Разборы фильмов

«Адвокат дьявола», 1997, США, Германия.

20.04.2021  00:00

ЭКЗАМЕН НА ЗРЕЛОСТЬ или ФАНТАЗИИ ОБ ОТСУТСВУЮЩЕМ ОТЦЕ

Удивительный фильм про отношения человека с его Силой и Достоинством. И про то, где проходит грань между ответственностью и зависимостью, между фантазией и реальностью, между амбициозностью и зрелостью.

Можно, конечно, по-разному смотреть этот фильм, под разными углами, из разных точек мировоззрения. Он очень многоплановый и очень неоднозначный.

Давайте посмотрим на него с точки зрения человека, обладающего определенной компетенцией, навыками и умениями и встраивающегося с этими компетенциями в большой социум.

Мы видим Кевина Ломакса, молодого талантливого адвоката, выросшего без отца, под надзором чрезмерно набожной матери. Он уверен в себе, привлекателен, амбициозен. Последнее свойство стало для него роковым.

Известный факт, что мать дает ребенку любовь, а отец границы. Мать – принятие, отец – опору. С любовью к себе и принятием у Кевина все отлично. А вот с границами и опорой, как мы видим в итоге, не очень.

Попадая в большой социум, куда его приглашают на мега крутую работу, по сути соблазняют большими деньгами и высоким статусом, апеллируя к его тщеславию, он перестает опираться на здравый смысл и замечать зону своей компетенции. Его амбиции и зависимость от того образа себя, который он создал в своих глазах, как человека безупречного и никогда не проигрывающего, становится его ловушкой. Его банально ловят на «слабо». И тогда сила, которой обладает человек, становится его проклятием. Сила, которая не опирается на здравый смысл, внутренние ценности, морально-этический кодекс, становится гранатой в руках обезьяны.

Внутренний Ребенок Кевина, не получивший базового ощущения границ, закона и опоры, изо всех сил пытается доказать первой попавшейся старшей фигуре, что он крут и достоин того, чтобы им гордились. Это еще одна функция отца – гордость за достижения, в противовес материнскому тотальному безоценочному принятию. Поиск одобрения потенциального «отца» становится важнее всех жизненных ценностей, на которые он опирался ранее. Собственная крутость важнее любви, собственная сила важнее цели ее применения. И Джон Милтон легко играет его амбициями и тщеславием в своих целях.

Важный момент в этой истории, заключается в том, что Кевин идеализирует его так же, как идеализировал предыдущую фигуру отца (Бога). Не получив опыта опоры на реального человека, он замещает внутреннюю фигуру отца сначала идеализированным божественным началом, а после таким же идеализированным темным началом. От полного подчинения фигуре Бога до пьянящей свободы и безграничных возможностей, инициированных дьявольской фигурой отца.

Когда у ребенка перед глазами есть реальный отец со своими сильными и слабыми сторонами, ребенок научается понимать зону человеческой компетенции, зону адекватных человеку возможностей и реальной ответственности Человека. Т.е. тот самый опыт границ, порядка и опоры на реальность. Но поскольку реального отца у него не было, этот опыт был упущен и заменен противоречивой идеализированной фигурой, в поиске которой он находился весь фильм. Сначала эта фигура была божественной, после демонизированной. Так часто происходит в жизни. Человек с таким паттерном склонен бросаться из крайности в крайность, очаровываться, потом разочаровываться, верить в себя, потом кидаться в пучину отчаяния и бессилия.

Реальный отец и реальный человек совмещает в себе оба начала (божественное и демоническое), т.е. имеет и светлую и темную стороны. И с каждым своим вдохом принимает решение, какому из них отдать сейчас предпочтение. Маленький ребенок не умеет соединять две этих противоположных интенции в одном объекте. В его сознании есть добрый и злой родитель, и это два разных объекта. Лишь взрослея мы начинаем понимать, что это один и тот же человек в разных проявлениях, и учимся совмещать это в одном объекте. Это свойство зрелой личности: умение видеть обе стороны в реальных людях и умение с этим обходиться.

Собственно, финал фильма и оказался для Кевина тем самым экзаменом, про который я написала в начале. Билет, который он вытащил, состоял в задаче принять решение: остаться ли в плену собственной зависимости от одобрения и иллюзии всемогущества, или признать свою реальную цену и силу и взять ответственность за свои действия и выборы на себя. Увидеть в своих проявлениях черты обеих сторон, найти этому место внутри себя и научиться этим управлять. Это и есть Зрелость. Когда мы выбираем между внутренним ребенком и его хотелками и внутренним родителем и его должнествованиями свое Могущество, ограниченное нашими компетенциями. И именно тогда мы выходим в поле своей реальной ответственности и своих границ. А соответственно, в область своих реальных возможностей и свободы выбора. Это и есть тот урок, который проходит Кевин на протяжении всего фильма. И сдает этот экзамен на отлично. :)

Чего не скажешь о Мэри Энн, к сожалению. Её инфантильная позиция и зависимость от чужого восхищения и одобрения сыграла с ней жестокую «шутку». Ее внутренняя сила, размер души и уровень личной зрелости не справились с тем уровнем притязаний, с которым она столкнулась. А инфантильность и зависимость не позволили ей сказать этому напору «нет» и отстоять свой Статус. Это наглядный пример, когда пирожок в рот не поместился, а по кусочкам разрезать не  получилось. Замахнулась на роль светской львицы, но не потянула.

Выходом было бы либо возвращение в свой реальный статус без замашек на величие, либо выход во взрослую позицию и опору на свою Силу и интересы. Второй вариант, конечно, более предпочтительный. Но он должен опираться на реальные представления о себе и своих границах и возможностях. Почему Мэри Энн растерялась, о том история умалчивает. Нам не показали ее историю жизни. Одно только ясно – она чувствовала себя неким приложением к Кевину и не воспринимала себя как самостоятельную отдельную личность. Это ее погубило. Но почему так – сложно сказать. Недостаточно данных. 

Каждый подросток на самом деле проходит через этот период в жизни. Кто-то раньше, кто-то позже. Кто-то этот экзамен так и не сдает, к сожалению, оставаясь, по сути, маленьким ребенком, зависимым от других людей, без возможности совершать выборы, основанные на его собственных интересах, возможностях и ответственности.

Может возникнуть вопрос: где грань между ответственностью и зависимостью? Ответственность – это выбор. Зависимость – слепое подчинение и страх. Страх проиграть, страх показать слабость, страх отвержения. Зависимость – это страх проявить свободу воли.

Для того, чтобы этот экзамен сдать, необходимо прежде всего присвоить себе право на собственную оценку себя, забрать себе функцию одобрения самого себя и, самое главное, осознать свои ограничения – выйти из парадигмы детско-подросткового всемогущества в зрелое понимание своих границ и зоны компетенции. Хорошо, когда есть здоровый пример родителей перед глазами. Но за не имением вышеобозначенного можно опираться и на опыт других людей, и на помощь специалистов, и на общемировой опыт в литературе и искусстве.

Без этого опыта человек всегда будет в плену соблазнов и искушений, манящих в его персональный ад зависимостей и слабостей. А уж методы у Мироздания найдутся. И талантливых адвокатов, легализующих пороки, у него достаточно. :) Поэтому, ключевой вопрос – это вопрос Свободы Воли и осознанного выбора.

Хочу еще немного порассуждать на тему Силы и Таланта. Любой талант, любая сила по своей сути нейтральны. Это просто некая энергия, возможность. А вот как и для чего ею воспользоваться – это вопрос выбора и решения человека, который этой возможностью обладает. Огонь – это просто энергия. С его помощью можно приготовить еду и обогреть жилице, а можно сжечь целые города. И чем мощнее сила человека, чем ярче талант, тем больше ответственность за его использование, тем сложнее его экзамен на зрелость и свободу воли. Границы дают понимание, где заканчивается моя территория и начинается чужая. И это некая конечная история, а потому понятная. А когда я понимаю, где мое, а где не мое, – мне проще брать ответственность за свои решения и действия. Большая сила – большая территория - больше уважения, понимания ценности этой силы и территории - выше статус, выше ответственность, но и больше возможностей и свободы.

Вот такая вот она Зрелость, Сила и Ответственность.

Ну а фильм прекрасен! А трио Киану Ривз, Аль Пачино и Шерлиз Терон просто восхитительны!

Рассказывайте, какой персонаж вам откликнулся более всего? С кем себя ассоциировали?

Ваша Татьяна Кириченко.

Подписывайтесь на канал «Пойми Кино» - https://t.me/poymi_kino и обсуждайте фильмы вместе с нами!