Татьяна Кириченко

Разборы фильмов

«Призрачная красота», 2016, США.

15.02.2020  00:00
О чем фильм? Ну очевидно о вечном. И о том к чему приводит непринятие реальности. Вопросы к фильму есть, и их много, но я не кинокритик, и не возьмусь его судить. К тому же игра актеров все равно восхитительна. Так что, кое что мы из него можем взять. Давайте посмотрим что.

Есть главный герой, Говард, потерявший дочь, и находящийся в глубокой депрессии. Есть его друзья и партнеры  Уит, Саймон и Клэр. Их истории тоже не банальны и очень узнаваемы. Есть три абстрактных персонажа: Смерть, Любовь и Время. По мнению авторов фильма и главного героя они объединяют всех людей на земле. В общем-то верно, но список на мой взгляд, не полный. Есть еще призрачная красота, которая по замыслу фильма есть чувства единения человека со всем миром. Получается, что тема единения и объединения идет основной темой этого фильма. Но если более подробно рассматривать сюжет, то получается что объединяет героев фильма как раз их боль. У каждого своя, но это боль.

Давайте посмотрим на каждого из них отдельно.

Говард. Главный герой. Талантливый успешный любящий мужчина. Потерял дочь. А вместе с ней Любовь, и желание жить. Можно предположить, что он не очень умеет проигрывать и не очень дружит с реальностью. Потому как то, что мы видим и слышим в его диалогах – это спор. Спор со Смертью, и обвинение её. Спор со временем и обесценивание его. Он называет его зарвавшимся шкетом. Отвержение Любви. Он не участвует в жизни своей кампании. Не реагирует на призывы друзей. Едет на велосипеде посреди автомобильного потока навстречу движению, подвергая огромное количество людей риску. А самое главное, что мы можем наблюдать во второй половине фильма, где он ходит на группу «Маленькие крылья» для людей потерявших детей… он не может произнести ничего про свою дочь и ее смерть. Вот здесь, собственно, и кроется главная загвоздка. Известный факт, что пока мы что то не произнесли, мы это не приняли, не признали. Мы как будто это отрицаем. Как будто этого не произошло. Сила слова и сила сознания. И спор с реальностью. Два года (по фильму) слишком длительный срок для отрицания реальности. А ведь это только первый этап переживания потери и горя. Говорит ли это о глубине его страдания? Не думаю. Скорее о глубине его конфликта с реальностью. Он так легко и красиво жонглировал этими понятиями в своей работе. Нам показывают это в самом начале фильма. Видимо, именно поэтому для него это не просто смерть дочери, но и фиаско в восприятии себя самого. То чем он играл, его обыграло. Это тяжело. С этим сложно справиться. Скорее это фильм не про смерть невинного ребенка, а про фиаско Эго. И возвращение человека на землю, в реальный мир.

Именно поэтому, я думаю, так и развернулись события. Говард вернулся в реальность тогда, когда все его друзья-партнеры столкнулись каждый со своей болью и стали с собой честны. Каждый благодаря тому персонажу, которого они больше всего отрицали в своей истории.

Саймон. Парень, который умирает, и который скрывает это даже от своей семьи. Персонаж Смерти заставляет его проявить ее в его жизни. Она сталкивает его с его собственной реальностью и заставляет его принять, признать и озвучить. Опять ключевым моментом является вербализация факта. Она помогает ему сделать процесс умирания осознанным и подготовиться к нему. «Дать возможность близким попрощаться» и подготовить свои дела к завершению. И это честно. Честно по отношению к себе, к близким, к друзьям и к реальности.

Уит. Парень, который безумно любит свою дочь, но сдался при первом же столкновении с ее обидой. Красивая история. О том что обида в данном случае – это высказанная боль. И на нее не надо уходить виновато повесив голову. А надо извиниться и исправить свою ошибку, если таковая была. И найти возможность преодолеть и вернуть контакт и отношения. Тем более в отношениях родитель-ребенок. Ребенок не может управлять родителем. Это противоестественно. Если ребенок «отвергает» своего родителя, это значит только что он ждет от него доказательства своей ценности и важности. Никогда не видитесь на такие штуки. Хотя, конечно, по замыслу фильма, я думаю, здесь больше речь идет о том что никогда не стоит отказываться от своих чувств, и конкретно от любви. Обида, это не то ради чего стоит сдаваться. Обида – это крик о боли. Постарайтесь услышать её и понять. И преодолеть. Именно это помогает сделать Уиту персонаж под названием Любовь, в исполнении Киры Найтли.

Клэр в исполнении Кэйт Уинслет. Честная, открытая, сопереживающая, очень человечная Клэр похоже не очень умеет расставлять приоритеты в своей жизни, а так же границы. И не очень дружит с понятием Времени – главным человеческим ресурсом. Она бездумно посвящает его своей работе и партнерам-друзьям, и абсолютно забывает о себе и том что время ЕЁ личной  жизни не вечно. Почему так, мы можем только догадываться. Но картина очень узнаваема. Как часто люди посвящают себя чему то одному, вытесняя все остальное! А тем временем, жизнь проходит, а мы так и живем в ожидании лучшей жизни и того, что когда-нибудь, когда наступит эта лучшая жизнь, мы и реализуем все свои мечты. Обычно оно не наступает при таком подходе к жизни. И это еще одна форма отрицании реальности. Реальности времени и распределения ресурсов.

И только когда все трое друзей сталкиваются со своей реальностью и так или иначе признают ее, у главного героя появляется шанс признать свою, в которой сыграли решающую роль все три эти понятия: Любовь, Смерть и Время. В самом начале фильма он говорит о том что эти три понятия объединяют людей и заставляют их жить. Так и вышло. Эти три понятия, три персонажа дали ему возможность прожить их в полной мере, пройдя отрицание, гнев и принятие.

Еще одно понятие, фигурирующее в фильме – призрачная красота. Это то с чем сталкивается его жена. По ее словам это чувство единения со всем миром и со всеми людьми.  Она признает смерть, продолжает любить, ценит время. Ее уроком в этой истории стала эта самая призрачная красота, умение видеть ее во всем. Можно предположить что это следующий уровень , после принятия реальности. Но судить сложно, потому как перевод изначально на мой взгляд некорректен. Collateral Beauty – дословно переводится как Заложенная Красота (от слова гарантия, залог, поручительство). Соответственно, то ли мы имеем дело с неточным переводом, то ли с нераскрытой до конца темой. Но из того что имеем, мы можем предполагать только то, что автор хотел сказать что кроме Смерти, Любви и Времени, которые несомненно важны для любого человека, есть еще вещи, которые объединяют нам еще глубже – ощущение единения и красоты этого мира. Красиво, но не до конца раскрыто.

Так что остановимся на отношениях с реальностью. :) В фильме мы видим четыре способа её отрицать. Но реальность всегда найдет способ вернуть нас на землю. :) Наверное глупо с ней спорить, проще принимать, любить, ценить и кидать вызов невозможному. :) Это как опора, от которой мы можем оттолкнуться и взлететь. :)

Так что, хорошего вам полета! ;)

С вами была я, психолог Татьяна Кириченко.

Подписывайтесь на Телеграм канал «Пойми Кино»! https://t.me/poymi_kino