Татьяна Кириченко

Разборы фильмов

«Джокер», 2019, США

15.08.2020  00:00

Очень хочется написать: фильм «Джокер»… без комментариев…

Но нет, комментарии все же будут. :)

Фильм, зацепивший многих и вызвавший целую бурю споров и дебатов. Почему так? Да потому, что это не триллер. Это, к сожалению, реальность. Он очень реальный и реалистичный. И это не про прорисовку главного персонажа, это про суть того, что с ним происходит. В результате чего, каждый человек может, так или иначе, приложить это все к себе. И узнать в нем свою Тень. Свои глубоко запрятанные чувства и желания. Редкий человек может похвастаться тем, что никогда не испытывал унижения и желания отомстить своим обидчикам. Редко кто не переживал одиночества, брошенности и отчаяния.

Безусловно, психически здоровый человек в состоянии контролировать свои импульсы и желание «поубивать всех нафиг». Безусловно, большинство из нас находит возможность и способ выразить это социально адекватными способами или как-то более-менее экологично отреагировать. В отличии от психически нездорового человека, коим главный персонаж и является. Но погрузившись в глубины своего подсознания, вы обязательно найдете там своего персонального Джокера, увы и ах. Потому и цепляет, и возмущает, и пугает, и восхищает…

Фильм часто называют одой классовому неравенству и борьбе в ним. Конечно, эта тема здесь отражена. Хотя, ключевой здесь является тема того, как большая и сытая Система не слышит и игнорирует «простого» человека. И тогда, сразу же всплывают в голове ужасы домашнего насилия над детьми и то, как часто, даже самые лояльные и «хорошие» родители, не слышат своего еще маленького и, возможно, испуганного ребенка. И тогда это начинает касаться каждого из нас…

Почему это пугает? Потому что ДЖОКЕР. Это термин, пришедший к нам из игральных карт, где Джокер – это открытая карта, которая может заменить собой любую другую карту. Это то, что мы не можем контролировать. Это то, что ВДРУГ случается, и ты либо на коне, если эта карта попала к тебе, либо в полном ауте, если эта карта оказалась у другого. Это потеря контроля - и это страшно. Это неизвестность – и это пугает. Это непредсказуемо, и, самое главное, неуправляемо.  Это самое страшное. Как быть с тем, что неуправляемо? В жизни с неуправляемыми ситуациями есть только один выход: применить Силу. Но сила есть не у всех в достаточном количестве и качестве. А даже если есть… применить силу – это значит присоединиться к агрессору. Не многие на это способны. А сам Джокер – это и есть неуправляемая Сила. И взять страшно, и справиться непонятно как. И хочется, и колется, и мама не велит. В этом плане, «счастливы» сумасшедшие – им уже все равно, что там кто не велит. У них нет границ, и им «все можно».

И это второй архетип, используемый как козырь в фильме – архетип Сумасшедшего. Еще один архетип, пугающий до безумия. :) Как много вокруг сумасшествия разговоров и толков! :) Люди боятся сойти с ума и периодически оказываются на волоске от безумия. «Обезумивают» от боли и отчаяния и «сходят с ума» по кому-то или от чего-то. :) Все гении безумны… Все это про выход ЗА пределы… границ, норм, правил, здравого смысла… И снова и хочется, и колется. И страшно, и притягательно одновременно. А еще это о том, что живет в латентном виде в каждом человеке. Его «страааашная» Тень. :) Психологи настоятельно рекомендуют с ней дружить. Теперь, я думаю, понятно, зачем они это рекомендуют и почему? :)

Но и это не все козыри фильма. Есть и третий, все как полагается. :) Архетип Клоуна/Шута. Один из самых древних, самых сложных и самых мощных архетипов человечества. Фильм, вобравший в себя три таких мощных теневых архетипа (а архетип, это то, что интуитивно понятно и знакомо каждому живущему на свете существу), не мог быть проигрышным и не вызвать столько откликов и эмоций. Это про то, что вытесняется, что не хочется видеть и замечать, про скрытые и потаенные желания и потребности, это про стыд, про скелеты в шкафу и душераздирающие травмы, о которых принято молчать под страхом смерти, про то, что считается плохим и неправильным, про проклятие и самый мощный ресурс, про то, что пугает и завораживает одновременно…

Так вот, возвращаясь к архетипу Шута… Это ведущий архетип фильма. Доведенный до отчаяния несправедливым увольнением, Артур, не смывая грима клоуна, убивает трех человек в метро. И это выливается в массовый протест жителей неблагополучного района против властей под той же самой маской клоуна. Почему эта маска получила такой отклик в массах? Почему это так легко и бескомпромиссно вписалось в эту историю? Потому, что их не видят, игнорируют, и потому маска – это то, за чем они прячутся? Безликий Шут, черная сатира отчаяния и неблагополучия. Смех – это последнее оружие? Власти довели бедный район и его жителей до края, но не сломили? И снова отчаяние, доведенное до безумия.

Интересно, что Шут/Клоун в подсознании человека воспринимается как игрушка/игра. И это, пожалуй, самая опасная подстава этого архетипа. И самая опасная игрушка. Во все времена шут был самым игнорируемым персонажем и самым опасным. Ему позволено все, но это не имеет веса. До поры до времени. Это трикстер. Он вступает в силу тогда, когда выхода нет, когда все понятные варианты исчерпаны. Это белая карта, джокер, который появляется тогда, когда нужно выйти за пределы… Когда не срабатывает ни один старый прием, поиск новых – это задача Шута. Абсурдный, глумящийся, выходящий ЗА пределы всего разумного, понятного, известного, всех правил и здравого смысла. Когда уже нельзя всерьез, то остается только сарказм. Именно Шут срабатывает в таких ситуациях. Больше никому этого не дано. И самое страшное и замечательное, что против него практически нет оружия. Только полное уничтожение объекта. И то не факт. Потому как запущенная энергия Шута очень заразительна. Однажды возникнув в одном месте, она очень быстро распространяется. Кто-нибудь ее обязательно подхватит. Что собственно фильм и демонстрирует.

Этот архетип есть в каждом человеке. Он крайне необходим, когда становится совсем невыносимо и по-другому никак. Это последнее оружие и последняя спасательная палочка. «Юмор» не раз спасал целые поколения людей. Это край, предел и немного того, что ЗА ним. За  ним только безумие или смерть. Смех – это реакция на страх, верней на ужас. Когда даже бояться нет сил или очень страшно. И хорошо, когда этот архетип освоен и присвоен человеком. И беда, если нет.

Клоун - смешон, Джокер - опасен. На этом феномене очень круто сыграли авторы фильма. Артур - клоун, обычный человек. Артур - Джокер, это тот, кем он себя видит, чувствует. И кем он становится, когда доведен до края - до отчаяния. Для нас в этом есть очень важный посыл. Клоун - это частично архетип современного общества. Многим сейчас приходится примерять эту роль на себя и учиться “развлекать” общество, чтобы добиваться успеха и “своей” аудитории и продавать свой продукт. На протяжении фильма мы видим трансформацию клоуна в Джокера. Клоун развлекает общество, Джокер вершит его судьбы. Клоун - это ощущение себя маленьким и незначимым, угнетенным и смешным, Джокер - это неуправляемая стихия. Она запускает массовые беспорядки, она стихийна, неуправляема, но для ситуации назревшей трансформации она необходима. В этом и подростковый бунт против системы, и бунт сына против отца, низов против зажравшихся верхов... Это путь сепарации, взросления и трансформации. Страшно, но необходимо. Вопрос только куда эта стихия и сила направлена: вверх или вниз? В идеале через смерть (трансформация - это смерть старого) вверх. Но это в идеале.

Итак, что мы имеем по итогам разбора этого фильма? Два краевых архетипа (Сумасшедший и Шут) и один открытый – Джокер/Белая карта, для которого открыто ВСЕ. Это очень пугающее сочетание. Но поскольку человек так устроен, что все время будет стремиться ЗА КРАЙ, то именно эти энергии будут его всегда притягивать и привлекать. Привлекать и пугать одновременно. Это, как я писала выше, одновременно и проклятье, и ресурс. Ресурс выхода на новый уровень. Ресурс преодоления невозможного. А потому без него никак. Иногда приходится просто довериться ему и идти вслепую, держась за его потную скользкую ручку. :) И тут либо пан, либо пропал. Но Джокер скорее про то что «пан». :)

Так что пользуйтесь, но осторожно. :) Главное, чтобы эта «последняя надежда»  была в вашем арсенале. Но желательно, чтобы она вам никогда не понадобилась. :) Именно этого я вам и желаю. :)

На этом на сегодня все. С вами была я, психолог Татьяна Кириченко и проект «Пойми кино». Всего вам доброго!

Подписывайтесь на канал «Пойми Кино» - https://t.me/poymi_kino и обсуждайте фильмы вместе с нами!