Разборы фильмов

«Начало», 2010, США, Великобритания

05.08.2020  00:00

А ЧТО ВНЕДРЯЮТ В НАШИ ГОЛОВЫ?

Нашумевший в свое время фильм – «Начало». Хотя более правильный перевод названия этого фильма был бы все-таки «Внедрение». Внедрение Идеи во сне.

Фильм, безусловно, красивый, зрелищный, захватывающий... и очень чувственный. Что не мудрено - ведь действия разворачиваются на грани яви и сна. И сам сюжет так закручен, что зритель не всегда понимает, где он сейчас: в реальности или в чьем-то сне. А если во сне, то в чьем? :) Сон внутри сна, 4 уровня погружения в сон, читай в подсознание человека. Это не шутка. Кроме того, сцены скачут из одного уровня в другой, так что ближе к концу фильма, мозг уже может перестать понимать, где он находится, так как теряет контроль. Все как в сценарии самого фильма. Ситуация выходит из под контроля коры головного мозга, которая отвечает за сам контроль и ясность понимания, и погружается в месиво чувств, воспоминаний и инстинктов.

Самое любопытное, на мой взгляд, в этом фильме - это его концовка. Именно она и вызвала столько толков и разговоров вокруг этой киноленты. Ведь финал фильма открытый. Его можно трактовать как угодно. Да, есть много аналитических статей, раскрывающих эту загадку, есть интервью с самим режиссером, который прямо отвечает на вопрос, где же в итоге оказался главный герой. И все же первое ощущение - это вопрос и сомнение. Почему мне кажется этот момент интересным? Потому что, похоже, это и есть третий уровень внедрения... Но давайте сначала про первые два.

Первый уровень, или сюжетная линия про внедрения - очевидна. Есть задача внедрить идею Фишеру, наследнику большой корпорации, идею развалить эту самую корпорацию. И, на первый взгляд, весь сюжет крутится вокруг этой задачи.

Вторая сюжетная линия, возникающая в процессе разворачивания первой, это отношения Кобба и его жены Мол. Кстати, Мол, в переводе с французского – «болезнь», а Мол была француженкой. И если первая линия, про Фишера, больше смахивает на боевик по жанру, то вторая, про Кобба и Мол, - это уже мелодрама. Очень глубокая и чувственная мелодрама. И в этой линии есть своя тема “внедрения”. Для выполнения задачи с Фишером Кобб включает в команду девушку с незамысловатым именем Ариадна. Она является не только архитектором, создавшим весь мир их погружения, не только путеводной нитью для самого Кобба... Она еще становится тем, кто внедряет Коббу идею о прощении себя и в итоге приводит его к этому прощению на самом нижнем ярусе их сновидений.

Сам персонаж Ариадны более чем любопытен. Это не просто человек, создавший и построивший весь мир сна в трех уровнях, по которому путешествуют почти весь фильм наши персонажи, но и проведший их по этим мирам в качестве Проводника. К тому же она становится единственным человеком, знающим секрет Кобба, и, соответственно, единственным, кто понимает, с чем они там на самом деле столкнутся. Т.е. видящая всю картину целиком. При этом, про нее саму мы не знаем почти ничего. Она максимально обезличена режиссёром. Эдакий небесный архитектор, ведающая “божий промысел”. Она Надежда этого фильма. Его столп и опора. В одном персонаже соединены функции того, кто присматривает за “нерадивыми детьми”, помогает им и поддерживает главного героя, и здравый смысл, который верит в идею и людей и в итоге помогает им справиться со всеми напастями.

Если убрать от нее роль Архитектора и оставить только роль Проводника, архитепическую роль Ариадны, то все было бы очень просто и понятно. На метафорическом и психологическом уровнях мы спускаемся в собственное подсознание, в котором живут и резвятся наши страхи и травмы. Здесь сон используется как метафора подсознания. Для того чтобы там переписать принятые когда-то решения и исцелиться. Сам фильм, в принципе, хрестоматийное пособие для работы с травмами и психологическими проблемами.

Первый уровень - это уровень коры головного мозга, где принимается решение поменять что-то или исцелить. Второй уровень - это чувства и страхи и их проработка. И третий, самый глубинный уровень, уровень принятия, сожаления и за ним катарсиса - освобождение и принятие новой идеи или решения. И очень важно понимать, что без первых двух третий невозможен. Только прожив все свои страхи и сомнения, человек может от них освободиться и принять реальное новое решение. Всем собой, а не только головой. Головой, к сожалению, зачастую мало.

Так вот, возвращаясь к персонажу Ариадны. Каков ее смысл на самом деле? Кто это? Тот, кто ведет вас на пути исцеления? Психолог, друг, наставник, интуиция, здравый смысл, внутренняя Сила... Бережно, аккуратно, поддерживая и помогая. Или Судьба, подстроившая вам весь этот неуправляемый треш? Или ангел-хранитель, ведущий вас по пути развития, и все это для того, чтобы вы стали мудрее и сильнее? :) Я оставлю этот вопрос открытым, потому что ответ на него -  очень хорошая диагностика ваших взаимоотношений с Мирозданием и с собой. :) Думаю, вы без труда догадаетесь, ответив себе на этот вопрос, о чем говорит ваш ответ. :)

Если говорить о том, что происходит в подсознании главного героя, Кобба, то мы там наблюдаем две основные темы. Первая - этого его чувство вины перед Мол за внедренную идею про нереальность сна. Вторая тема - это его страх потерять грань между реальностью и сном. Второе понятно: он играет с огнем, и его страх абсолютно уместен и адекватен. Хоть и приводит к постоянному невротичному верчению волчка. А вот про вину... Вина здесь является способом не отпустить прошлое. Тот крючок, который держит его в напряжении и заставляет постоянно возвращаться к ушедшему уже давно человеку. Так очень часто происходит в жизни. Наши непереносимые чувства, особенно вина, становятся для нас мостиком в прошлое. То, что держит нас там огромными железными клещами. И только отпустив чувства, через принятие реальности и сожаление, мы можем вернуться в настоящую реальность. Кобб никогда не хотел смерти Мол. Все, что он делал, - это пытался ее спасти: сначала от заблуждения, что сон это реальность. А потом от того, что реальность это сон. Возможно, там, в начале, он ошибся. И цена этой ошибки слишком велика. Но все, что у нас есть в арсенале, - это сожаление. Это единственное адекватное и здоровое чувство, которое не будет разрушать. Все остальные будут.

Кроме того, для взрослого человека вина - это ответственность. И либо человек говорит: да, я это сделал, и это мой выбор. Либо, если он считает это ошибкой, и он эту ошибку компенсирует. Некоторым людям иногда кажется, что саморазрушение и есть такая компенсация. Но это не так. Разрушение не может быть компенсацией. Компенсация - это всегда созидание.

Итак, мы разобрали две линии внедрения идеи в психику человека, разобрали чувства главного героя и в чем была его ошибка. А теперь время вернуться к теме третьего внедрения, о котором я писала вначале. Это внедрение Идеи в психику Зрителя режиссёром. :) А вот что это за идея – вопрос. Я думаю, здесь существует больше чем один ответ. Но мне больше импонируют очевидные мысли, приходящие в голову, в связи с открытым концом. Идея задуматься над своими отношениями с реальностью и принятием ее. И мысль о том, насколько мы управляем своей жизнью. Или позволяем управлять ею кому, чему?.. Впрочем, второй вопрос планомерно вытекает из первого. А как бы вы ответили на вопрос о том какую идею нам пытается “внедрить” режиссер?

Кроме того, все происходящее в фильме очень напоминает мне происходящие процессы в современном мире, особенно актуализировавшиеся в 2020м году. Мы давно перестали понимать, где правда, а где ложь. Из всех утюгов нам вещают противоположные вещи, и узнать, кто с какой выгодой для себя это делает, порой невозможно. Искусственный интеллект практически завоевал мир и управляет им по своему «разумению», подсовывая нам рекламу и посты по заданным алгоритмам. Мы находимся в плену виртуальной реальности, бесконечное зависая в ней, и перенося свою жизнь все больше и больше в онлайн. Распознать при этом, где настоящая реальность, а где виртуальная, становится все сложнее и сложнее. Мне правда очень интересно где произойдёт точка коллапса и нас выкинет в реал. А вы как думаете? Где, когда и как? :)

А пока давайте сохранять здравый смысл и опираться на то что у нас еще осталось: тело, дом, планета Земля... мы еще вроде пока здесь. :)

На этом на сегодня все. С вами была я, психолог Татьяна Кириченко и проект «Пойми кино». Всего вам доброго.

Подписывайтесь на канал «Пойми Кино» - https://t.me/poymi_kino и обсуждайте фильмы вместе с нами!