Разборы фильмов

«Ешь, молись, люби», США, 2010.

29.01.2021  00:00

Путешествие по Естестеенным Права Лоуэна.

Удивительный фильм, снятый по мотивам биографических событий жизни Элизабет Гилберт. И я даже затрудняюсь определить его жанр. Хотя официально он отнесен к мелодраме, драме, биографии.

Этот фильм – настоящая энциклопедия гениальных цитат и мыслей. И здесь столько тем, что глаза разбегаются. Прежде всего, он для меня про БЫТЬ СОБОЙ и ни в коем случае не соглашаться на меньшее. Он про Вкус к Жизни, Гармонию и Равновесие. Про Мудрость и Выбор Жить Своей Жизнью. Про здоровую Любовь и Баланс. Про умение слышать Мироздание и себя. И про СВОЙ ПУТЬ вопреки всему, в том числе и здравому смыслу. И про ТРАНСФОРМАЦИЮ через разрушение старого. А еще он оказался Путешествием по  Базовым Правам личности по Лоуэну. (Смотрите резюме в конце.)

Фильм начинается с зарисовки, где главная героиня понимает, что та жизнь, которую она проживает, её не устраивает. Почему – дело десятое. Самое важное – понять это и не отмахнуться от этой мысли, сказав себе, что я «просто с жиру бешусь».

Удивительно её умение в любой непонятной ситуации обращаться к «богу». Я не зря взяла слово Бог в кавычки. Тот, к кому она обращается на протяжении всего фильма, это не Бог в классическом понимании этого феномена. Она обращается скорее к своему внутреннему Богу – к своей Душе, к своей судьбе, к своему Альтер-Эго. И находит там каждый раз СЕБЯ! Свой Путь, Свою Судьбу, Свои Решения.

На самом деле это очень крутой ход. На уровне Эго принимать такие решения практически невозможно. И тогда они грамотно делегируются «высшим инстанциям», и как будто бы ответственность за эти решения переносится тоже на них. :) Для того чтобы «разрушить» то, что ты строил полжизни, нужны силы гораздо более мощные, чем те, которыми мы пользуемся каждый день. Необходимо обращение за помощью к чему-то более высокому и важному. Это может быть Альтер-Эго, Душа, Бог, Судьба, Путь… Не важно, что это будет, - важно, что «большое видится на расстоянии»! Я очень рекомендую обратить внимание на этот ход и при необходимости апеллировать к нему. :)

И в этой части фильма есть две замечательные фразы, на которые стоит обратить внимание. Они говорят сами за себя и не требуют дополнительной интерпретации.

«Вкус к жизни - это важный аспект нашего бытия: когда мы его теряем - мы теряем самих себя.»

«Мы хотим, чтобы все осталось, как было. Мы миримся с болью, потому что боимся перемен, боимся, что все рассыплется… Мы оба заслуживаем лучшей участи, чем оставаться вместе только из страха саморазрушения.»

И если в начале фильма, мы видим пьесу, написанную главной героиней, и слышим в ней слова о любви, в которой она растворяется и теряет себя, то весь дальнейший фильм – это путь обретения себя и поиск себя самой. Необходимо много мужества для этого шага, но, как всегда, «не было бы счастья, да несчастье помогло». Невыносимость оставаться там, где она находилась, помогла ей двинуться по этому пути.

И первое место, куда она отправляется в поисках себя и своего пути – это Италия. Италия - страна гедонизма! Там вкусно все – еда, язык, люди, архитектура, климат, море, и главное – гедонистическое отношение к жизни самих итальянцев!

Там она возвращает себе свою телесность, напитываясь вкусом еды, солнца и красоты! И снова очень грамотный ход. Начинать всегда нужно с тела и возвращения себе Вкуса к Жизни.
И снова несколько гениальных, на мой взгляд, фраз из её итальянского периода путешествия:

«Американцы, вы знаете толк в развлечениях, но не в удовольствии.»

«Чувство вины — в этом вся Америка.»

«Чтобы вымыть самое важное, чайника достаточно.»

В этой же части фильма она учится «разговаривать всем телом» и принимает окончательное решение оставить прошлое, побывав на археологических раскопках и поймав мудрость о неизбежности и необходимости трансформации. И начинает постепенно отпускать свое прошлое.

Далее мы наблюдаем ее историю пути, связанную с Индией и нахождением ее в ашраме.  И там она учится отпускать, расчищает внутреннее пространство для новой себя и, главное, учится ПРОЩАТЬ!  

«Ждать, пока он простит, — потеря времени. Прости себя.»

Пока мы не можем простить себя за ошибки, за несовершенство, за боль причиненную другим, мы не видим жизнь во всем ее многообразии и во всех ее проявлениях. Мы остаемся в иллюзиях о совершенном себе. А значит, не живем и никуда не двигаемся. А еще мы держимся цепкой хваткой за прошлое, пытаясь исправить его, и снова не идем в будущее и в свою жизнь.

«Учитесь выбирать свои мысли, как выбираете в шкафу одежду каждый день.»

Для меня это про ОСОЗНАННЫЙ выбор установок и взглядов, об управлении своим сознанием и об умении выбирать «сценарий своей жизни», вне зависимости от того, чтоб думают по этому поводу другие. :) Очень мощный скилл, достигающийся путем тренировок и медитаций! :)

После Индии, она уезжает на Бали, где загружает на расчищенное пространство умение видеть жизнь, такой какая она есть, и «улыбаться этой жизни» всей собой.

«Крепко стой на земле, как на четырех ногах.»

«Не смотри на мир через голову, смотри через сердце.»

«Улыбайся губами, лицом, улыбайся мыслью, улыбайся даже печенкой.»

Это про открытость миру. Так и только так мы можем жить полноценной насыщенной жизнью, вдыхая ее всем собой в каждый момент времени. Все наши иллюзии, ожидания и страхи блокируют контакт с реальностью и возможность дышать полной грудью, а следовательно быть в контакте с собой, быть собой и идти СВОИМ ПУТЕМ.

Последним испытанием, которое пришлось пройти главной героине, стало испытание Любовью. Звучит странно, но факт. Можно сколько угодно долго просветляться и прокачивать свой дзен, но в одно лицо – это бессмысленно. Вся наша устойчивость, весь наш контакт с собой в итоге нужен для того, чтобы научиться оставаться в равновесии, находясь в контакте с Другим. Без него – это просто аскеза и отказ от «мирской жизни» во имя духовных ценностей. Но реальная жизнь - она здесь на земле, а не в Раю.

А умение Любить и быть в зрелых отношениях, как бы это странно не звучало, базируется именно на умении не терять в них себя и на умении оставаться в контакте с собой. Тогда мы получаем отношения двух зрелых личностей, отношения Я + ТЫ, а не супчик из двух перепуганных перепелок под красивым названием «МЫ». И тогда, эти зрелые отношения выглядят, как завораживающий номер двух акробатов, в совершенстве владеющих каждый своим телом, сливающихся в восхитительном экстазе, в результате которого происходит синергия, а не поглощение.   

Итак, подводя итоги, мы получаем руководство по обретению себя, поиску своего пути и выход на уровень Зрелых Отношений двух самодостаточных личностей. А еще, мы получаем наглядное пособие по Естественным Правам Личности по А. Лоуэну. Смотрите сами:

  1. Вспомнить какова жизнь на вкус, запах и ощупь. Проснуться. *Право Быть.
  2. Обретя ресурс телесности, принять решение отпустить прошлое и пойти в новое, хоть пока и неизведанное. Почувствовать «ноги». *Право Обеспеченности.
  3. Расчистить внутреннее пространство от привычных паттернов и установок, ПРОСТИТЬ себя и научиться видеть мир и себя такими, какие они есть на самом деле. Очистить разум. *Право автономности.
  4. Научиться «выбирать свои мысли» - выбирать какой дорогой я иду, вне зависимости от мнения других. *Право Независимости.
  5. Видеть и принимать мир таким, какой он есть, и улыбаться ему всей собой. Открывать ему свое сердце. И теперь уже знать, чего ты хочешь на самом деле. *Право желать.
  6. Обретя свой баланс, научиться сохранять его в контакте с другим и дарить миру. *Право Достигать… Или все же Лоуэн ошибался и последнее право – это Право Любить! :))) Ну, или это достижение про любовь. :)

Знаете, чем меня подкупает главная героиня? Тем, что она нигде не пытается себя приукрасить и показать лучше, чем она есть на самом деле. Лично для меня – это верх дзена и умения быть собой. И это мега-важное умение, и именно оно является основой для того, чтобы двигаться вперед. Потому что пока мы врем себе о себе, мы не сможем сдвинуться с места. Ведь мы рисуем себе идеальную картинку себя – тогда зачем двигаться? Зачем что-то делать, что-то искать, куда-то идти и рушить эту «замечательную реальность и себя в этой прекрасной картинке»? Иногда нужно разрушить свою «идеальную картинку» для того, чтобы обрести себя и подарить себя Другому. Целого себя, умеющего твердо стоять на ногах и смотреть на мир Сердцем.

Вот такой вот незамысловатый и одновременно очень непростой ПУТЬ К СЕБЕ мы увидели в этом шикарном и мудром, на мой взгляд, фильме!

С вами была я, психолог Татьяна Кириченко.

Подписывайтесь на канал «Пойми Кино» - https://t.me/poymi_kino и обсуждайте фильмы вместе с нами!