Удивительно глубокий и красивый во всех смыслах мультфильм. Главный персонаж – девочка Мирабель, родившаяся в волшебной семье, но лишенная «дара» и призванная изменить судьбу и жизнь всей семейной системы. Именно ей предстоит перевести родовой клан на новый уровень и новые рельсы. А как именно ей это удастся и на какие рельсы, мы сейчас и проанализируем.
Итак, основная тема мультфильма – трансформация. Причем сразу на нескольких уровнях – личная, семейная и коллективная. О трансформации нам говорит образ бабочки, следующий сквозной нитью через весь мультфильм. Он вышит на юбке главной героини Мирабель, он присутствует в видении Бруно, он проявляется во всей своей мощи в конце мультфильма во время ключевого трансформационного диалога бабушки и Мирабель.
Вообще этот мультфильм пронизан символами и архетипами. Еще один важный архетип/символ, используемый как практически полноценный персонаж, – это свеча. Она же символ волшебства и хранитель Рода. Но если мы немного отвлечемся от мультфильма и подумаем о том, что вообще символизирует для нас свеча, то мы обнаружим как минимум два значения. Первое – религиозно-духовное, где свеча олицетворяет наши молитвы и надежды. Это символ обращения к богу, Веры, просьба о самом важном и сокровенном.
И в этом контексте мы можем рассматривать Свечу из мультфильма как символ такого обращения к Богу с молитвой о защите, произнесенной бабушкой, когда они убегали от солдат. Кстати, вы заметили, что там было 4 всадника? Намек на 4 всадника апокалипсиса или просто совпадение? Так вот, про свечу… И тогда получается, что волшебство семьи Мадригаль – это Вера в Высшие Силы, которые их защищают. А жертва богам, принесенная дедушкой, как Данко зажгла эту свечу, которая защищала их многие годы, как крессстраж – частичка отщепленной души и магия любящего человека. Она стала их опорой и крепостью. Но война завершилась, и настала пора выходить на свет, и… Но об этом мы поговорим чуть позже.
Второй смысл архетипа свечи – это интимность и откровение. Мы зажигаем свечу, когда собираемся спуститься в подвалы собственного подсознания и быть откровенными с самими собой. А также найти там что-то давно спрятанное и очень ценное. И Свеча из мультфильма помогала открывать каждому члену семьи его Дар, то, что сокрыто до поры до времени, и то, что ценно как ничто другое. Но и сама свеча нуждается в опеке и защите. И для этого должен появиться Актор, тот, кто будет направлять ее свет в нужное русло и защищать от внешних опасностей. И многие годы этим актором была бабушка как человек, который зажег эту свечу и который вдохнул своей верой в нее волшебство. А потом в семью пришел другой член этой системы, умеющий верить так же, как когда-то верила бабушка, и настала пора этот Дар Веры передавать дальше…
Кроме Свечи очень интересен архетип Хосито - живого дома. Во всех культурах так или иначе присутствует этот символ - Дом, как отдельный самостоятельный персонаж. В нашем эпосе – это избушка на курьих ножках. Дом как помощник, как актор, как символ того, что его хозяин/хозяйка в контакте с окружающим пространством и могут управлять невидимым, обладают особенной силой и знаниями. В арт-терапии дом – это символ структуры личности. То, что дает именно структуру и границы. В данном случае Хосито – это семейная усадьба, а значит олицетворяет структуру целой семейной системы.
И здесь мы плавно переходим к теме семейной системы и истории семьи Мадригаль. Я написала вначале, что этот мультфильм о трансформации личной, семейной и коллективной. В пространстве Хосито выросло три поколения этой семьи, и некоторые тенденции, свойственные тому времени, мы можем наблюдать во всей красе.
Во-первых, это тема женского клана, вытесняющая мужское или жертвующая мужским. Дедушка принес свою жизнь в жертву ради спасения своей семьи, а потом бабушка принесла в жертву – отвергла/изгнала - единственного сына Бруно, в страхе перед его способностью видеть будущее, а значит, в ее понимании, разрушить созданную ею идиллию. Он увидел это разрушение в своем видении, и бабушка не придумала ничего лучше, чем изгнать Бруно из семьи. Предполагаю, что именно в этот момент и началось реальное разрушение прежнего уклада семейной системы.
Интересно, что реальные изменения начались с момента, когда младший внук (снова мужчина в роду) обрел Дар понимать животных – символ единения с природой, инстинктами, здоровым животным началом, силой и символ выхода за пределы дома во внешний мир. Можно сказать, что «природа взяла свое» и вернула естественное течении жизни в эту семейную систему.
Кроме исключения мужчин в этой системе было принято служить Дару. У них у всех был Дар, и они были обязаны… Не важно, что они были обязаны, ключевое здесь – тема Долга. Личные потребности не важны – важно, чтобы «семья гордилась мной»! А еще «мы должны помогать всей общине потому, что мы особенные…»! На протяжении всего мультфильма звучат фразы «мы должны», «мы обязаны», «семья будет гордится мной»… И тут появляется Мирабель – девочка «без дара», которая может быть просто собой, просто Быть. И мама очень любит и поддерживает ее. И это очень целительно и правильно. Но бабушка явно не одобряет и недолюбливает. Это потом мы поймем, что бабушка просто испугалась, просто застряла в старых схемах и сценариях. И задача Мирабель помочь ей и всей семье выйти из сценария выживания и долга в новую жизнь, где можно быть собой, можно просто быть, можно быть со всем остальным миром, выйти из защитной изоляции, можно любить и быть любимым… Это вечный психологический конфликт – безопасность или жизнь? Быть в изоляции безопасно, но там нет жизни, туда не пробьется любовь другого человека, радость полноценной жизни, звуки и запахи наслаждения… Для того, чтобы обрести и почувствовать все это, приходится выходить из своих норок, укрытий и запертых башен.
И тогда становится понятным, почему Бруно увидел в своем новом видении бабочку и объятия. Именно объятия, как символ Любви и Принятия, должны были развернуть эту выживательную, долженствовательную машину в сторону новой Жизни. И именно Мирабель стала символом и Дверью в эту новую Жизнь.
Что гласила её «идеология»?
Что каждый может быть собой, таким какой он есть. Мирабель умела видеть людей такими, какие они есть, и принимать их настоящими - живыми и неидеальными. Чего совершенно не умела бабушка.
Это идеология ухода от темы супергероев, обладающих суперсилой, которые должны спасать мир и служить людям, к теме нормализации простых обычных людей. И возвращения им права тоже что-то мочь, уметь, делать. Прошла эпоха супергероев, пришла эпоха простых людей. Новый дом, а значит новую структуру, они построили вместе со всей общиной, просто своими руками, без всяких суперсил и даров. Это метафора более открытой системы, рассчитанной на более равные отношения с миром, а не через свою нарциссическую исключенность.
Семье Мадригаль было дано волшебство, и они сделали из него фетиш, поставили на пьедестал и стали ему служить. И здесь встает вопрос: Сила для человека или человек для Силы? И только когда члены семьи Мадригаль вернули себе свою ответственность за свою жизнь, вышли из позиции жертвенности и перестали полагаться на волшебство, как манну небесную, перестроили всю свою систему, оно вернулось к ним через Мирабель с новой системой ценностей. Эту систему ценностей проговорили Мирабель с бабушкой у реки, там, где оно зародилось. Произошло своего рода перезаключение договора с Высшими Силами и передача знамени новому поколению под новые задачи. И очень важным элементом здесь стало признание Мирабель всего того ценного и важного, что сделала бабушка в свое время для системы. Бабушку признали, увидели и дали ей место. Очень важный момент в сюжете и в пути исцеления.
«Ты больше, чем твой дар»! Одна из ключевых фраз мультфильма. Человек больше, чем его способности и обязанности. И важнее. Это переход от идеологии коллективизма, которая помогла людям выжить в военное и послевоенное время, к идеологии значимости каждого члена системы и его интересов и потребностей. От того времени, когда надо было прятать свои чувства, в эпоху искренности и открытости.
Это выход из ПТСР.
Из безопасности к Любви.
Из парадигмы выживания к концепции, где можно Жить и Любить. Мирабель восстановила «поток любви» в своей семейной системе.
Это произошло для самой Мирабель. Это произошло для ее семейной системы. Это произошло для всего общества, в котором они (и не только они) жили. И мы можем рассматривать этот путь трансформации одного человека и все произошедшие события как его личный путь исцеления через исцеление семейных травм. Но мы можем посмотреть на этот сюжет, как на путь исцеления целой системы и даже эпохи, живущей по схожим правилам. И это тоже будет верно.
Мне нравится, что в этом мультфильме звучит тема легализации инаковости. Если ты не такой, как остальные, то это не значит, что ты хуже. Если ты идешь своим путем, это открывает новые двери и возможности.
Кстати, любопытен здесь и архетип Двери. Дверь часто используют как символ перехода, новых возможностей. И здесь это значение тоже воплощено. Но еще здесь воплощен смысл про дверь к самому себе, своему Дару, своей территории. За дверью был целый мир, как образ того, что каждый человек – это целая Вселенная.
И конечно же, в мультфильме была запретная часть дома, где Мирабель, как Алиса в Зазеркалье, встречается со своими страхами, преодолевает их, проходит свои испытания, попадая в тайные помещения своего подсознания и двойные стандарты и правила своей семейной системы, и выходит оттуда с решением и пониманием того, что ей необходимо делать для того, чтобы «спасти» себя, дом, систему, волшебство, силу, близких… Для этого ей всего-навсего надо это все изменить: пройти путь кризиса, разрушения, найти в себе силы услышать сестру, решиться уйти за пределы общины, найти в себе смелость сказать бабушке правду, открыть СВОЮ дверь и впустить туда остальных уже на своих условиях.
Мирабель – переводится как красивый вид. Но самом деле это она умеет видеть всех красивыми. Энканто - зачарованное, заколдованное место. И Мирабель как заколдованная принцесса, проснувшись от волшебного сна, пробуждает к жизни все королевство.
Дар Мирабель – это Любовь и Вера. Они главные персонажи этого фильма. С них начинается сюжет и ими же заканчивается. Волшебство было создано на любви. Но потом любовь подменили гордостью и служением. А Мирабель все вернула на свои места.
А про что для Вас этот мультфильм? Вы можете ответить на этот вопрос в чате канала ПоймиКино https://t.me/poymi_kino
А с вами была я, психолог Татьяна Кириченко.