Разборы фильмов

«Одержимость», 2013, США.

27.02.2021  00:00

Это - психологическая музыкальная драма, при этом снятая очень талантливо, на мой взгляд.

Прежде всего мне хочется отметить в этом фильме то, насколько точно и глубоко удалось передать внутреннее состояния главного героя! Мне, как человеку прошедшему в свое время через весь этот ад, это очень хорошо видно.

Причем я предполагаю, что при просмотре этого фильма можно не зацикливаться на музыке. Потому как практически в любой сфере деятельности есть шанс попасть в подобную историю и динамику, если ты талантлив, молод, амбициозен, и из тебя пытаются «сделать гения или чемпиона». Хотя, наверное, в искусстве это наиболее выпукло и драматично. Ну, еще в спорте похожая картина. Насчет остальных областей не знаю.

Дело в том, что в этих сферах человек работает самим собой, каждой клеточкой себя, он максимально уязвим, а успех предельно неустойчив, потому как зависит от миллиона факторов. А еще потому, что этот самый успех максимально завязан на личность. В этих условиях человека нельзя заменить, ему нельзя расслабиться ни на минуту, вся его жизнь подчинена его таланту, он практически бесплатное приложение к нему и не имеет право ни на что, кроме дела, которым он занимается.

Помните эпизод в фильме, когда Ниман отказывается от отношений со своей девушкой. Так вот это очень реально. Хотя мало кто, конечно, проявляет такую осознанность, как Ниман. Чаще такие отношения в подобных ситуациях отваливаются сами по себе, ровно по тому сценарию, который он заблаговременно озвучил.

Дело в том, что для того, чтобы реально стать кем-то, заслуживающим внимания широкой публики, нужно обязательно прыгнуть выше головы и выйти сильно ЗА пределы человеческих возможностей. Потому как если не  –  ты серая масса и никому не интересен…

Вы когда-нибудь пробовали выйти за пределы человеческих/своих возможностей? Ну и как? Понравилось?

Я пробовала. У меня даже получалось. Но мне не понравилось…

Я знала одного очень талантливого десятилетнего мальчика-скрипача, который специально ломал себе дверью пальцы, чтобы вырваться из этого ада. Ко мне понимание пришло сильно позже, после 20. Когда я, наконец, захотела встречаться с парнями, как все нормальные девочки моего возраста. И вот тут-то все мое окружение встало на дыбы. А до этого 12-16 часов за роялем, или 10-12 часов сьемок были «нормой». А стертые в кровь пальцы, разбитые рояли и мышцы спины, сворачивающиеся в узлы, – чем-то само собой разумеющимся. Я не знала, как иначе, и что бывает по-другому. Я пришла в музыку в 5 лет и просто не знала/не видела других вариантов, пока не подросла достаточно.

Почему я сошла с поезда? Потому что когда подросла, стала видеть и замечать, что происходит с этими «гениями» потом. И как-то меня это совсем не грело. Эти люди либо сгорали до нуля и уходили в наркотики и алкоголь, либо их потом выкидывали за ненужностью, и они выглядели как «бледная тень отца Гамлета», либо… Были, конечно, единицы, которые выходили на уровень мировых известностей, и им становилось немного полегче. Но не сильно. Там включаются другие механизмы и задачи, не менее «интересные» и не менее сложные. Но туда попадают единицы. С остальными, в основном, большая печаль.

К чему я все это? К тому, чтобы мы не путали мух с котлетами. Есть талант, а есть адский труд и выход ЗА пределы… Без таланта, конечно, в этот поезд садиться вообще незачем. А вот с талантом надо понимать, что это будет битва более-менее равных, и выиграет не тот, кто наиболее талантлив (это миф), а тот, кто больше вложит и отдаст. На первых порах срабатывают обычно амбиции нереализованных родителей. Редко амбиции отвергнутого ребенка.

И вот тут нужно понимать: чтобы пройти весь этот путь и дойти до цели, нужно иметь крайнюю!!! необходимость в этом! На грани жизни и смерти. Только желание жить и отсутствие видения, что это можно делать по-другому, может заставить человека долбить палочками по барабану стесанными в кровь руками, заливая своей кровью все вокруг. Да, тема служения Искусству в этом сильно помогает, потому что оно нечто большее, чем я, и как будто бы имеет право требовать таких жертв. Но вот что должно происходить со мной, чтобы я положила свою жизнь на какой бы то ни было алтарь…

И тут есть еще один момент. Когда спускается его величество Вдохновение, и человек уходит в этот процесс «с головой», он как будто бы «уходит» на время из этого мира. Кроме этого фильма, у меня есть второй мой персональный триллер – фильм «Голубая бездна». Мне всегда было страшно уйти в бездну потока чувств и вдохновения и однажды не вернуться. И с каждым годом возвращаться было все труднее и труднее. Некоторые уходят насовсем. Я таких видела.

Но я хочу вернуться к теме «положить свою жизнь на алтарь». Для того, чтобы это произошло, обязательно у каждого музыканта должен быть свой персональный Флетчер. Это тот, кто видит чужой талант, мысленно присваивает его себе и считает, что тот другой, обладающий этим талантом, ДОЛЖЕН!!! всем, ему, миру… И тогда подогревая тщеславные и амбициозные нотки того, кто обладает, он начинает свою садистическую деятельность. Иногда такие флетчеры давят на чувство вины. Мол, у тебя есть талант, и ты, сволочь такая, крадешь его у мира. И других, экологичных примеров я не видела. Если вы видели – напишите мне пожалуйста! Это перевернет всю мою жизнь!

Почему же все-таки нужен такой садист? Потому, что чтобы прыгнуть через пятиметровый забор нужно впасть в аффект: т.е. либо очень сильно разозлиться, либо очень сильно испугаться. Чаще работает первое. И именно на этом мотиве и работает Флетчер. Злость, вернее даже ярость, является топливом, на котором талантливый человек превозмогает самого себя и делает невозможное. Иногда это происходит из точки обиды или желания доказать что-то кому-то. Видимо, в первую очередь себе.

В любом случае, поскольку такие результаты требуют нечеловеческих вложений и усилий, идея, результат, достижение, искусство, – все это должно стать важнее чем человеческое Я. И это на самом деле очень круто! И я искренне восхищаюсь людьми, которые делают это для того, чтобы мы с вами могли восхищаться и наслаждаться плодами их деятельности. Чтобы у нас оставалась вера в себя, в человеческие возможности, чтобы нам было на кого равняться, к чему стремиться.

Идеалы необходимы человеческой психике. Благодаря им мы двигаемся вперед, а не назад. И это является основой эволюции. Гении и Герои – это коллективное Альтер-Эго человечества. Раньше эту роль выполняли божества. Сейчас к ним добавляются ученные, деятели искусств и другие знаменитые люди, внесшие существенный вклад в историю человечества. И спасибо им огромное за то, что они есть, и за то, что они делают то, что они делают.

Но в нашем современном менталитете появилась какая-то не очень здоровая хрень о том, что нам всем срочно надо стать этими самыми Героями, Гениями и Чемпионами, а иначе ты никто и ничто, и зовут никак… В общем, типа, тварь дрожащая и права не имеешь… И это БРЕД, вгоняющий миллионы, а может и миллиарды людей в неврозы и психозы и мешающий по-настоящему наслаждаться жизнью и делать то, что они реально могут делать. Далеко не все рождены Моцартами, или Наполеонами, или Айвазовскими… Да и не нужны миру гении в таком количестве. Но почему-то считается, что если ты просто хорошо починяешь примус, то это ваще не круто и не прикольно, и ты обязательно  должен стремиться стать чем-то бОльшим. Как минимум открыть свой бизнес по починке примусов. А сидеть и починять их самому, и получать от этого удовольствие – фуууу. Как можно!

Можно! И нужно. И в этом прелесть жизни. Только занимаясь СВОИМ делом вы сможете ее заметить и ощутить. А насколько это дело «крутое» с точки зрения социума – дело десятое. Меня обескураживает то обесценивание реально важных и жизненно необходимых действий невероятного количества людей, которое сейчас происходит в социуме. Я более-менее понимаю, для чего это делается. Но поддерживать я это никак не готова.

И весь мой настоящий текст – это призыв тем, кто его читает, не вестись на эти манипуляции, не обесценивать себя и то дело, которое вы делаете, ради тех соблазнительных, обернутых в красивые фантики какашек, которыми социум активно машет перед нашими носами, призывая нас «бросить все» и уйти в закат за Великими Делами… Пфффф… Друзья, в большинстве случаев вам туда не надо. А если вы туда все-таки собрались – десять раз подумайте! Сладко вам там точно не будет! Гордиться – да, будет чем. Но цена будет в десятки раз больше, чем вы думаете. Почему бы нам не гордиться теми маленькими, но важными делами, которые мы с вами делаем каждый день: обнимаем любимых, готовим им еду, работаем на совесть свою маленькую работу и радуемся этой удивительной и многогранной жизни. Не зря же Мироздание так старалось и всю эту красоту творило! Надо же чтобы кто-нибудь ее замечал и радовался ей?! А то мирозданию обидно будет. Ну и пшеницу кому-то необходимо выращивать, чтобы эти гении и герои с голоду не померли. И дворы подметать, и кашу варить, и пеленки стирать. И кто сказал, что это менее ценно, чем долбить палочками по барабану/клавиатуре/струнам, рисовать картины или петь серенады? Шлите этих доброжелателей в сад.

Ну а уж если вы все-таки выбрали своей стезей Служение Искусству или Идее – низкий вам поклон, и дай вам бог сил и здоровья с этим справиться и дарить нам свое творчество и открытия.

А я хочу прокомментировать еще один важный момент в фильме. Взаимоотношения Нимана и Флетчера. Это отношения Учитель – Ученик. Это очень красивый пример того, в чем заключается разница между Отцом и Учителем. Отец – любит и поддерживает. Учитель – развивает и выталкивает из зоны комфорта. Да, иногда через ярость и обиду. И круто, когда есть поддерживающий родитель, и есть Учитель, который двигает тебя вверх, к твоим возможностям и вершинам. И так же, как каждый мальчик должен победить своего отца, каждый ученик должен превзойти своего Учителя. И хороший, правильный учитель сделает все для того, чтобы это произошло.

Вспомните финальную сцену фильма - с каким восхищением смотрит на него Флетчер, когда Ниман играет свое соло. И вспомните гордость в глазах Нимана.  Он кинул своему мУчителю вызов - и победил!!! Очень мощный лично для меня момент. И как будто бы даже оправдывающий все предыдущие события. По крайней мере, я это так чувствовала в своем опыте подобной работы со своими учителями.

А был ли в вашей жизни опыт преодоления и личной победы, чтобы вы гордились собой, и ваши родители и учителя тоже? Если да, то какой? Вспомните его, и почаще к нему обращайтесь за ресурсом. Его там на всю жизнь заложено! :)

С вами была я, психолог Татьяна Кириченко.

Еще больше фильмов, инсайтов и обсуждений на канале https://t.me/poymi_kino

Подписывайтесь и будьте в курсе всех событий!