Разборы фильмов

«Люсия и секс», 2001, Испания.

15.03.2020  00:00
Ну что, друзья, я все-таки написала что я вижу и понимаю в этом прекрасном, на мой взгляд, произведении искусства. Но сразу оговорюсь, что написать внятный анализ этого фильма было непросто по одной простой причине: весь фильм про Подсознание и Ощущения. А они, как известно, наименьшим образом поддаются структуре и вербализации. Кроме того, фильм тотально пронизан символам и метафорами. Но тем не менее, давайте попытаемся это сделать, а также разобраться в том, что мы можем полезного для себя отсюда извлечь (а оно – полезное здесь есть).

Начну, пожалуй, с того почему я говорю о том, что это фильм-ощущение и фильм про бессознательное. Обратите внимание на первые кадры фильма – подводная съемка с качающейся растительностью (водорослями). Вода сама по себе символ чувств и метафора бессознательного. И нас сразу погружают в покачивающийся мир ощущений и отключают интеллект. Здесь можно только плавать и только ощущать – первое послание этого фильма. К каким-то ощущениям возможно вам будет легко присоединиться, к каким-то сложнее. По этому критерию можно четко отследить в каких местах у вас есть затык.

Кроме того, вода/океан/подводный мир – это мир Ид (по Фрейду). А самое прямое выражение Ид в человеке – это секс и сексуальность. И в этом для меня и проявляется гениальность Хулио Медема, потому как он сумел показать эту часть человеческой личности как что-то очень естественное, само собой разумеющееся: без пошлости, без пафоса, без эпатажа, без стеснения и стыда. Его послание здесь – секс просто есть, и в нем можно и нужно быть. Есть эрегированный мужской член, есть мощный женский оргазм, есть красота и простота обнаженного тела. И все это настолько естественно и красиво, как будто бы мир ненадолго забыл что это «ой», это низя, это стыдно, об этом не говорят и «это» не показывают. Эдакое возвращение к потерянному раю. Где только воды утробы матери, мягкое покачивание и ощущение «я -есть, и со мной, таким каким я есть, все в порядке». С каждой клеточкой моего тела, с каждым моим естественным проявлением – все в порядке, все хорошо. Я просто плаваю в океане чувственности и сексуальности. Чувствую и успокаиваюсь, или получаю удовольствие и это нормально… Вся атмосфера общего заднего плана об этом. И для меня это хорошее здоровое мощное послание про принятие своего Ид и своей сексуальности, телесности, естественности, витальности. Но это на общем заднем плане. А вот на первый план Медем поместил историю главных героев: Люсии и Лоренцо…

И для меня большой вопрос кто из них главный персонаж. С одной стороны, повествование идет от лица Люсии и гораздо больше её глазами. С другой, все что показано в фильме – это плод больного воображения Лоренцо и его морально-этических метаний. И мне нравится эта дихотомичность. Она уравновешивает весь фильм.

Люсия – на редкость здоровый персонаж. Она делает то что хочет, она идет за тем мужчиной который ей нравится, она просто говорит ему о том что влюбилась в него и хочет с ним жить, и делает это, она испытывает оргазм каждый раз как в последний, она любит всей собой и очень честно. Она вовремя уходит и вовремя останавливается. Мастерски держит границы и идет за своими интересами, потребностями и целями, не оглядываясь на мнение других. Называет вещи своими именами и принимает четкие и адекватные решения. Для меня это идеальный пример совмещения чувственности, сексуальности vs самодостаточности, зрелости, здорового интеллекта и силы.

Полная противоположность ей – Лоренцо. Человек, запутавшийся сам в себе, как в лабиринтах кроличьей норы, уводящей его в мутность его больного подсознания. Если Люсия – творец, она дает, то Лоренцо – типичный потребитель. Хотя фактически, вроде бы как именно Лоренцо -Творец – писатель, создающий творения. Но обратите внимание – все три его романа, показанные в фильме, начал не он. Женщины тянулись к нему, признавались в любви, соблазняли, а он потреблял; а когда приедалось – шел дальше. А все его «творения» - это потребленная и переработанная история этих женщин. Какой-то перевернутый инь-янь получается.

Практически все главные героини этого фильма про реальность. Лоренцо – полностью плод своего собственного воображения: там не поймешь где явь где сон, где верх где низ, где черное где белое… В этом очевидно прослеживается поиск себя. И тогда получается, что это фильм про рождение именно этого человека, этого персонажа – Лоренцо. Причем «рожают» его сразу три женщины, и один мужчина (его друг).

Самая первая, Элен – встреча в ночи под полной луной; секс с незнакомкой. Ночь – символ Тени; луна – интуиция, образ женского, бессознательного; полная луна – волшебство и безумие, полнота и пик силы теневых аспектов; вода – чувства, бессознательное, воды матери. Случайный секс – первое прикосновение. День рождения – в прямом и переносном смысле. Он не готов узнать Элен, он не готов предъявить ей себя – он оставил эту историю для себя открытой: то с чем он не готов встречаться и что не готов еще впустить в свою жизнь. Но от этого секса родилась дочь – Луна. Т.е. сначала родилось его бессознательное, душа/ребенок, и его чувственность.

После Люсия – она реальна как никто другой. Она пришла к нему и осталась. Она вдохнула в него Жизнь и проявила в реальности (метафора – полароид). Секс с ней - это буйство чувств и желаний. Это реально, это надолго, это всерьез. И с какой же жадностью он её «кушает»! Прямо как ребенок, которому нужны силы чтобы родиться и воплотиться (опять же в прямом и переносном смысле). Для этого ему, правда, пришлось почти умереть, и воскреснуть уже в другом состоянии, что абсолютно закономерно и естественно. Каждый раз переходя в новое качество, мы «умираем» в прежнем. Интересно, что роды принимал «папа». А женщины в это время знакомились друг с другом. :) Был ли в этом скрытый смысл – наверное. Это мужская инициация, рождения себя в качестве полноценного сексуального партнера. Эту инициацию должен был проводить мужчина.

Третья женщина – Белен, что любопытно няня его дочери Луны. Был ли это просто способ ввести еще одну женщину в сценарий, или в этом заложен какой-то великий смысл – не знаю. Няня – женщина, воспитывающая его душу. И она же самая откровенная соблазнительница. Причем, если Элен – это случайность, Люсия – сама пришла и просто любила, то Белен – это история откровенного соблазнения. Причем это соблазнение довольно девиантное – через порно, да еще и порно своей матери, и рассказы о похоти любовника матери по отношению к ней. Секс на грани с инцестом, через разврат и эпатаж. Именно в момент этого секса – погибает его дочь (его внутренний ребенок, его наивность и невинность). Интересно, что по косвенным признакам её разорвала собака – символ проводника в бессознательное и в потусторонний мир. Как будто бы этот Проводник отрезает ему окончательно путь туда, возвращая его в реальную жизнь, и помогая произойти необходимой трансформации. В результате, через тяжелые моральные этические муки, приведшие его к травме и коме, он действительно возрождается и возвращается в Люсии.

В итоге, в этом фильме мы видим три типа сексуальности и секса – «невинный», завуалированный с незнакомкой, в Тени и подсознании, реальный живой сильный и мощный секс с Люсией, и несостоявшийся извращенный секс с дочерью-подростком порно-звезды. Красиво, потому как первый и третий варианты - это два основных способа сбежать от здорового секса - в инфантильность или в извращение.

Таким образом, мы видим красивую историю рождения здоровой мужской сексуальности, прошедшей по грани обоих девиаций.

Интересен в фильме образ Маяка. Сам по себе маяк – символ ориентира, надежды, выхода. К нему приезжает в первую очередь Люсия, оказавшись на острове. Там она знакомится с Карлосом – мужчиной с огромным членом, вынырнувшим из глубин пучины морской. Там же находится дыра-лабиринт в подсознание. Там же Люсия отказывается нырять в подводный мир, говоря что предпочитает воздух, читай сознание подсознанию. Сам Лоренцо, общаясь с Элен по переписке, представляется ей смотрителем все того же Маяка. Очень много этого символа в фильме, и он как будто бы дает нам надежду на то что все разрешится. :) И наши персонажи таки найдут свой выход на землю и на поверхность сознания, после долгих блужданий в своем бессознательном.

Удивительно, что приезжая на остров, Люсия выбирает комнату наверху в доме Элен. Дом сам по себе символ Сознания, Эго, Персоны. А верхние комнаты обычно символизируют Альтер-Эго. Это еще один символ того что Люсия – личный маяк Лоренцо, который не собирается погружаться в «пучины подсознания» и просто ждет его здесь наверху. Помните фразу Карлоса, что это правильно когда красивая женщина ждет на поверхности, пока краб ползает по обратной некрасивой и темной стороне. Кстати, символ краба в юнгианском анализе означает следующее: возрождение, поскольку ракообразные обновляют свой панцирь; а также амбивалентный символ утрат, так как в астрологии Рак являет­ся лунным домом и в его период начинается летнее солнцестояние, когда дни становятся короче.

И все-таки, еще один абзац отдельно про Элен. Восхитила история рождения (или воз-рождения) её чувственности, которую она отвергла после встречи с Лоренцо. Как долго она пыталась отрицать свои чувства и свои воспоминания, и как же все таки здорово что до нее дошло (благодаря опять же Люсии) что это тупиковый путь ) Здесь вобщем-то и анализировать нечего ) просто намотать на ус и не забывать про то что быть живой, даже если больно все  равно лучше чем держаться и быть роботом. Медем красиво и наглядно нам показал это через персонажа Элен. Возможно, кстати, именно поэтому ее секс с Лоренцо был таким эфемерным – как будто был, и даже ребенок родился, но и как будто не был, потому как даже не познакомились, и к моменту их новой встречи, ребенка уже не стало…

Любопытен также символ Острова – символ убежища и защищенности. Место восстановления и безопасности. Именно здесь начинается история Лоренцо, и именно сюда приезжают все герои в момент кульминации. Остров, маяк, луна, дыра, рождение, перерождение…

Пока писала, поняла что на самом деле это фильм – калейдоскоп. :) Здесь есть бесконечное количество символов и смыслов, и в каждый новый момент, в зависимости от того под каким углом вы на него посмотрите, вы увидите что-то новое. В этом смысл и прелесть арт-хаусного кино и гениальность Хулио Медема. :)

Сейчас я отчетливо вижу красивое погружение в здоровую женскую сексуальность (Люсия) и рождение, через поиск и муки, мужской сексуальности конкретного персонажа Лоренцо. А еще для меня фильм про здоровое отношение к телу, к сексуальности и фильм-колыбелька – убаюкивающий и чувственный.

А что видите вы? :)

С вами была я, психолог, Татьяна Кириченко.

Подписывайтесь на канал «Пойми Кино» - https://t.me/poymi_kino