Татьяна Кириченко

Разборы фильмов

«Он – дракон», 2015, Россия.

05.06.2020  00:00

Удивительный архетипический фильм-сказка! В нем столько слоев и смыслов, что непонятно, за что хвататься и с чего начинать. :)

Начну с того, что, на мой взгляд, самое проявленное в фильме. Это тема раскрытия и присвоения своей Силы.

Дракон как архетип – это метафора внутренней силы человека. В нашей культуре эту силу принято гасить и отрицать, потому что это сильно противоречит общепринятому шаблону «хорошего человека». Хороший человек – удобный человек. Удобный для всех: для близких, для социума, для власти. Попробуйте поуправлять стадом драконов! А если их миллионы… ))) Поэтому принято демонизировать силу, драконов и все прочие проявления витальности в угоду социальным правилам и законам. Но это крайне кривой подход. Правильнее было бы научиться и научить других этим пользоваться во благо, а не во вред. И фильм очень грамотно, пошагово этому учит.

По мере развития сюжета мы видим, как главная героиня Мирослава сталкивается с этой силой и постепенно учится с ней обходится, пока не присваивает ее. Хочется отметить, что она не просто так с ней сталкивается. Она была готова к этому. Она была тем персонажем, который мыслил нестандартно и «играл в правильные» игры. Почему это именно так, нам не показали. Возьмём это просто за аксиому. Это я к тому, что для такой встречи действительно очень важна готовность. Когда я работаю с людьми, мы подходим к этим темам далеко не сразу, если вообще подходим. :( И я часто работаю с Силой именно через архетип Дракона. В силе есть важная составляющая. Она нужна не для ярости. Она необходима для нежности и близости. Только когда мы чувствуем свою силу, мы чувствуем себя в безопасности и только тогда способны действительно раскрываться и идти на контакт и близость с другим человеком.

И вот после того, как человек готов и задал все нужные и правильные вопросы, происходит эта встреча. Первая встреча чаще всего пугающая и угрожающая. Наша сила кажется нам огромным неуправляемым драконом, способным спалить нас дотла. Кто работал с этим – знает.  И нужно очень много смелости и непредвзятости чтобы решиться на вторую встречу. В фильме героиня выглядит смелой за счет определенной наивности и любопытства. Уверяю вас, в реальности все тоже самое. :) Только доля наивности и очень сильное, почти детское любопытство способно открыть вам дверь в эту историю. Но оно того стоит. Здесь вам в помощь архетип Трикстера, Шута, Ивана-Дурака или наивной Машеньки. На самом деле они все разновидности архетипа Трикстера. Именно его роль отыгрывает Мирослава. И только этот архетип может помочь в таких вопросах. Это архетип, против которого нечего противопоставить. Никогда. Даже самые высшие боги и архетипы будут ему проигрывать. Особенно когда дело доходит до этапа трансформаций, кризисов и серьезных конфликтов.

Это сказка о трансформации одного отдельно взятого человека. Причем, ее можно смотреть как со стороны трансформации Мирославы, женщины, человека и ее обретение силы, так и с конца Дракона, Армана и его обретения человеческого облика и обуздания своей силы с помощью человека. Получается два фокуса внимания и две истории: от человека к силе, и от стихийной силы к человеку.

Но мы возвращаемся к тому, как это происходило. После первой пугающей встречи с помощью Трикстера происходит процесс сближения и знакомства. И для начала важно изучить технику безопасности, которая будет их оберегать первое время друг от друга. Позволить на начальном этапе не повредить друг друга. Затем начинается процесс очеловечивания Силы. Первое что необходимо человеку – имя. Дальше он всю жизнь будет себя с ним ассоциировать и с его помощью предъявлять себя в мир. И здесь шикарна метафора колыбельной и глиняной свистульки. Мать, земля, умиротворение, защита, спокойствие. Начало Человеческой жизни. Мы рождаемся маленькими животными, ничего не знающими о жизни человека на земле.  И первое с кем мы встречаемся – это мама. Но я бы не стала говорить о том, что Мирослава стала мамой для Армана. Скорей это удачное использование элемента для напоминания и техника помогающая справиться со своей Силой на начальном этапе.

И после того, как они взаимно пару раз спасли друг друга, начинаются их реальные отношения. И как любые отношения они начинаются с постройки уютного гнездышка. :) Того места, где будут ВМЕСТЕ пребывать оба. Метафора построения совместного пространства для себя и своей силы. Раньше они были разделены, теперь они познакомились и учатся БЫТЬ вместе.

И только после этого он учит ее «видеть ветер». Только после обретения своей Силы мы становимся по-настоящему свободными и можем, наконец, летать. :) Мой любимый момент в фильме. :)

И вот когда она научилась видеть ветер и «преодолела заклятье острова», он испугался что теперь станет ненужным и отверг ее. Тоже важный этап в этом процессе. Сначала мы боимся своей силы, потом присваиваем ее, а потом необходим период осознания и интроецирования ее в свой новый образ себя и своей жизни. :) Для этого нужно вернуться к людям. И только потом совместить силу и жизнь. В фильме, к сожалению, нет возвращения их вдвоем вместе в социум. Но есть их полет в конце. И то, что благодаря этой силе она выбрала СЕБЯ, а не навязанное «правильное» замужество, – это и есть цель. Научиться «видеть ветер», приручить своего дракона и выбрать в этой жизни СЕБЯ!  Что делать дальше – решите сами, позже… Пошаговая инструкция как это сделать у вас теперь есть. 

Теперь предлагаю посмотреть на этот фильм еще с нескольких ракурсов. Первый – это про то, как человечество осваивало природу и стихию. Давало имена богам, олицетворяющим силы природы, обустраивало с помощью природных ресурсов гнездышки, научилось летать, построив самолеты. И сейчас мы находимся на этапе отвержения значимости этой силы. Надеюсь, через время мы вернемся к ней с любовью и пониманием, что она важна нам. В принципе, этот процесс уже начался. 

Ну и еще один смысл, который я вижу в этом фильме, хочется обозначить. Это мужеско-женские отношения. В этом ракурсе есть и хорошие эпизоды, и не очень, на мой взгляд. Поэтому я оставила его на конец. Из плохого: если смотреть на этот фильм под этим углом, то его название было бы – как женщина делает из мужчины человека. Мне такая постановка вопроса не нравится. Хотя возможно в этом что-то есть хорошее. Например, как женщина своей нежностью, мягкостью и самоотдачей, и непосредственностью, смягчает мужчину и учится уважать его силу. А мужчина, в свою очередь, учится не разрушать своей силой женщину. Это красиво и романтично. И как бы их не болтало из стороны в сторону, от влечения к отвержению, страху и обратно, они находили те точки, из которых возвращались друг к другу. И эти точки про значимость, восхищение, уважение, любопытство к «другому» и доброта.  Не очень люблю это слово – «доброта», но здесь другого не нахожу. Это те моменты, когда они спасают друг друга, несмотря ни на что, жертвуя собой и подставляя себя под удар вместо другого. Это хороший маркер. Если ради какого-то человека я готова пожертвовать своими интересами, значит это тот человек, с которым я готова быть, которого я выбираю. Мы сейчас живем в очень эгоистичном обществе, и эти качества могут проявляться только в отношении самого важного и ценного.

Восхищает их трогательная бережность друг к другу и попытки совладать со своими «тараканами» ради не причинения друг другу боли. Это энциклопедия о том, как быть вместе по-настоящему. Это и про свободный осознанный выбор, и про поиск не причинения друг другу боли, и про поиск себя в этих отношениях, и поиск общего языка, и готовность учиться друг у друга, учиться владеть собой и находить свою ценность в партнерстве.

Вот такой вот разноплановый и глубокий фильм, который можно разворачивать пласт за пластом и наслаждаться сильным и мощным драконом, красивой женщиной и потрясающими пейзажами.

А какие пласты здесь видите вы?

На этом на сегодня все. С вами была я, Татьяна Кириченко и проект Пойми кино. Всего вам доброго.

Подписывайтесь на канал «Пойми Кино» - https://t.me/poymi_kino и обсуждайте фильмы вместе с нами!