Татьяна Кириченко

Разборы фильмов

«Душа», 2020, США, мультфильм

11.02.2021  00:00

Красивая философская сказка о том, что же «на самом деле» творится в мире наших душ, какой путь они проходят, прежде чем попадают на планету Земля, и какие метаморфозы с ними происходят в мирской жизни. Хороший способ задуматься о своей душе, и о том, как часто мы следуем её зову и опираемся на неё в моменты принятия решений. :) А также, посмотрев этот мульт, можно круто переосмыслить свою жизнь и увидеть в ней СВОЙ смысл существования.

Стоит сказать, что в этой истории нет злодеев, а есть лишь запутавшиеся в себе персонажи. И «Душа» говорит, что иногда мы сами — наши главные враги.

Итак, в фильме два равноправных, на мой взгляд, главных героя – джазовый музыкант Джо Гарднер и душа по имени «22», которая никак не может найти свою «искру», для того чтобы воплотиться в земной жизни. Их встреча – это алхимия Смысла и Предназначения.

Джо – фанатик, потерявший и себя, и разум от любви к музыке. Двадцать вторая – скептик, который не верит ни во что и ни в чем не видит смысла. Первый вовлечен в идею «с потрохами», вторая – категорически не хочет вовлекаться ни во что!

И мы видим с вами классическую историю - если ты хочешь кого-то вытащить из ямы, попроси его помочь тебе.  После того как Джо попал в Великое Запределье, его поставили Наставником 22й. Но попытки «помочь» ей найти свою искру, как и много столетий до, – потерпели неудачу. А вот когда стало понятно, что выручать надо самого «наставника», 22я включилась по полной. После этого, началась удивительная история их метаморфоз.

22я, попав в тело Джо, показала ему его фанатичную слепоту, и заодно и сама смогла увидеть красоту живого. Она искренне, с чистого листа смотрела на эту жизнь и видела в ней много того, чего мы не замечаем в ежедневной суете и в гонке за идеями. Это старая, но не потерявшая свою актуальность мысль, – посмотреть на этот мир и на свою жизнь так, как будто ты видишь все это в первый раз и вообще не знаешь как тут все устроено. Это про то, чтобы вновь почувствовать вкус к жизни и снова научиться наслаждаться ею, как в детстве. Главное — замечать красоту вокруг и жить как в последний раз!

Мы часто зарываемся в собственных проблемах и не видим самой жизни. Часто намечаем себе какие-то цели и стремимся выполнять их любой ценой, подчиняясь своей одержимости. Или же, наоборот, так боимся жить, что подавляем в себе любые эмоции и привязанности.

Очень любопытный момент, что Джо погибает ровно в тот момент своей жизни, когда он получает то, о чем так мечтал всю жизнь! Это красивая и точная метафора того, что происходит с человеком, когда он зацикливается на одной цели и кладет на ее достижение всего себя целиком. Очень часто, когда такая цель достигается, человек теряет смысл жизни и себя самого. И вместо того, чтобы наслаждаться достигнутым, человек либо падает в депрессию, либо находит другую цель, к которой снова стремится с такой же фанатичностью… в любом случае, он точно не замечает жизнь. Он видит смысл жизни в достижении, но не видит в процессе. И когда очередная цель достигнута, он проживает либо метафорическую смерть, либо, иногда, умирает на физическом уровне. Классическим примером такой фанатичности и посвящения себя какой-то цели, является «сумасшедшая» мамаша, которая видит смысл своей жизни в детях. И когда они вырастают и становятся самостоятельными, она либо переключается на внуков с такой же фанатичностью, либо попадает в жесткую депрессию. Либо заводит себе пару десятков котиков и собачек. :)))) И только родители, которые совмещают воспитание детей с другими смыслами и целями, вырастив свое потомство, радостно наслаждаются своей свободой и освободившимся временем. Жизнь – это не цель. Жизнь – это процесс. Не важно сколько целей ты достиг в итоге, важно то, как ты шел к ним: с удовольствием, или не видя ничего по дороге. Итог у всех, увы и ах, один. ;) Так стоит ли оно того?  Если в погоне за целями, ты пропустил и не заметил жизнь, зачем тогда они нужны? Кому и для чего?

Очень круто в фильме показано пространство Потерянных Душ, одержимых какой-то идеей. И крайне любопытно для меня, что они находились в одном пространстве с душами Одухотворенных людей, находящихся на пике вдохновения. Одно от другого явно не далеко ушло. Так в чем же разница? В чем разница между одержимостью и вдохновением? В какой момент вдохновение превращается в одержимость?  Мне кажется, ответ заложен в самих терминах. Вдохновение – вдох, дышать -> жить. Одержимость – держать –> контролировать –> напряжение –> закостенение -> смерть. Когда мы пытаемся удержать и проконтролировать свое вдохновение, мы превращаемся в одержимых черных монстров, потерявших всё, а самое главное – саму жизнь. То, ради чего мы здесь.

Признаком одержимости является идея о том, что если я достигну своей цели – измениться всё, вся моя жизнь! Помните диалог Джо с Дороти после концерта?

- Я всё пытаюсь найти эту штуку, которую они зовут Океаном... - обратилась молодая рыба к самой старой.
- Океаном? - спросила старая рыба. - Так это то, где ты сейчас находишься!
- ЭТО? - ответила молодая рыба. - Это просто вода! А мне нужен океан!      

Обесценивание реальности и погоня за утопией. Много людей канули в лету на этой сколькой дорожке в погоне за идеей, что если она разбогатеют, то сразу станут счастливыми, или как только похудеют – станут красивыми и любимыми, а уж если обретут семью и переедут жить в «калифорнию», то, и вовсе, все проблемы разом отвалятся… Знакомо? И как, сработало? То-то же! :)

Проблема 22й, в свою очередь, является зеркальным отражением одержимости Джо. Она все время искала Идею, которая вдохновит её на жизнь на земле, но ни одна идея, не была настолько идеальна, чтобы стать её путеводной звездой в земную жизнь. И только когда, волею случая, она попала на землю, пусть хотя бы и в чужом теле, разглядывая жизнь сквозь призму любопытства, она почувствовала тот самый смысл и вкус, ту самую «свою искру» – наблюдать и быть!

Правда, ей пришлось «заплатить» за столетия своего отрицания и скепсиса, и сначала она попала в ловушку обесценивания Джо, который заявил ей, что гулять и наблюдать за звездами – это не предназначение, а туфта. И это еще один крайне любопытный на мой взгляд, момент в фильме. Кстати, один из самых сложных, грустных и эмоциональных. Эпизод, когда 22я попадает в пространство своих страхов. Рискну предположить, что она всегда подозревала в чем на самом деле её искра. Но…

Знаете, бывают такие удивительные люди… очень тонкие, очень ранимые, очень уязвимые и очень творческие и прекрасные. И это настолько прекрасно и настолько тонко, что почти любое прикосновение этого мира причиняет им боль. И тогда они отращивают броню цинизма и сарказма, чтобы защитить то тонкое и прекрасное, что живет внутри них. Но иногда, увлекшись отращиванием брони, они забывают о том зачем она им нужна и теряют связь с тем, ради чего это все затевалось. И становятся чёрствыми и вредными циниками и скептиками. Узнаете??? 22я из них! Ей так страшно было признаться, что ее талант заключается в умении видеть красоту этой жизни, она так испугалась обесценивания, что сама превратилась в обесценивающего скептика, лишь бы защитить свою Сущность. Но от себя не уйдешь. :) И, либо ты сам научишься ценить свою Искру, либо это все равно произойдет, но уже через столкновение с болью и страхом.

«Твоя искра - это не цель. Последний слот заполняется тогда, когда ты готова ЖИТЬ!» - самая важная фраза и мысль этого фильма. Только когда вопреки всем нашим страхам, сомнениям и попыткам самоуничтожения, мы все таки решаемся стать ЖИВЫМИ, только тогда реально начинается наша ЖИЗНЬ. И никак не раньше. Все что ДО – это лишь подготовка и поиск. Поиск возможности проявить Себя Настоящего и Живого ;) И только тогда заполняется последний слот путевки в нашу настоящую Жизнь на планете Земля.

И я искренне желаю всем, кто еще НЕ, поскорее преодолеть все свои сомнения и страхи, разрешить себе быть Живыми и присоединиться к этой удивительной и невероятной феерии под названием «Жизнь на планете Земля»!!!

PS 1: А еще, для меня здесь вовсю звучит тема фатализма и предопределённости судьбы. Возможно, у Небесной Канцелярии и есть на нас определенные планы, но вполне в наших силах с ней поспорить. И мне кажется, что именно в таких случаях и случаются прорывы в истории, которые потом вдохновляют целые поколения. История Джо Гарднера тому пример. :)

PS 2: Если смотреть по эго-состояниям Берна, то взаимоотношения Джо и 22й – это отношения Ребенок + Ребенок. Только один ребенок Творческий, а второй Бунтующий. Мне, кстати, очень напоминает отношения в семьях, где один улетает в облака, а второй компенсирует его тотальным скепсисом. В идеале, конечно, найти золотую середину. Но то ж в идеале? А на чьей стороне больше вы? :)

С вами была я, психолог Татьяна Кириченко.

Подписывайтесь на канал «Пойми Кино» - https://t.me/poymi_kino и обсуждайте фильмы вместе с нами!