Драма, биография, время Второй Мировой и Кембербетч.
Первый раз я увидела Бенедикта Кембербетча в коротеньком ролике, где он озвучивал какого-то фэнтезийного дракона. Ролик я пересмотрела раз пять, наверное. Как он двигался!!! Нет, КАК ОН ДВИГАЛСЯ!!! С тех пор, Кембербетч стал моим кумиром! :)
Я не зря начала с Кембербетча, а не с фильма. В данном конкретном случае я вижу идентичную историю. Историю «сильного» аутентичного человека, идущего своим путем.
Лично меня всегда восхищало и восхищает умение делать то, что считаешь правильным для себя, то, что вбираешь именно ты, не оглядываясь на других и не завися от их мнения. Умение погружаться в то, что ты делаешь, с головой, когда весь мир исчезает, и остаешься только ты и твое дело! Когда ты делаешь это дело каждой клеточкой своего тела, каждой наносекундой своей души, каждым кубическим миллиметром своих легких… Когда исчезаешь ты сам, и остается только ОНО! То, что ты сейчас делаешь.
Это и умение поймать вдохновение, и умение отдаться процессу целиком, и смелость погрузиться в него всем собой. Но раньше мне всегда почему-то было как-то стыдно и неловко за эти моменты. Когда я выныривала из этого состояния и видела ошеломленные и восхищенные лица и взгляды других людей… Как будто меня застали врасплох за чем-то очень интимным и неприличным. Как будто это как-то глупо и нелепо.
Со временем я стала понимать, что эти чувства иррациональны. Стала учиться обходиться с ними иначе. Сейчас я позволяю себе гораздо больше и намного легче отношусь к своему умению растворяться и погружаться в дело, которое я делаю.
Мне очень сильно срезонировали слова Джоан Кларк о том, что для женщины такая роскошь недопустима. Когда-то я тоже так думала. И жутко «завидовала» тем, кто эту роскошь мог себе позволить.
Мог позволить себе говорить то, что думает, делать то, что считает правильным без оглядки на то, что подумают об этом окружающие, двигаться так, как комфортно ему, видеть этот мир иначе, чем «мифические фсе», относиться к чему-то не так, как «принято в обществе», выбирать не то, что любят сверстники, и т.д. и т.п.
Все это о том, чтобы позволить себе быть «белой вороной», т.е. ОТЛИЧАТЬСЯ от других!!! Это ключ! И это же камень преткновения. Мы все с детства знаем о том, что каждый человек уникален, что нет ни одной похожей снежинки в этом мире. И все же… Так страшно отличаться от других, так страшно быть этой самой «белой вороной»! Ведь зачастую это означает быть изгоем! Быть отвергнутым, не понятым, не иметь близких людей, быть битым, в конце концов. И вот уже талантливые девочки и мальчики мастерски прячут свои таланты и уникальность в дальний никому неведомый угол и стараются быть «как все», быть похожими на других, быть (ненавижу это слово) нормальными!!! И отказываются от своей уникальности, отказываются от талантов, от возможных открытий и шедевров мирового искусства, которыми они могли бы одарить этот мир…
И все это только потому, что нам внушили, что если ты иной – ты чужой. А чужих надо убивать или гнать в шею. И тогда встает вопрос – быть верным себе и тому, что и как ты чувствуешь, или быть «своим», «нормальным», принятым…
Почему я говорила в предыдущих разборах, что это выбор между Идеей и Жизнью. Алан Тьюринг прямое тому наглядное пособие. Он выбрал идею, в которую он верил, и защищал её, понимая, что может расплатиться за неё своей жизнью.
И для того, чтобы сделать такой выбор, нужно быть очень сильным человеком! И тогда говоря о сильных личностях мы говорим о том, что это люди, умеющие делать выбор и действовать вопреки… Т.е. основываясь на СВОИХ решениях и выборах. Выбирающих идти СВОИМ ПУТЕМ, даже если их в этом никто не поддерживает, даже перед страхом смерти, даже перед страхом ОДИНОЧЕСТВА!
И кстати, для меня не важно, на чем основана эта идея – на ментальном выборе или выборе души. Люди, которые выбирают вопреки всем доводам разума действовать по велению души и сердца, для меня такие же герои, а значит такие же сильные мужчины и женщины!
И когда они этот выбор совершают, у человечества каждый раз появляется шанс сделать шаг вперед, выйти ЗА пределы существующей модели, увидеть еще один шедевр мирового искусства или получить новый опыт того, как можно выходить на уровень Альтер-Эго и совершать вещи ранее невообразимые. И самое, на мой взгляд, главное в этом всем – это выход на духовный уровень.
Сильный человек – это человек, выбирающий путь Духа, путь Альтер-Эго вместо прихоти эго. Стоит ему проявить слабость и поддаться страху или сиюминутному комфорту - и мы увидим перед собой «обычного» человека, ведущего «обычный» образ жизни.
И где та тонкая грань и баланс между независимостью и высокомерием, между тем, во что я верю, и потребностью в близости, между мудростью и жестокостью (вспомните эпизод, когда Алан не дает спасти один корабль, для того чтобы спасти тысячи других), между гениальностью и сумасшествием, между свободой мысли и уважением к другим и к себе.
Я хочу выбирать то, во что я верю, но я хочу, чтобы меня любили. Я хочу делать крутые вещи, но я не хочу, чтобы надо мной посмеивались. Я хочу идти за своими выборами, но не хочу делать больно другим людям. И это каждый раз Выбор. Порой не простой и не легкий.
Алан Тьюринг быстро понял, что решить задачу Энигмы можно только с помощью другой машины и невозможно с помощью человеческого мозга. Его идею не приняли и отвергли. И он не стал опираться на чужое мнение или опускать руки. Он поступил как настоящий гений и трикстер. Он написал напрямую Черчиллю. Этот человек верил в свою идею и совершал поступки, которые ни одни другой «здравомыслящий» человек не позволил бы себе. Но как часто мы, оставаясь без поддержки, поступаем совсем иначе: делаем вывод, что не так уж и хотелось, не так уж это и важно, можно потерпеть, и вообще, может я не прав… Но Алан Тьюринг не испугался ни злости коммандера, ни агрессии команды, с которой он работал. Он делал то, что считал нужным и правильным.
А история с Джоан… Когда он понял, что она ему важна настолько, что страх за нее может пойти вразрез со здравым смыслом, он взял на себя ответственность за разрыв. Он не выгораживал себя, не пытался уйти красиво. Ему не нужно одобрение других людей. Ему не нужно, чтобы о нем думали хорошо. Он действует из соображений эффективности своих действий, и только. Он НЕЗАВИСИМ. Его независимость – ключ его Силы. Ну в купе с гениальностью и одержимостью, конечно.
Но эта же Сила, эта самая независимость его и убила. Он попытался победить свои чувства сначала в детстве, когда умер его друг, потом с Джоан из страха ее подставить или совершить необдуманный поступок из-за нее… Но это невозможно для человека. Чувства - неотъемлемая человеческая черта, часть, без которой мы перестаем быть людьми. Алан Тьюринг перенес свои чувства на машину, назвав ее именем друга. Но машина не может ответить взаимностью и дать то, что дают другие люди. И он сгорел в своей одержимости и контрзависимости.
Да, для того чтобы быть Аланом Тьюрингом, человеком, создавшим первый компьютер, надо быть Гением. Надо быть одержимым гением и посвятить своей идее свою Жизнь. Положить её на алтарь Идее. И для этого выбора нужно родиться.
Гораздо более экологичным на этом фоне выглядит Хью Александер. Гениальный шахматист, не потерявший при этом своего человеческого облика. Но и первый компьютер создал не он. :) Сильный ли он человек? Однозначно. Хотя бы потому, что смог признать свою неправоту и поддержать в нужный момент своего «врага». Тогда, когда это действительно было нужно. Выбрав правду своей неприязни к Алану. Другой вопрос в его принципиальности и чистоплотности. Но слабым человеком его точно не назовешь.
Очень интересен персонаж Киры Найтли – Джоан Кларк. Вот кто действительно сумел распределить внимание между интеллектуальной идеей и живым взаимодействием с другими людьми. Именно поэтому она и смогла понять Алана, а он смог услышать её. Она стала его проводником между миром идей и миром людей. Удивительный женский персонаж, очень сильная и при этом живая женщина. Редкое сочетание ума и коммуникативности. Но, опять же, Кристофера придумала не она.
Итак, что мы получаем в итоге? Сила – это умение выбирать то, во что веришь, независимость, честность, ум, концентрация, воля, умение принимать реальность без истерик и попыток погреть чсв, а в случае с Джоан еще и гибкость.
В одной из рецензий я прочла о том, что весь этот фильм – это шифр, кроссворд, который надо разгадать. Возможно, это действительно так. Но в любом случае несколько шикарных персонажей разной архетипичности он нам подарил.
И лично мне после него очень захотелось больше и чаще доверять себе. А в сложных ситуациях опираться на команду и просить о помощи.
А что увидели в этом фильме вы? О чем он для вас?
Подписывайтесь на канал «Пойми Кино» - https://t.me/poymi_kino и обсуждайте фильмы вместе с нами!