Татьяна Кириченко

Разборы фильмов

«Плезантвиль» (Pleasantville), США 1998г.

15.01.2020  00:00

Милый, душевный, немного наивный, но с довольно глубоким и актуальным, несмотря на возраст, смыслом фильм.

Про что этот фильм? Ну очевидно про отношение к изменениям, приходящим извне или изнутри в нашу жизнь. А еще про базовую Безопасность и Творчество.

Моя любимая тема: взаимоотношение Порядка и Хаоса и их синергия. А еще про Надо и Хочу. Про смелость и осторожность. Ну и конечно же про Чувства! :) Получается, что фильм про знакомство с собой, поиск своих частей и их целостности, про выход из черно-белого юношеского максимализма, поиск и обретение своей настоящести и смелости Быть.

В свое время я назвала этот фильм “Изгнание из рая”. :) А стало быть фильм еще и про сепарацию. Собственно, для тех, кто не до конца прошел «подростковый бунт», особенно рекомендуется к просмотру. :) А теперь по порядку…

Что мы имеем на этапе завязки сюжета? Мы имеем двух подростков девяностых, слегка запутавшихся в своей жизни. И черно-белый идеальный мир жителей города Плезантвиль. Но… этот мир идеален, как сама смерть. Он не живой. Люди так не живут. Почему? Да потому что наш мир не черно-белый – в нем очень много оттенков. И он очень неоднозначен. И каждый человек по мере взросления начинает это понимать. И люди в нем не черно-белые, читай хорошие или плохие. Все гораздо сложнее и интереснее. Однозначна только смерть, так же, как и идеальна только она. Жизнь – это творчество, это многообразность, изменчивость, развитие, это взлеты и падения, это и солнце, и буря. И любой мало-мальски подросший индивидуум знает, что не может все время светить солнце. Нужен дождь чтобы наша фауна и флора могла выжить. Хочется прям вспомнить мультфильм Головоломка и еще раз напомнить себе, что жизнь не может состоять только из радости. Грусть так же важна, как и удовольствие, как и гнев, как и страх. Без них человечество не выжило бы.

Но персонажи мира Плезантвиль упорно демонстрировали нам одни и те же реакции, одни и те же улыбки, одни и те же цвета… Их реакции автоматически заучены, их мозг не задается вопросом: а что там за пределами их города? Он, похоже, вообще никакими вопросами не задается. ) И, к огромному своему сожалению, должна констатировать факт, что это касается не только персонажей вымышленного сериала. Таких людей вокруг немало. И иногда даже очень умные и мыслящие люди сталкиваются с этим. Вдруг в какой-то сфере своей жизни оказывается, что они действуют и мыслят автоматически, даже не подозревая об этом. И тогда зачастую мир нам подкидывает ситуации или проблемы, которые начинают на это указывать. И тут главное не забуксовать.

Почему люди боятся изменений и буксуют, как это делали мэр Плезантвиля и его соратники? Да потому что любые внутренние, да и внешние изменения - это новая идентичность. Новая идентичность часто воспринимается как: «я не буду прежним», я потеряю себя, я-прежний умру. Поэтому, смена идентичности воспринимается как своего рода Смерть. Смерть прежнего себя. А это страшно. В этом отношении интересен повторяющийся паттерн того, что многие изменения и цвета приходят героям фильма через сон. Персонажи засыпают после какого-то «акта» прохождения своей личной трансформации, а просыпаются уже «цветными» :) Прямая метафора сна как символа маленькой смерти. Любое перерождение, любая трансформация действительно проходят через этот этап. Чтобы стать другим нужно, чтобы старое трансформировалось - «умерло». Чтобы родиться на свет ребенку, нужно «умереть» эмбриону. А сон как метафора.

Глупо наверное говорить о том, что не надо бояться смерти. ) Но что же тогда нам поможет все-таки расти и развиваться, и меняться? Ну, из очевидных ответов – конечно же стремление к лучшему. Пусть страшно, но я вижу, что там круто и клево. Это мозг.

Вторая очевидная фишка – это любопытство, простое человеческое любопытство. :) Не зря природа наделила человека этим качеством. Оно двигатель прогресса. :)))

Третья фишка, которая может нам помочь в преодолении страха перед изменениями, не так очевидна, как первые две. В принципе, ответ есть в фильме, но его можно не разглядеть. А суть этой фишки в архетипе Подростка. Главные герои, меняющие привычный мир городка - подростки. Именно этот архетип наиболее открыт к изменениям и трансформациям. И если его использовать/включать при необходимости, то любые изменения могут стать легкими и естественными. Для подростка/бунтаря – они как воздух, как топливо, на котором они работают. И, к счастью, в каждом из нас этот архетип есть. И его можно «включать» по требованию. Так что когда вам в следующий раз захочется изменений, но станет страшно, – включайте своего внутреннего подростка, и все изменения пройдут легко и на подъёме.

Еще одно «топливо» изменений – Творчество. Вы заметили, что первым из взрослых на новое откликнулся Художник? Если для того, чтобы внести в свою жизнь что-то новое, вы включите не мозг, а творчество – вам будет намного легче его пройти.  К тому же творчество - хороший способ преодолеть разные тупиковые ситуации, в которых мы с вами иногда оказываемся. Творческий подросток – это сила, которую не остановить :), и которая на самом деле доступна каждому.

Несмотря на кажущуюся очевидность и легкость – все это очень важные элементы, которые бесценно важны каждому из нас. Без них мы становимся теми зомби-роботами, которых нам показывают в черно-белом варианте фильма. Мне часто в работе приходится людям про это напоминать, и доставать из пыльных подвалов их внутренних подростков и художников для того, чтобы их жизнь снова стала цветной и насыщенной вкусом. И желательно НЕ вкусом туалетной бумаги.

Теперь про секс и сексуальность, которым в фильме также уделено много внимания и места. На мой взгляд, сексуальность здесь не столько двигатель прогресса, сколько символ вкуса к жизни, который в свою очередь и делает нашу жизнь яркой и разноцветной. Сексуальность, в своем глубоком смысле, - она про Быть Живым: про нравиться себе, уметь наслаждаться собой, наслаждаться игрой, позволять себе поглощать партнера и быть поглощенной им (т.е. позволять себе здоровую агрессию, а это архиважная штука). В конце концов, она про синергию взаимосвязи Мужчины и Женщины, которая в свою очередь является символом продолжения рода и всего человечества в целом. Т.е. в фильме это скорее символ Жизни, в противовес черно-белой «идеальной» Смерти. И тоже не просто так первое, что рисует Художник, – обнаженную Женщину: символ рождения нового мира – живого и захватывающего своим естеством и естественностью.

Вообще, в фильме много символов и архетипов, чем он и интересен. И понятен каждому. Архетипы – это штука, которая интуитивно понятна каждому. А потому и цепляет многих.

Еще один архетип – яблоко Адама и Ева, которое вдруг неожиданно начинает произрастать на «Стоянке Влюбленных», и которое главный герой торжественно поедает. Но для него оно не становится тем, что сделает его цветным, потому что он из того мира, где яблоко уже давно перестало быть символом нарушения табу. Но, тем не менее, если зацепиться за этот эпизод – то мы получаем метафору «изгнания из рая на грешную землю»* с ее неидеальностью, дождями, громом, но такую вкусную и живую! ) Для меня это очень важное послание. Жизнь не идеальна, и мы не идеальны: мы радуемся и грустим, испытываем нежность и ярость…. И в этом наша вкусность и драйв. :) Но многие почему-то про это забывают и приходят к психологам за рецептами тотального спокойствия и позитива, просят их научить испытывать только позитивные эмоции, ищут идеальных партнеров и пытаются стать идеальными сами, сильно недоумевают что жизнь не всегда к ним с подарками…Так и хочется сказать: Ребята, вы серьезно? :))) Ведь как много жесточайших неврозов можно избежать, если помнить про то что жизнь живая! ))) И точно не черно-белая! ;)))

А любителям «позитива» хочется напомнить, что послужило «расцвечиванию»/оживлению главного героя. Он обрел «цвет» тогда, когда в первый раз в жизни ударил человека. И это про табуированную для многих людей агрессию. В нашем обществе много мифов про агрессию, и часто ее воспринимают как нечто плохое. Но агрессия в сути своей - это жизненная сила, данная человеку для защиты себя и близких. Что становится с человеком, если он перестает себя защищать, думаю расписывать не нужно. И так понятно. Агрессия, она как огонь: можно с его помощью приготовить еду, а можно сжечь города. Но сам по себе огонь нейтрален. Все зависит от целей и от человека, который этой силой обладает. А вот человек без огня вряд ли бы выжил. Так же, как и без агрессии.

Наши чувства во всем их многообразии – это наша живая и настоящая часть. Это то, что делает нашу жизнь вкусной и насыщенной. Часто они пугают людей потому, что кажутся неуправляемыми. Отчасти это так. Но сама потребность в контроле всего и вся, обеспечивающая человеку иллюзию контроля, убивает Жизнь. Порядок и Хаос, Структура (Правила) и Творчество (Чувства) – вечное противостояние этих двух феноменов и их баланс дает нам возможность существовать и развиваться. Без Порядка никак – нужны границы и точки опоры. Но и без хаоса не обойтись – он делает структуру живой и наполняет ее смыслом, цветом и вкусом. Если когда-нибудь вы сможете найти свой внутренний баланс этих двух структур, вы счастливый человек! :))) Чаще люди мечутся от контроля к полному хаосу, от мозга к чувствам, от хочу к надо, и обратно. :) Но на то мы и человеки, чтобы искать свою золотую середину, находить ее и двигаться дальше – все больше и больше раскрашивая свой мир и свою жизнь. ;)
Для меня Зрелость человека заключается как раз в способности видеть и чувствовать как можно больше цветов и оттенков. Чем более зрелый человек, тем больше оттенков он различает. ;)

А сколько оттенков различаете вы? ;)

С вами была я, психолог Татьяна Кириченко.

Подписывайтесь на Телеграм канал «Пойми Кино»! https://t.me/poymi_kino

* «изгнания из рая» на психологическом языке – процесс родов ребенка на свет. Там, в мамином чреве, жизнь воспринимается как рай :) О тебе максимально заботятся, все делают за тебя, но и думают тоже за тебя :) И воли и свободы там нет от слова совсем. Зато чувство «безопасности» максимальное. Это метафора. Менее выраженным является любой процесс сепарации, который человек проходит в течении своей жизни. Первые шаги ребенка рождают ощущение автономности. Детский садик (или у кого-то школа) – первая социализация. Подростковый период – время переоценки ценностей, и смена их с родительских на свои…

Синдром постоянности объекта, свойственный маленьким детям и обеспечивающий им ощущение безопасности, хорошо отражен в фильме в искусственном, изолированном от всего мира городке Плезантвиль. Потом - столкновение с Миром, «грехопадение» и сепарация: люди начинают проявлять себя в мир (свои теневые и вытесненные стороны) и жить в прямом смысле своим умом. Сначала это кажется им небезопасным и фрустрирующим, но потом они входят во вкус :) Что закономерно, при здоровом прохождении сепарации. Потому как дает им Свободу и Себя :)