Татьяна Кириченко

Разборы фильмов

«100 вещей и ничего лишнего», 2018, Германия.

25.06.2020  00:00

Очень глубокий, качественный фильм, на поверхности которого актуальная на сегодняшний день тема культуры потребления, а на более глубоких пластах смыслов – еще и тема конфликта между Самостью и Эго. А также темы: сиблингов, дружбы, конкуренции, противопоставления личного и социального, системы ценностей, ну и тема одиночества человека в этом сумасшедшем мире… Вобщем, фильм очень многоплановый глубокий и интересный.

Безусловно, этот фильм в первую очередь о современной культуре потребления. О бездумном поглощении вещей и всего на свете в бессмысленном марафоне насыщения. О том, как с помощью рекламы нам впаривают абсолютно бесполезные «блага» человечества, искусственные заменители живого общения, статуса, самоценности, призванные заполнить внутреннюю пустоту и вопиющую разобщенность современных людей в этом безумном мире.

Но еще для меня этот фильм про болезненное одиночество, когда находясь в кругу друзей, близких и коллег, человек чувствует себя непонятым и одиноким. Про отсутствие банального тепла и умения дружить. Про неумение видеть в другом – живого человека. Про неумение быть в близости, и принимать себя и других настоящими. Про то что зачастую вместо дружбы и близости, мы используем друг друга как товары на рынке.

Про то как вместо себя настоящих предъявляем некий продуманный причесанный бренд, а за его маской остаемся испуганными неуверенными комочками биомассы. Как мы прячемся за вещами и боимся предъявить свою не-идеальность.

В этом фильме удивительное количество смыслов и пластов. Один из них мне показался очень интересным… Дело в том, что если посмотреть на двух этих замечательных парней – Пауля и Тони с точки зрения психодинамики и психоанализа, то становится понятно, что они олицетворяют такие два понятия, как Эго и Самость.

Пауль –  талантлив, трогателен, не амбициозен, живой, настоящий, умеющий проявлять слабость, местами наивен, местами мудр. Он родной сын своих родителей. Это метафора Самости. Он был изначально. И Тони в конце фильма ему об этом говорит. Ему ничего не приходилось доказывать, и в этом его огромный бонус и сила.

Тони - амбициозен, умен, изворотлив, силен, безупречен, но как оказалось очень уязвим в своей потребности быть лучшим. Он - приемный сын. Это метафора Эго. Он пришел после. Если Пауль получил все по праву рождения, то Тони пришлось все завоевывать и доказывать свое право на существование.

И тогда, анализируя события этого фильма, мы можем наблюдать, что Самость без Эго слишком уязвима и малоэффективна, но она дает возможность Эго творить и оставаться живой. И любить. Именно Пауль подсказывает Тони как сделать так чтобы Женщина, которую он полюбил, вернулась к нему и услышала его.

Самость знает ЧТО, Эго знает КАК. Самость чувствует, Эго знает. Самость хочет, Эго умеет… Самость про внутреннее содержание, Эго про социальную адаптацию. Иногда, они конфликтуют. Иногда конфликтуют очень сильно и глубоко. В основном, о том кто из них лучше и кто важнее. Но это бессмысленно. Ответьте мне что важнее – кожа или почка?

В конце фильма происходит интеграция Самости и Эго – Пауль и Тони признают что не могут существовать отдельно и оба важны друг для друга. Интересно и то, что нам неоднократно показывают, что для своей мамы они одинаково важны и любимы. Вся конкуренция происходит исключительно в их головах. ;)

Я бы назвала этот фильм «Обнаженные». И это не про тело, а про личность. И про то, как два парня, оказавшись обнаженными, обретали себя заново. С них сорвали одежду и привычные маски, и они оказались наедине с собой. Непростой квест для современного человека. И фильм об этом. О том как пройти этот квест и что обретается в конце пути. В конце они обрели себя настоящих, живых и реальных. И девушку ))).

Этот фильм – метафора рождения Личности. Человек приходит в этот мир голым, и в процессе жизни обрастает все новыми и новыми вещами, достижениями, статусами, деньгами, талантами, качествами характера и всем тем, что мы привыкли называть Личностью. Но со временем, многие люди забывают кто они на самом деле и зачем пришли в этот мир. Забывают что было сначала, а что потом. Начинают идентифицировать себя с приобретённым статусом, вещами и достижениями. Эго вытесняет Самость. И человек становится очень уязвимым. В броне и уязвимым. Потому как отними броню и он остается «без кожи». И тогда жизнь теряет смысл и превращается в пустую гонку за горизонтом. Апатия, депрессия, потеря смысла и желания жить – все это отсюда. За внешним теряется внутреннее, за фасадом – живое, за неоновыми лампочками – настоящее. А без него тяжко. Выжить можно, и даже очень круто выжить, а жить – нет. Жить становится очень пусто и холодно.

Сюжет фильма напоминает мне процесс психотерапии. Когда человек, отказывается от всех костылей в виде плюшек и погонов, заработанных им в социуме, и вновь вспоминает кто он и для чего живет. Иногда этот процесс мучительный, и ломка становится серьезным испытанием. Иногда он (процесс) становится очень трогательным и живым, и тогда происходят инсайты и человек вновь обретает способность радоваться и любить. :)

Любопытна фигура Люси, девушки, страдающей шопоголизмом. Ей тоже в итоге приходится «обнажиться» и предстать перед Тони совсем не той, кем я она была для него изначально. В сюжете, ее фигура хорошо отражает разницу в отношении к миру Пауля и Тони. Пауль просто интересуется ею как человеком. Тони пытается произвести впечатление и завоевать её. В первом случае – контакт очень глубокий и живой. Во втором – это отношения одного «образа» с другим. :) Пафоса много, толку ноль. Нам доходчиво показывают разницу между субъектностью и объектностью. :)

Еще, на мой взгляд, интересно раскрыта тема конкуренции. Она обостряется в тот момент когда на кону встает большая сумма денег и слава. Конкуренция всегда там, где идет борьба за власть и ресурсы. И тогда возникает вопрос: а правда ли победитель может быть только один? :) Вопрос на подумать.

Но и здесь, авторы фильма изящно показывают нам как неуемная жадность Эго (Тони) рушит всё. А отсутствие амбиций и сытая лень Самости (Пауля) отказывается от «всего» сама. И это очень глубокая мысль. Истина, ка всегда, в балансе. Есть люди-бессребреники, которым типа «ничего не нужно», есть амбициозные жадины, которым все мало. Уравновешивает эту историю только баланс и курс на понятие «достаточно». «Мне достаточно» - это то состояние, которое в идеале должно руководить человеком в его выборах и решениях, и быть для него определяющим.

Ну и еще, интересно было наблюдать как вопрос дефицита обнажает человеческие качества и выборы каждого из персонажей. Это хороший тест. Если хотите узнать больше о своей системе ценностей – составьте свой список вещей, по каждой на один день. В каком порядке вы бы забирали свои вещи из «гаража»? Уверяю, узнаете о себе много нового и интересного. :)

Баланса нам всем, мудрости, устойчивости и хорошего, теплого контакта со своей Самостью. :)

С вами была я, психолог Татьяна Кириченко.

Подписывайтесь на канал «Пойми Кино» - https://t.me/poymi_kino и обсуждайте фильмы вместе с нами!