Замечательный, одновременно легкий и глубокий, фильм об отношениях, честности и равности.
Здесь две основные линии отношений – Эрика - Гарри и Эрика - Джулиан. И еще есть отдельная тема персонажа Гарри и его отношения к противоположному полу. Но это скорее больше относится к его психологическому портрету, чем к каким бы то ни было реальным отношениям.
Итак…
Эрика – женщина за 50, ушедшая в трудоголизм, сублимирующая отсутствие отношений в творчестве. Женщина она по себе довольно яркая, что логично для её таланта, а потому достаточно эмоциональная. Но очень скованная и неуверенная в себе. Хотя, если посмотреть как она реагирует на флирт Джулиана и Гарри, то возникают некоторые сомнения в её неуверенности и зажатости. Видимо, недоработка авторов. Кроме того, она довольно привлекательна внешне, у нее высокий социальный статус, и она богата (а как еще могло быть в голливудском кино)! И, как в любой такой трудолюбивой и закомплексованной женщине, в ней зарыт океан страсти и чувств, который, как ружье на стене, не мог не выстрелить.
Интересный момент, что в силу подавленности чувств и эмоций, Эрика оказалась не очень зрелой и адаптированной к реальным отношениям. Поэтому, ее отношения с обоими ухажерами оказываются такими непосредственными, живыми и неординарными: без шаблонов и приевшихся ритуалов. И именно этим она их и подкупает. Она сильна и смела как лев и безоружна/непосредственна/уязвима как ребенок. Гремучая, беспроигрышная смесь. Девушки, берем на вооружение! :)
Джулиан. Молодой обворожительный доктор, с манерами аристократа, уверенный в себе, нежный, понимающий, мудрый. Еще одна гремучая беспроигрышная смесь. Но именно из-за этой «смеси» он и проиграл, потому как она моделирует отношения близкие к «папа-дочь», нежели равное партнерское взаимодействие. Он, влюбляясь в Эрику, покоряет ее, безусловно! И она сдается под натиском его очарования. Но! Есть колоссальная разница между согласиться и выбрать… Эрика соглашается с этими отношениями, но не выбирает их сама.
Это очень важный момент, на который очень внимательно стоит обращать внимание в своей жизни. Если вы именно соглашаетесь на отношения, счастья в них не будет. Удовольствие может быть, но не счастье. Или если вы «завоевываете» партнера – тоже самое. Если человек не ВЫБРАЛ отношения, он в них не останется, и счастлив в них в итоге не будет никто.
Возвращаясь к отношениям Джулиана и Эрики, хочу обратить ваше внимание на то, что НЕ возраст стал камнем преткновения в момент решения. Хотя, наверняка, тоже сыграл свою роль. Неравность в браке – неважно в чем: возрасте, социальном положении, интеллектуальном уровне – всегда будет сковывать и играть против вас при каждом удобном случае. Но если оба партнера именно ВЫБРАЛИ эти отношения, то никакая «неравность» им не будет помехой, и они смогут ее преодолеть, где бы и как она ни проявлялась. А проявляться она будет. За ней не заржавеет. :)
Ну и самый блистательный персонаж этого фильма – безусловно пожилой ловелас Гарри, в исполнении Джека Николсона! К сожалению, его история жизни недостаточно проявлена, чтобы можно было понять как он стал тем кем он стал. Но то что мы видим само по себе очень любопытно. Реализованный Мужчина, идет «по жизни налегке», срывая женщин как цветы одну за другой, и отчаянно избегает каких бы то ни было серьезных отношений. Он богат, обворожителен, искрометен в юморе, умеет ухаживать за девушками и покорять их сердца своим искренним восхищением и легкостью. Но залог его успеха кроется не в умении говорить комплименты и покорять девичьи сердца богатыми подарками. Его успех в не-привязанности. Он ни во что не включается всерьез. Во всем его поведении сквозит история про то, что он ничему не придает значимости - отсюда легкость и непринужденность, ни во что не включается собой настоящим. Все что мы видим за рамками его отношений с Эрикой – это маска. Гениально отработанная, мастерски сшитая маска и ничего более. А за маской страх, неуверенность, глубина, чувственность… Все то, что раскрылось после его сердечного приступа, все то, что он больше не может контролировать. Сердечный приступ сломал его маску, сорвал одежды привычного образа и он оказался один на один со собой.
Здесь хочется сделать ремарку на тему этого инцидента. Либо консультанты у фильма были хорошие, либо просто удачно попали. Но с точки зрения психосоматики, именно проблемы с сердцем присущи людям, «живущим не своей жизнью». Потому что они идут НЕ путем своего сердца. И часто так бывает, что столкнувшись с признаками своей болезни, они пересматривают свою жизнь и кардинально её меняют. Те у кого это получается – выживают, у кого нет – увы. Это классика жанра, хрестоматийный пример из учебника по психосоматике. И то, что Гарри после приступа поехал «разговаривать» и просить прощения у тех, с кем он был когда-то в отношениях – очень здоровое и правильное решение в данной ситуации, с точки зрения психолога. :)
Возвращаясь к отношениям Эрики и Гарри. В общем-то, им сам бог велел быть вместе. Они равны по возрасту, по социальному и финансовому положению, по статусу, по внутренней силе. Это РАВНЫЕ партнёры, в отличие от всего остального что мы видим в фильме. Кроме того, ситуация их знакомства не предполагает аристократических игр, а наоборот обнажает их настоящие лица и мотивы. У них не вышло поиграть в светских львов, и они разговаривают начистоту, и задают друг другу неудобные вопросы. И у них обоих, возможно впервые, появляется возможность встретиться с собой настоящими и при этом быть принятыми. И для них это похоже тот опыт, после которого вернутся к прошлому уже невозможно, да видимо и не актуально.
Эрика осознанно закрывалась от собственных чувств, избегая боли. Тут она рискнула, и осознала всю бессмысленность и глупость этой стратегии. Начав знакомство друг с другом с «темной» стороны, им уже незачем стало пытаться что-то из себя изображать. Из этой точки, и только из неё, рождаются «настоящие» отношения! Поэтому, при поиске партнера, всегда обращайте внимание на то, как вы себя чувствуете рядом с человеком. Если пытаетесь продемонстрировать лучшую версию себя – значит точно не то. Если, как у себя дома, в пижаме и тапочках – это оно!
Очень восхитило поведение персонажа Д. Николсона. Несмотря ни на что, он не кинулся в эти отношения сломя голову, и не стал отрицать их сразу. Ему явно было нелегко «отказать» Эрике, но он взял таймаут для того чтобы разобраться сначала с собой. Миром правит страх боли. И правит он не очень мудро. И действительно, необходимо много мудрости, зрелости и сил чтобы не пойти на поводу у страха причинить другому боль, будто он рассыплется от неё; не вестись на желание быть хорошим; не принимать решения из страха быть отвергнутым…
А его умение понимать и чувствовать людей, быть одновременно и очень нежным, бережным и очень последовательным (хотела написать жестким, но передумала), видеть суть и восхищаться, любить эту жизнь каждой своей клеточкой – это восхитительно!
«Эту женщину нельзя не любить»! И этого мужчину тоже. :) Многие могут сказать что он сволочь, и кинул Эрику страдать… Кстати сцены её страданий – одно из немного, что в этом фильме вызвало отторжение. Второе, что вызвало отторжение – это то, как Эрика использовала их роман для своей пьесы… Дословно. На мой вкус, это не этично. Так что здесь для меня вопрос - кто из них более неэтичен.
Киану Ривз, конечно, жаль, он милашка. Но он сыграл свою роль в этой истории. Сердечных дел доктор в прямом и переносном смысле. Он помог обоим этим заигравшимся с жизнью «половозрелым бедолагам» найти и обрести, каждому, себя. Без него бы этой замечательной и искрометной истории не получилось бы. Так часто в жизни бывает: чтобы встретить одного человека, нам нужно сначала встретить другого. А для некоторых встреч, иногда приходится оказаться в сложных и неловких обстоятельствах. Иначе, как еще наши ангелы-хранители нас сведут с нужными людьми и заставят их заметить!.. Иногда им приходится нас останавливать, даже вот такими способами.
И если вам вдруг когда-то придется оказаться в роли Джулиана, не расстраивайтесь – значит вам дали возможность совершить добро в этой жизни для кого-то другого. Вам это обязательно зачтется. :)
Хороших вам и здоровых отношений! :)
С вами была я, Татьяна Кириченко.
Подписывайтесь на канал «Пойми Кино» - https://t.me/poymi_kino и обсуждайте фильмы вместе с нами!