персонажей.
А что увидели в этом фильме Вы? Про что он для вас?
Автор Татьяна Кириченко.
Подписывайтесь на канал «Пойми Кино» - https://t.me/poymi_kino и обсуждайте фильмы вместе с нами!