Разборы фильмов

«Человек, который изменил всё», 2011, США.

13.11.2020  00:00

Довольно интересная спортивно-биографическая драма с Бредом Питтом на главной обложке.

Если вы ответите себе на вопрос – про что для вас этот фильм, вы получите довольно любопытный результат проективного теста. Потому что, углов под которым можно рассматривать этот фильм довольно много. Тот который выберете вы, видимо кое-что расскажет о вас.

Для меня этот фильм во многом о противостоянии системе, о целеустремлённости, об отчаянии, об умении доверять себе и процессу, и о психологической травме, вернее о РЕТРАВМАТИЗАЦИИ и о ее механике.

Личная история Билли Бина как бейсболиста сама по себе довольно любопытна. Когда-то, подающий большие надежды, молодой Билли, не смог выиграть последнюю битву. Это стало для него настолько глубоким разочарованием, что он всю оставшуюся жизнь посвящает тому, чтобы преодолеть свое «проклятье». Похоже, это человек, стратегией которого является – поставить на кон всё! Правда есть вопрос что именно он ставит на кон? Есть ли ему на самом деле что ставить и что терять? Местами, его действия, слова и поступки больше напоминают отчаявшегося человека, которому терять больше нечего. Он проиграл последнюю битву, а вместе с ней и себя, и свои надежды, и свою жизнь. Похоже, что единственной ценностью в его жизни осталась дочь: она живая, трепетная, застенчивая и настоящая. И очень любит своего папу. Она похожа на его детскую часть, которая еще надеется и верит, талантливую и живую. Ради нее он готов отказаться от самого умопомрачительного предложения и остаться в Окленде.

Вместе со своими мечтами Билли потерял веру. Так часто бывает, когда человек поставил на кон все и поиграл. И это становится той точкой, где возникает очень много обиды, злости, отчаяния и ярости. И тогда рождаются такие личности как Билли. Часто, они вызывают восхищение: кажется что они мега уверены в себе, точно знают чего хотят, бескомпромиссны, решительны, смелы. Увы, это не так. На самом деле, ими движет отчаяние и боль. И Бреду Питту, на мой взгляд, неплохо удалось это показать. Это не решительность, это ярость. Это не уверенность, это точка, когда уже все равно, когда кажется, что уже нечего терять.

В этом месте (с которого начинается фильм), переплелись в одной динамике две истории: личная история Билли Бина и история команды, которой он руководит. Оба находятся в безвыходном отчаянном положении. Билли - по жизни, команда - в силу обстоятельств. И они всместе – Бин и команда, преодолевают невозможное и почти достигают успеха. Но главное слово здесь – ПОЧТИ.

Так работает ретравматизация. Человек, получивший травму, раз за разом пытается ее воссоздать в своей жизни, чтобы выйти из неё наконец победителем. Но это не срабатывает. Погружаясь в травму, человек начинает действовать ровно по той же схеме что и в первый раз. И в результате оказывается там же и в той же позе.

В случае с Билли Бином мы видим как он снова ставит на кон все, ПОЧТИ достигает успеха и проигрывает «последнюю» битву. И снова вместо того, чтобы встать, отряхнуться и пойти дожимать эту историю, проанализировав ошибки и собрав полученные ресурсы, он красиво уходит в закат…

В этой динамике он больше похож на очень обиженного ребенка, который совсем не готов был к финальному проигрышу. Слишком уж близко маячила «победа»… Почему обиженный? Потому что он не принимает поддержку, от слова совсем; и потому что принимает очень скоропалительные, резкие и, порой, необдуманные решения. Сколько еще раз он будет проигрывать эту историю в своей жизни, мы не знаем. Но пока он не поменяет стратегию и не вернет себе свою веру, он обречен крутится в этом колесе травмы. Грустно, но увы.

Надо сказать, что не всегда и не со всеми происходит ТАК. Большинство людей, более устойчивые психически, столкнувшись с такой ситуацией, не драматизируют ее и в результате, она не становится для них травмой. Они просто анализируют неудачи, делают выводы и идут дальше, оставаясь живыми и сохранными, в трезвом уме и здравой памяти. Но тогда не было бы этой драмы, и не было бы этого прорыва в Системе…

Все героические поступки, все гениальные идеи основываются на трагедии и на глубоком дискомфорте. От хорошей жизни люди героями не становятся и против Системы не прут. Так что, спасибо им огромное – без них наша жизнь была бы гораздо скучнее и развивалась бы гораздо медленнее.

Человек начинает рушить систему (любую), когда больше не может в ней существовать. А разрушив, выводит ее на новый уровень. Да, первопроходцы всегда огребают от этой системы больше всех. Вспомните Джордано Бруно, Галилео Галилея, Коперника, Леонардо да Винчи… Но без них мы бы так и остались в каменном веке.

Интересный момент: такие люди, как Бин, чувствуют себя обычно очень одинокими и непонятыми, и это, как ни странно, помогает им идти против системы и совершать в ней прорыв. Человек, для которого важны отношения и есть свое место в социуме не сможет пойти против него. Для этого необходимо остаться «одному». По крайней мере, в своем восприятии. Люди системы мыслят по ее правилам и законам. Одиночки могут позволить себе мыслить по-другому, видеть несовершенства системы и не соглашаться с ними. Им, еще раз повторюсь, «больше нечего терять». Они обижены, и потому потеряны для нее сами.

Очень красивый и трогательный ход в фильме – это персонаж дочери Бина. Брутальный, уверенный в себе Питт и нежная застенчивая девочка, поющая папе песню под гитару, олицетворяет его внутреннего ребёнка и показывает нам насколько же этот уверенный, решительный человек на самом деле глубоко раненый и трогательный ребенок.

Из любопытных наблюдений в фильме можно отметить подход Бина к работе с командой. Если игроки подбирались по аналитической системе, то внутри команды Бин подошел к вопросу тоже очень нестандартно и любопытно. Он убрал всех звезд и откровенных лидеров, для того чтобы проявить ценность отдельных игроков и вернуть им ответственность за себя в игре.

Существуют исследования, в ходе которых было установлено, что чем больше людей находится в процессе, тем менее ответственно они подходят к задачам, надеясь на соседа, или считая что их вклад не такой важный, или что не заметят как они филонят… Наличие «звезд» в любой команде всегда снижает продуктивность рядовых ее членов. Рядом со звездой, среднестатистический человек всегда чувствует себя более ущербно и менее ценным, нежели в отсутствии такового. Чем-то мне подход Бина напомнил подход Макаренко.

Ставка на командность, а не на личность. Связано ли это с его личной травмой или нет, сложно сказать. Но это достаточно прогрессивно для нашего времени. Пока что, в нашем менталитете достаточно много идолопоклонничества, хотя подобные идеи давно звучат в устах философов и ученых. Но верно и то, что для того чтобы перейти на командный уровень на уровне системы, может быть даже на уровне государства, необходимо самосознание людей. Когда оно вырастет до такого уровня, тогда этот переход и случится, видимо. В более мелких масштабах этот переход более реален, в крупных пока не очень. Но в фильме эта тема была реализована красиво.

PS: Если что, в бейсболе я ничего не понимаю, поэтому про эту часть ничего сказать не могу. А вот про драму отдельно взятого человека, могу говорить бесконечно.

А что в этом фильме увидели вы?

С вами была я, психолог Татьяна Кириченко.

Еще больше фильмов и разборов на канале «Пойми Кино» - https://t.me/poymi_kino