Татьяна Кириченко

Разборы фильмов

«Цветок пустыни», 2009, Великобритания.

15.03.2021  00:00

Автобиография, драма и абсолютный шок.

Сначала шок от варварства, происходящего не когда-то в средние века, а сегодня! В 21м веке! Это до сих это продолжает происходить! Даже иммигранты в Европе продолжают это делать, обставляя этот обряд как что-то волшебное и правильное. Вспомните, как повел себя врач-гинеколог, сородич главной героини, подошедший в момент, когда ее осматривал другой врач. И этот эпизод в фильме не случаен. Он снят специально для того, чтобы показать, что это происходит сегодня, даже в таких кругах, как врачи в европейской больнице. Лично у меня это в голове не укладывается. Как будто это происходит в параллельной реальности. Но, увы и ах, реальность совсем даже не параллельная, а наша с вами сегодняшняя обычная реальность. И это страшно.

Но после того, как прошла первая волна шока, меня накрыли вторая и третья, еще более ужасающие и печальные, нежели первая реакция. И связано это вот с чем…

Оставив в покое варварские обряды, я задумалась о том, насколько эта тема шире, чем один конкретный обряд. Это тема о том, как люди испокон веков истязают себя и издеваются над своей природой ради того, чтобы быть «хорошими». На всех уровнях своего существования – начиная с физического облика и заканчивая жуткими экспериментами над своей психикой.  И это я еще не беру во внимания войны и политические варварства.

Сколько людей, самых обычных, цивилизованных, умных, образованных, живущих обычной современной жизнью, издеваются над собой и позволяют издеваться другим в попытках быть хорошими, удобными и приятными для окружающих.

Чего только стоит бесчеловечное издевательство над своей внешностью в бессмысленных потугах запихнуть ее в стандартные, но абсурдные каноны «красоты». Сколько потрясающих красивых неординарных женщин и мужчин занимаются настоящим самоистязанием и самоуничижением только потому, что они в эти каноны не вписываются. Я не говорю о тяжелых формах болезни и ожирения. Я не приветствую историю про вернуться в каменный век и вести звериный образ жизни. Но между каменным веком и издевательством над собой - огромная пропасть. И есть разумный компромисс между животной дикостью и рафинированным выхолощенным образом, преподносимым нам с подиумов и экранов.

А эта гениальная история про «негативные» и «плохие» чувства!!! Все наши базовые эмоции, включая злость, ярость, печаль, отчаяние, – являются биологическим механизмом, регулирующим наше взаимодействие с окружающим миром. Все они биохимически обусловлены и имеют свое значение для выживания нас как биологического вида.

Многие люди почему-то все время воюют со своей природой, считая ее чем-то плохим и отвратительным. Да, мы социальные существа, и у нас есть сознание и высшее Я. У нас есть духовные ценности и морально-этический кодекс. И это отличает нас от других биологических видов.

НО ни один другой биологический вид, не имеющий нашего высшего сознания, не обладает такой дикой агрессией по отношению к себе, к себе подобным и даже к другим биологическим видам. Та агрессия, которую они проявляют – это бледная тень агрессивности и чудовищности агрессии человеческой. Да и та направлена только на выживание и защиту СВОИХ границ. Но никогда на полное уничтожение себе подобных или других видов.

Зато человек, пользуясь своим инструментом высших психических функций, проявляет по отношению к себе и себе подобным дичайшую агрессивность и ненависть. Парадокс.

И даже если мы отойдем от явных и жестоких проявлений человека, мы все равно не сможем откреститься от дикой и бессмысленной агрессии в подавлении себя и попытках сделать себя хорошими и удобными мальчиками и девочками.

У людей почему-то принято улыбаться тогда, когда хочется орать или плакать. В близких отношениях принято молчать о том, что тебе что-то не нравится, и терпеть иногда дикую хрень в страхе обидеть другого. Чтобы понравиться партнеру и из страха отвержения люди могут подавлять свои желания и потребности годами, терпя невыносимые издевательства, и даже занимаясь самоиздевательством. Например, рассказывая себе, что «я - ничтожество» и не имею право на уважительное к себе отношение.

А сколько историй, которые начинаются со слов: «когда я стану умной, красивой, интересной…», тогда я смогу хорошо к себе относиться, а пока… Кто из вас хоть раз не встречал похожую мысль у себя в голове?

Природа грациозна и красива, если ее не подавлять и не уродовать. Она страстна и эмоциональна – в этом ее суть и восхитительная аутентичность. В природе все продумано, и нет ничего лишнего!!! Ни-че-го.

Мы уродуем планету своими экскрементами и интенциями, вырубаем леса, загрязняем водоемы, выкачиваем в ноль ресурсы, мы жадны и беспощадны. И самое ужасное, что мы так же относимся и к себе.

Для меня обряд, о котором идет речь в фильме, лишь малая часть того варварства, которое мы творим с собой и с природой. Причем с природой и в смысле с флорой и фауной, и в смысле своей биологической принадлежности и внутренней красоты. Мы пытаемся ее «усовершенствовать», но в итоге калечим. Мы пытаемся ее обуздать, но по факту кастрируем. Мы хотим сделать ее «чистой и хорошей», но в реальности все дальше уходим от себя и все больше подавляем и уродуем ту красоту и естество, которое заложено в нас и в окружающем мире.

Изуродованная женская промежность, так же как искалеченная человеческая душа, – это страшно. И больно. И бессмысленно.

Очень хочется сказать: не надо делать себя хорошими и правильными. Сделайте лучше себя живыми и настоящими. Такими, какими нас задумала Природа. С нашим высшим сознанием, умением созидать, наслаждаться, чувствовать, творить и любить. Это реально красиво. А не «вотэтовотнашевсё»…

Уф. Надо тормозить…

А фильм ко всему прочему, еще и безумно красивый. Главная героиня Варис Дирие бесподобна и невероятно обаятельна. Взгляд совершенно завораживающий и тонкий. Любовалась ею весь фильм.

С вами была я, психолог Татьяна Кириченко.

Подписывайтесь на канал «Пойми Кино» - https://t.me/poymi_kino и обсуждайте фильмы вместе с нами!