Начну, пожалуй, с того, что я бы назвала этот фильм «НеИдеальная пара». :) Поскольку это шедевральный пример того, как «подбираются пары» –> по принципу комплиментарности невроза. :) Как известно, на любой невроз найдется дополняющий его противоположный невроз, и они, как шестерёнки, создадут целостный механизм. На самом деле, это фильм о депрессивной барышне и мужчине-психопате. А теперь подробнее…
Здесь очень важно проанализировать сначала обоих по отдельности, и тогда станет понятно, о чем фильм, и почему все случилось так, как случилось.
Итак, Светлана – главная героиня. Симпатичная, очаровательная, депрессивная барышня с табуированной напрочь агрессией, которую она успешно проецирует на окружающих людей и в первую очередь на своих мужчин. Меня больше всего поразил момент, когда она только включила своего будущего возлюбленного, и он с невероятной точностью предсказал финал их отношений. Вам может показаться, что это киношный вымысел. НО! Это не так. В таких отношениях финал действительно предопределен с максимальной точностью. Иногда даже можно предсказать, где и каким именно образом это произойдёт. И для этого совершенно не нужно быть Нострадамусом. Для этого достаточно понимать основные механизмы работы психики и иметь немного опыта, внимательности и аналитический взгляд на вещи.
Так вот, «депрессивность» Светланы заключается в первую очередь в её тотальной «хорошести». Полный запрет на выражение недовольства и собственной позиции, потребностей, интересов. Вся ее жизнь построена по принципу: быть удобной для других и не иметь права на выражение своего. Мета-цель – быть ну о-о-о-о-очень «хорошей». Вроде бы все могло бы быть замечательно, но… Наша жизнь устроена по принципу дихотомии. Все в этой жизни должно быть уравновешено: черное белым, горячее холодным, жизнь смертью и т.д.. Поэтому когда человек вытесняет и отрицает те части жизни, которые заложены в нас самой природой, а агрессия относится к этим частям и жизненно необходима человеку для выживания, то они начинают компенсироваться за счет чего-то или кого-то другого. В данном случае, когда мы имеем дело с вытесненной агрессией и «плохими» качествами, они проецируются и компенсируются за счет выбора близких людей с их наличием. Отсюда, тонны слез и плачей Ярославны о том, почему же мне такой хорошей попадаются такие сволочи по жизни. И наоборот, кстати, это тоже работает - почему у стерв всегда такие замечательные мужья… Друзья, это закономерно. Против природы не попрешь! :) Если вы не будете соблюдать баланс всего на свете в себе сами, то она это сделает за вас. Вот таким вот способом: вы почему-то будете выбирать партнеров, которые по факту окажутся если не полной вашей противоположностью, то скомпенсируют ваши наиболее «слабые» места. Иногда, они даже не очень склонны сами по себе к этим качествам, и жили бы себе спокойно и без них, но… как-то так получается, что рано или поздно они обнаруживают себя в очень нелицеприятных ситуациях с «ножом в руке» и сами сильно недоумевают как они тут оказались… И это полная правда. Это может быть действительно совсем не свойственно им. Но они считали ваше «поле» и оказались… Именно это «поле» и считал главный герой, когда Светлана его включила. И это одновременно и потрясающе, и грустно. Грустно потому, как все могло бы быть по-другому, а потрясающе потому, что это прям завораживает – это настоящая математика чувств. Эх, какие же мы все-таки предсказуемые существа! :) Хотя, наверное, все-таки не во всем. :) У некоторых индивидуумов еще сохраняется воля и доля непредсказуемости. ))) Только не на поле неврозов. Ну хоть так. :)
Второй важный аспект в поведении Светланы – это синдром Спасателя, который периодически прям затуманивает ее разум. Купить робота за непосильные для себя деньги, только из сострадания!!!... Это надо уметь! Заплатить за машину, которую повредил мужчина, который только что тебя бросил… Это мощно! Самое грустное в этом то, что вижу это сплошь и рядом в реальной жизни. Это может быть не так гротескно, как в фильме, и потому не так очевидно… Но, спросите себя: как часто между своими интересами и комфортом других вы выбираете свои? Как часто вам кажется, что вам прямо ничего не стоит подвинуться, а вот он/она… им нужнее, важнее, они не справятся. Легче мне самой, лишь бы избежать конфликта, чем почувствовать себя «последней сволочью». Прям оцените по шкале соотношения в процентах. Типо, свои в 40% случаев, чужие в 60%. Хорошо, если у вас получится 60/40 в свою пользу. А если нет? Если ваше соотношение не в вашу пользу, то я вас поздравляю с короной. Не та, которая сейчас модная, а та которая обычная, на голове, желтенькая такая… Потому как обратная сторона хорошести и спасательства – высокомерие. Такой человек почему-то решает, что он сильнее, умнее, выносливее, лучше за его счет… Он святой, он все стерпит, а вот вы…. Чувствуете, какие хтонические чувства поднимаются из глубины души, когда мы сталкиваемся с таким? Мягко скажем, не самые лучшие. :) Вот так в жизни и бывает. Встречаешься с таким «святым» в своей жизни и почему-то рядом с ним как-то не очень. А потому не очень, что происходит ваше обесценивание, и самоутверждение за ваш счет. Не хочу никого демонизировать, я понимаю в большинстве случаев это все происходит неосознанно, но, к сожалению, сути это не меняет. Сами они редко доходят до терапии. Им кажется, что это мир такой несправедливый, и надо просто еще больше стараться и быть еще «святее», чтобы его (мир) спасти. И стараются, и спасают. Только почему-то тщетно. :( Но вот если вы обнаружили такого человека рядом, не пытайтесь его спасти, вы его и себя загоните в еще бОльший невроз. Просто отправьте его на терапию, если он готов осмыслить себя и свою жизнь. Ему правда станет легче. И вам рядом с ним тоже.
Интересно, что чуть ли не единственный способ выбить таких Героев из роли Спасателя, это начать их спасать самих. Стать Спасателем Спасателя. :) Именно, это и сделал Виктор. Но… настоящего спасателя не спасти. Ему/ей с ним скучно. :( Им круто только когда на нервяке, когда они страдают за все человечество; тогда больно, но есть ощущение «я – живой»! Именно на этой стороне невроза и играл Егор, постоянно заставляя Свету страдать. Сначала расслабить, дать ощущение безопасности и защищенности, а затем ударить под дых. Именно это считал умный робот, и на это «работал». Научить таких людей получать удовольствие от жизни, расслабленности, от отдыха – очень сложно, но очень важно. Если этого не сделать, вся их жизнь пройдет под лозунгом «жизнь – боль». И, к сожалению, это для них самая правдивая правда, потому как я выше писала – они чувствуют себя живыми только через боль и страдание. Безусловно, это детский импринтинг, но от этого не легче. Легче, если это менять и исправлять. Так что призываю вас не пропускать такие вещи и не думать, что это нормально. Не нормально, и это можно исправить.
Теперь переходим к Егору. :) То что он робот по фильму – это шикарнейшая метафора Психопата. ))) Само очарование, тончайшее чувствование потребностей другого человека, и… полнейшее отсутствие этики. :) Классика жанра! Именно такие они – психопаты ) И как же много необходимо усилий, чтобы научиться не попадать в их ловушку. Мне в свое время пришлось изрядно попотеть чтобы научиться сначала их вычислять, а потом противостоять им и вовремя сваливать. :) Они идеальные фрустрирующие Родители – те кто всегда тебя поймет, почувствует, угадает чего ты хочешь именно в этот момент, красиво защитят, красиво выступят, а потом – раз и подстава: там где только что было все ДЛЯ вас – пустота, холод и боль. Это их суть, они не могут иначе. Но они – роботы. Их особо то и винить нельзя. Что-то там такое очень важное отсутствует у них в мозгу, что делает их такими. Я не оправдываю их, но и винить их тоже не могу, в их болезни. Возможно, они поддаются умеренной адаптации, я не знаю – не специалист в этом вопросе. Но вот то, что можно в их ловушку не попадать, – знаю точно. Сама проходила эту историю в свое время. Суть в том, что чтобы не попадать в их сети, важно следующее – иметь хорошие границы и свои собственные ноги-опоры. Ко мне часто обращаются люди с запросом помочь им выносить критику и осуждение. Но прикол в том, что научиться этому можно только в одном случае – если вы будете независимы от внешних оценок априори. Нельзя быть независимым от «плохих» оценок, и растекаться от блаженства от «хороших». Либо вам оба полюса условно неважны, либо оба полюса будут вас сильно цеплять.
Про опоры – в ловушку психопата попадут люди, ищущие идеальных родителей, при условии, что свои в детстве были отвергающими или очень нестабильными, холодными/дистантными. В людях с такими родителями заложен двойной крючок: собственная инфантильность или фрустрированная потребность в любви и заботе; и второй крючок – привычный паттерн отвержения и боли, который в подсознании крепко связан с понятием «любовь». Вот такая вот у них фрустрированная и болезненная любовь. И они каждый день своей жизни ищут ее в окружающих, в слепой надежде ее все таки получить, но единственное, с чем они на самом деле сталкиваются, – это ретравматизация. Победить травму вслепую невозможно. Только с широко открытыми глазами и кучей ресурсов и помощников. А так… имеем что имеем. Нам, конечно, не показали ни детство главной героини, ни толком ее родителей, но по динамике того что мы видим – мы видим очень четкую ретравматизацию, шикарно считанную роботом ))) Уверяю вас, люди точно так же способны это считывать, только возможно не так четко это формулируют. Но на уровне интуиции и подсознания – считывают безошибочно. Увы и ах.
В связи с этим, я считаю кульминационным моментом фильма момент, когда Виктор сообщает Светлане о том, в чем же на самом деле заключается эта «ошибка 102». Ей бы в этот момент прозреть и все понять, но увы. :( Финал фильма говорит что нет, все на своих местах. Меняться Светлана явно не собирается. И залечивать свою травму в кабинете психолога – точно не ее путь. Она предпочитает по-прежнему раниться об других людей и пытаться стать еще лучше, думая что именно это и принесет ей долгожданную радость. Принесет - возможно, но точно временно.
Почему, на мой взгляд, фильм так легко смотрится и вызывает скорее приятные эмоции? Потому, что нам на полчаса подарили Мечту – мужчину, который существует только ДЛЯ меня. :) И идеальные отношения и идеальная картинка счастья. Неидеального здесь только то, что мужчина типа с багом. :) Эх, детская вера в идеальную жизнь! ))) И попытка вернуться в «потерянный рай»! ))) И объяснять все «плохое» случайностью и багом, и попытка не видеть и не замечать этого «плохого»… Было бы здорово, но НЕ РАБОТАЕТ!!! :)
Так что возвращаемся на землю после приятного полета, ой извините, просмотра. :) Делаем выводы, заземляемся, благодарим авторов фильма за возможность безопасно помечтать и вспоминаем, что именно в балансе и многообразии этого мира и есть реальное настоящее Счастье и кайф. :) Кайф быть хорошей, а по ночам «летать на метле»; дарить и получать; радоваться, когда радостно, и грустить, когда грустно; злиться, когда больно, и творить, когда вдохновение. :) Все хорошо, когда оно аутентично и адекватно. :) А мечты… мечты нужно превращать в цели и достигать. Но не ждать, что манна небесная вас таких хороших и замечательных прямо сейчас и облагодетельствует. :) А даже если так, то к моменту когда она вас таки посетит, вы уже успеете кучу всего потрясающего сделать сами. ))) По любому, вы в плюсе! :)
Так что, друзья, дерзайте, достигайте и берегите себя от всяких глупостей и всего того что вас разрушает. :) Пусть будет только то что вас бережет и любит. :)
С вами была я, психолог Татьяна Кириченко.
Подписывайтесь на Телеграм канал «Пойми Кино»! https://t.me/poymi_kino