Разборы фильмов

«В диких условиях» (Into the Wild), 2007, США.

18.11.2020  00:00

Ну что можно сказать об этом фильме? Жаль что он не стал бестселлером, потому как мудрости и жизненных уроков в нем более чем достаточно. Да, это не экшн и не боевик, и темп в фильме намеренно взят размеренный, почти расслабленный, со множеством философских размышлений и погружением в созерцание, любование и чувствование.

О чем фильм? Для меня в первую очередь фильм о Свободе: о самом понятии свободы, его трактовке, понимании и … последствиях. Во вторую очередь - об обиженном мальчике, с нарушенной коммуникацией (да-да, не удивляйтесь), заигравшимся в месть. Очень очень красивый фильм, и мудрый; но грустный…  Стоит ли его смотреть? Однозначно – да. Хороший стимул задуматься о своих выборах и отношениях с социумом, правилами, семьей и собственной свободой/не свободой.

Что мы здесь видим про Свободу. Свобода манит и опьяняет. Причем в прямом и переносном смысле. Опьянение – потеря контроля и, местами, здравого смысла. Манит она желанием выйти из-под контроля правил, обязанностей, зависимостей и многих других вещей, которые буквально связывают человека по рукам и ногам. Забить на все, бросить к чертям собачьим, вырваться и вдохнуть полной грудью, идти куда глаза глядят, делать только то что хочется, и забыть про надо и должен… Манящий архетип Бродяги, дороги и Свободы. Только возникает вопрос: а что дальше? Тотальное наслаждение и удовольствие? Отлично! Пока у тебя все хорошо. А что делать, когда в силу вступают не твои правила, а другие? Чужие? Правила дикой природы или других таких же «свободных» людей как ты, для удовольствия которых тебя не должно стать, например? Человек очень уязвимое и довольно слабое биологическое существо, к сожалению. И именно осознание своей слабости и ограниченности, помогло ему выжить и эволюционировать как биологическому виду. Не охотиться на мамонтов в одиночку, не рассчитывать на свою «шкуру», объединяться в «стаи» и вместе завоевывать и осваивать новые территории. Человек стадный биологический вид. Он не выживает в одиночку. Особенно в «диких условиях». Что значит диких? В чем метафора этого послания в фильме? Диких - значит неконтролируемых, непредсказуемых, неподвластных тебе. Круто? Безусловно. Но безрассудно и печально заканчивается, обычно. Что, собственно, фильм и показал.

Может показаться что я против проявления Свободы Человека. Это вовсе не так. Свобода безусловно важна и жизненно необходима для зрелого человека. Без нее он перестает быть Человеком, и становится «овцой». Без права Выбора, свободы мыслить, выходить ЗА переделы, и много чего другого важного в жизни мыслящего человека. Но Свобода хороша в паре с Ответственностью*. Когда я проявляю свою волю, и через нее свою свободу выбора, и несу ответственность за то что я делаю, и за последствия моих действий. Тогда свобода – это двигатель и сила. Если нет, то это просто подростковый бунт под названием «назло маме отморожу уши». К сожалению, несмотря на всю красивую картинку и большое количество умных мыслей, именно это мы и наблюдаем в течении почти двух часов в исполнении миляги Алекса Супербродяги.

Подростковый бунт – это тоже хорошо. Он дает силу и топливо для сепарации и становления на собственные ноги. Для пересмотра родительских посланий и сценариев, и выбора своих. Но после отрыва и свободы от родительского влияния, молодой человек ищет свои опоры в жизни. А это совсем уже другая история. У него уже есть свобода, и теперь он ищет свои «правила», на которые он будет опираться. Без опоры, свобода - разрушающий миф. Деструкция. Свобода ОТ, а не ДЛЯ… Свобода ОТ – бессмысленное бегство и ярость мести. Свобода ДЛЯ – эволюция и созидание. Порядок и Хаос. Только в их балансе человек может существовать и развиваться, а не саморазрушаться и деградировать. Только найденный баланс этих двух понятий, внутри каждого из нас, характеризует зрелую личность. Это то к чему необходимо стремиться всю свою жизнь. Достигать всё новых и новых степеней личной и социальной свободы и уравновешивать их ответственностью и здравым смыслом.  Зачастую, у людей происходит перекос в одну или в другую сторону. Но, как и любой перекос, он не ведет к зрелости и здоровью. И это не философские размышления на заданную тему. Это очень конкретные и жизненно важные вещи. Без внутренней свободы, человек просто винтик в системе, которая перемелет его и не заметит. Он жертва обстоятельств, рекламы и воли других людей. Без ответственности, человек становится разрушающим фактором, деструктивным монстром. Ну, или как минимум, оказывается на задворках вселенной, без возможности развиваться и двигаться вперед, без возможности получать помощь и… самое главное –  без ощущения общности и разделённости, так важных каждому из нас. Ни одному здоровому человеку нафиг не нужна его тотальная «свобода», если он не может разделить ее с себе подобным. Это основная мысль фильма, к которой пришел главный герой. Жаль что слишком поздно. :(

Теперь о самом главном герое. Что мы видим, и чему стоит у него поучиться? Пусть хотя бы и на его ошибках. На чужих ошибках всегда учиться лучше, чем на своих. :) Ну или хотя бы задуматься в эту сторону.

Итак, мальчик Крис, узнает о своих родителях то, что ему сильно не нравится. Плюс ему не нравится то, что он видит и наблюдает каждый день. В принципе, оно и понятно. Мало бы кому это понравилось. Но вот тот выбор, который он делает в связи с этим, приводит его совсем не туда куда хотелось бы. Он долгие годы молчит, терпит и изображает из себя образцового мальчика и сына.  Зачем? Почему? Почему бы не высказать своим родителям все что он об этом думает? Почему он не бунтует? Почему не сопротивляется, не требует, не возмущается? Как бы это ни было парадоксально, но высказанный гнев мог повернуть его судьбу в совершенно иное русло. Замалчивание и игнорирование не решает проблем. Оно их очень сильно усугубляет. И всегда приводит к плаченым последствиям. Может не к таким фатальным как в фильме, но к негативным точно. Оно приводит к разрыву контакта и самоизоляции, как факт. Когда мы молчим и не высказываем своего недовольства человеку, из боязни его обидеть, или из страха перед конфликтом, или в иллюзии попытки сохранить отношения, – мы на самом деле эти отношения рвем, разрушаем, уничтожаем, с каждым таким ходом отдаляясь все дальше и дальше. И этим же самым мы «мстим» этому человеку, постепенно удаляясь от него или разрывая с ним контакт без объяснений. Это я и назвала нарушенной коммуникацией в начале этой статьи. И это и есть самый основной урок, который стоит вынести из этого фильма. Не бойтесь конфликтов и выражения гнева и недовольства. Бойтесь тех кто их избегает. Такой человек не с вами, он против вас. Человек, находящийся в контакте с другим человеком, будет прояснять недомолвки и разногласия для нахождения компромисса и сохранения отношений. И только тот, кому проще похоронить отношения, нежели предъявить свои границы и интересы, будет молчать и улыбаться до последнего. Пока не разорвет с вами отношения или не «вонзит вам кинжал в спину».

По какой причине люди замалчивают свои недовольства и претензии? По разным. Кто-то просто боится обидеть. Кто-то боится любых конфликтов, в силу личной истории. Кто-то просто ошибается, думая, что если не замечать и вытеснять такие вещи, то они рассосутся сами, и все будет зашибись. И никто ничего не заметит. А кто-то так обижен, что считает другого человека недостойным своего гнева. И это самая засадная ситуация. Потому как он хорошо понимает что делает, и тупо вам мстит. Из точки высокомерия и презрения. (Именно это и есть мотив поведения главного героя, Криса). Как от этого защищаться? Сложно. Но возможно.

Защищаться здесь можно только путем передачи ответственности такому человеку за его чувства и выборы. И не взятие этой ответственности на себя. Т.е. это классический выход из игры «обида-вина». Если на вас кто-то обиделся, это не значит что вы виноваты. Это означает только то, что вы не оправдали его ожиданий, и он выбрал вами манипулировать с помощью обиды. Неприятно конечно, иногда даже очень грустно и больно. Особенно когда это очень близкий человек. Но это ЕГО ВЫБОР. И здесь уже наша задача уважать его право на его выборы. Даже, если они нам не нравятся. И сохранять себя всеми возможными способами. Иногда, несмотря на боль, важнее самоизолироваться от такого человека, нежели продолжать играть по его правилам. Это уже наш выбор и ответственность. В некоторых случаях, кстати, это срабатывает и человек прекращает свою игру. Ну а если нет, повторюсь, его право и ответственность. А наша ответственность и право заключаются в том, чтобы беречь и защищать себя, в первую очередь. И если вы этого не делаете, это ваше право, но и ваша ответственность. Свобода и Ответственность, Ответственность и Свобода. :)

После того, как Крис исчезает из поля зрения семьи, он отправляется на подготовку к своему главному «испытанию» - полной тотальной «свободе» в диких условиях. И подготовка эта проходит более чем успешно. Потому как зарабатывать деньги, очаровывать людей и уходить от них, он умеет мастерски – всю жизнь учился. Поражает скольким людям он умудрился причинить глубокую боль, за эти два года. Но Крис увлечен своей мета-идеей, и его цель оправдывает всё. Пока что он считает, что они заблуждаются, и привязанности человеку ни к чему. Им движет стремление к тотальной свободе, цену которой он узнает позже, слишком позже – когда станет совсем поздно. Но видимо для того фильм и сняли, чтобы ошибка и заблуждение одного реального человека, смогла предостеречь сотни других людей от подобных заблуждений. (Фильм снят на основе реальной истории.)

Что же происходит когда он достигает своей цели и оказывается в полной изоляции на Аляске? Все отлично, пока все идет по плану. Хотя, конечно, хочется заметить, что стремление к тотальной свободе не мешает Крису пользоваться благами человечества, типа ружья, зажигалки, и даже живет он не в палатке, а в оборудованном для жизни автобусе, с печкой и матрасом. Ну не будем мелочными. :) Он наслаждается жизнью, красотой пейзажей, ловко справляется с бытовыми вопросами и продолжает размышлять над жизнью и ее смыслом, в обнимку со Львом Толстым и Джеком Лондоном. Потом, он принимает «волевое» решение вернуться таки к людям, он чувствует себя готовым к этому. Мы даже опустим тот факт, что во многом этой готовности служит тот факт, что закончился рис. Ну да бог с ним, с рисом... И тут на его пути встает та самая дикая природа, к которой он так стремился. И проявляет свою волю. План Криса рушится, и он не может вернуться к людям из-за разлившейся реки (тоже, кстати, очень любопытный символ из юнгианского анализа). Вот тут и становится видна вся его история, как она есть на самом деле. Весь фильм нам казалось, что Крис легко принимает реальность, живет сегодняшним днем, и ничего ни от кого не ждет. Но как только что-то пошло не по его сценарию, он тут же теряет самообладание и начинает истерить как перепуганный подросток. Почему бы ему не принять этот поворот как подарок или намек судьбы провести здесь еще пару месяцев до замерзания реки? Ведь совсем недавно он утверждает что не хочет зависеть ни от чего кроме «грибочков и листочков» (цитата из фильма)… Так почему же теперь он теряет самообладание и съедает ядовитую травку? Эта ситуация обнажает его истинную мотивацию. Бегство от, а не для… Он оказался не готов к реальному проявлению «чужой» свободы в противовес свободе своих выборов и решений. А именно в этом и заключается реальная здоровая Зрелость человека. В готовности соотносить свою свободу с чужой, другой. И отвечать за свои выборы и за то, что ты декларируешь, перед судьбой. И это еще один мудрый и глубокий урок фильма. :)

Предполагаю, что если бы Крис не сломался от того, что что-то встало на пути его свободы передвижения, и не занервничал, то все прошло бы спокойно и с другим финалом. Но похоже, этот урок Крис принять был не готов. Гордыня победила. Жаль. Иногда гораздо мудрее проиграть войну, но выиграть жизнь. И на самом деле, мы с этим выбором сталкиваемся каждый день: отморозить ли назло маме уши, или признать что все таки мама была права, и остаться с целыми ушами. :) Каждый выбирает сам. В этом его свобода, и его ответственность. ;)

Больше всего сожаления в этой истории вызывает тот факт, что всего этого можно было бы избежать. Если разговаривать. Злиться, предъявлять свое недовольство, отстаивать свои потребности и интересы, и не выбирать обиду и месть любой ценой. Не судите людей. Кто мы такие чтобы судить?! Не мы этот мир создали, не нам и судить его. За собой бы уследить, чтобы не набедокурить, и не «отморозить уши» невзначай… А то ведь можно и не заметить. :(

Еще, для меня важным мотивом в этом фильме прозвучала тема родительской любви. Мы видим три типа такой любви, все три они разные, но все три об одном - о безусловной любви и тоске. Да, на бытовом и поведенческом уровне все может быть не так красиво и одухотворенно, но в глубине души наши родители очень ОЧЕНЬ нас любят. Даже если делают фигню. И это умопомрачительный ресурс. И это требует благодарности. Хотя бы внутри. Хотя бы за жизнь, которую они нам дали. Ассоциацией к этому фильму у меня все время всплывает в памяти мем из интернета “Позвони, сука, маме!” Я бы дописала: и скажи ей СПАСИБО. Хотя бы один раз в жизни. Хотя бы письменно. «Спасибо, мама».

В завершение, хочется написать пару слов о реке, преградившей путь Крису. Река – символ границы, вода – чувств. Нередко, уйдя ЗА грань, очень сложно вернуться назад. За грань наркотиков, за грань обиды, за грань отрицания… И возвращение нередко связано со смирением гордыни и высокомерия. Это очень сложно, и потому нередко люди «оттуда» не возвращаются. И не только из диких мест и отшельничества, хотя и оттуда тоже не так-то просто вернуться снова в социум, даже если ничего не преграждает вам путь. Психологически сложно. Половодье чувств Криса были напрямую связаны с его обидой на родителей и социум, который пытался управлять им самим и его родителями, с помощью денег и власти. Да, он принял решение вернуться к ним. Но по-настоящему простить их и смириться, и понять всю ценность одного человека для другого, ценность родителей для детей, он смог только на пороге смерти. Когда дикая природа все-таки сломала его гордость и принципиальность. Жаль только что такой ценой. :(

В данном случае, если вы вдруг заметили что-либо из перечисленных симптомов за собой, лучше посмотреть фильм и поучиться на примере ошибки размером в жизнь Криса, чем платить за это своей жизнью.

Давайте смотреть хорошие фильмы и становится мудрее, благодаря им. :)

*Ответственность – признания авторства своих действий и их последствий.

С вами была я, психолог Татьяна Кириченко.

Еще больше интересных фильмов и разборов на канале «Пойми кино» - https://t.me/poymi_kino. Подписывайтесь и участвуйте!