Татьяна Кириченко

Разборы фильмов

«Санта на продажу», 2010, Финляндия.

05.12.2020  00:00

Любопытный, неоднозначный, специфичный, но достаточно самобытный и колоритный фильм. Почему-то его жанр определен как триллер. Хотя я бы его скорее отнесла к жанру черной комедии. «Тонкий» аутентичный финский юмор очень даже откликается и впечатляет. :)

Далее, свободные размышления на тему…

Например, очень любопытно, что в фильме все персонажи мужские. Женского нет ни одного, кроме малюсенького упоминания о фене жены, который странным образом украли. Позже становится понятно зачем. Весь фильм мы наблюдаем за суровыми финскими парнями, одним мальчиком-подростком и совсем юным Пьетери. Последний зачем-то ходит со странной игрушкой на поводке, в хоккейной форме и с ружьем, которое выстрелило-таки в воздух в конце  фильма. Верит в Санта Клауса и очень любит папу. Куда делась мама и все женщины суровых финнов с разделочными ножами, ружьями и на снегоходах, - о том история умалчивает. Пьетери юн, впечатлителен и пока еще мыслит категориями добра и зла, белого и черного…

Единственными территориями, куда не допускались женщины, издревле были только мужские инициации и боевые корабли. Поскольку, корабль здесь явно не при чем, то, похоже, речь идет о мужской инициации. И сюжет это вполне подтверждает. Речь идет о посвящении маленького мальчика Пьетери «в рыцари» в клан старших. Сначала его друг-подросток Юсоу подтрунивает над ним за то, что тот верит в Санта Клауса, затем отец дает ему ружье с него ростом, типа для защиты от волков, которых там немеряно. Ну а далее события разворачиваются своим чередом, раскрывая нам страшную тайну милого доброго дедушки Санта Клауса. И Пьетери придется встретится с этой тайной, разгадать ее и найти способ спасти всю Лапландию.

Параллельно с простыми радостями и горестями финских парней провинции Лапландия на их территории ушлые американские дядечки роют глубокую и зловещую яму в горе, где собираются обнаружить древнее захоронение. Почему-то американские дядечки не очень уважают традиции и усилия финских жителей, которые это захоронение-тюрьму устроили здесь много веков назад. А еще эти дядечки почему-то не очень задумываются о последствиях своих действий.

Если немного отвлечься от американских дядечек, то стоит проанализировать пару архетипических символов этой истории. Гора – символ мудрости и вечности (курганы), портал в потусторонний нижний мир, подсознание, обращение к Альтер-Эго. Скважина, пробуренная американцами вглубь горы – вход в это самое прошлое, подсознание, нижний мир, открытие сокрытого. Т.е. пришельцы из другого (американского, а не финского) мира, вероломно врываются в пространство вечной мерзлоты и взламывают секретный код.

Так часто в жизни случается: приходит другой человек извне, взламывает твое устоявшееся уютное пространство и поднимает из твоих внутренних глубин что-то новое и не очень доброе. И ты познаешь себя нового, другого. А так бы и не знал. :) Не зря в старину для познания себя и мудрости мира отправлялись в дальние путешествия. А юношей в порядке инициации отправляли в ночное бдение. Или в какие-то другие сложные преодоления. И это не только про тест на силу и выносливость. Это еще и про обнаружение в себе потайных и темных сторон.

Метафорически их вынимали из-под уютной безопасной маминой юбки и учили быть злыми и агрессивными. Т.е. проявляли их темные стороны, готовя их к реалиям жизни. Исходя из этого становится понятно, почему в фильме нет женщин от слова «совсем». Это тот самый поход мальчика, юноши в «темный мир». В глубины прошлого и своего подсознания; время открытия темной стороны мира и собственной души.

И персонаж милого дедушки Санта Клауса для этого подходит как нельзя лучше. Развеять детские иллюзии, и узнать, что сказки существуют, но уже совсем другие, - это намного страшнее, чем узнать что сказок НЕ существует. :)))

В психологии есть известный феномен, когда ребенок учится соединять в одном объекте хорошую и плохую маму. Лет до 3-5 он этого делать на самом деле не умеет. Он видит в каждый момент времени либо хорошую маму, либо плохую и не соединяет их в одном человеке. Он пока не понимает, как это может соединяться в одном человеке. А вот после 5 лет он начинает замечать и понимать, что и та, и другая мама – это один и тот же человек в разных состояниях. И из полярного черно-белого восприятия мира его картина мира синтезируется в разностороннее видение объектов и субъектов. Т.е. в умение совмещать плохое и хорошее в одном месте и понимать все многообразие мира и его изменчивости. В одной отдельно взятой маме. По крайней мере, так должно быть в идеале.

И в тот «момент», когда ребенок научается это совмещать и принимать, происходит самый мощный его процесс интеграции в мир, и начинается процесс взросления и обучения.

Легенда фильма о том, что Санта Клаус – главный персонаж детских иллюзий - на самом деле был не добрым дедушкой, а злым монстром, в полной мере отражает этот феномен. Пьетери не только раскрывает эту тайну, но в процессе происходящих событий побеждает Зло, обретает контроль над его приспешниками и приручает их. И становится полноправным членом своей команды. Экзамен пройден, интеграция произошла, темная сторона присвоена, и он посвящен в Равные. Аминь.

Ну а бескомпромиссный аутентичный финский юмор вперемешку с первобытной непосредственностью истинного северного менталитета  прекрасен, как ни крути. :) При всем этом, 'Санта на продажу' – это, наверное, в первую очередь сказка – суровая, серьезная, для жестких волевых мужчин, которые безропотно выходят в трусах на улицу, разделывают туши убиенных безвинно свиней в рождественский сочельник, заталкивают голых бомжеватых стариков в загон для оленей и ходят с ружьем по нужде. Так закаляется сталь, рождаются легенды, а мир получает своих Санта Клаусов с подарками и глуповатыми улыбками на лицах.

А вы уже прошли свою интеграцию черного и белого? :)

С вами была я, психолог Татьяна Кириченко.

Подписывайтесь на канал «Пойми Кино» - https://t.me/poymi_kino и обсуждайте фильмы вместе с нами!