Очень тонкий, глубокий, волшебный фильм. О чем он? Каждый увидит в нем свои отражения и свои темы.
Во многом он про отношения человека со своими желаниями. А еще про любовь как вершину человеческой потребности в близости. И про экзистенциальную неразрешимую дилемму между свободой и привязанностью. А для кого-то про одиночество и отчаяние. Кто-то скажет, что Джин – придуманная фигура. А кто-то, что это внутренняя субличность главной героини. И все будут правы. Этот фильм во всей своей загадочности - отражение наших собственных верований и чаяний.
Он заставляет задуматься о своих взаимоотношениях с желаниями и мечтами. О своем одиночестве и стремлении к свободе. О том, кого и как мы любим. Готовы ли отпустить близкого и дорогого человека ради любви к нему, и что тогда будет с нами? Трудно не найти в этом фильме свое отражение – он многогранен и поднимает со дна подсознания то, о чем не принято задумываться в сумасшедшем ритме современного мира.
Его неспешное повествование, цельность вроде бы разрозненных историй, шарм восточной сказки и тонкая грань между вымыслом и реальностью погружает нас в потаённые уголки собственной души и приглашает задуматься о своих мотивах и мечтах. Он как будто бы говорит: не надо спешить, остановись, задумайся о том, чего же на самом деле хочешь ТЫ. Всегда ли ты точно знаешь это? Всегда ли получаешь? А если нет, то почему? А что на самом деле движет тобой в твоих мечтах?..
Давайте разбираться. Фильм, как ни странно, дает ответы на многие вопросы.
Я предлагаю начать с сути двух главных героев – Джина и Элитеи. И первое что бросается в глаза – это их контрастность. Он огромный, темный, страстный, обуреваемый чувствами и желаниями – само воплощение страсти и чувственности. Она – маленькая, холодная, белая, сдержанная, рассудительная и острожная. Они антиподы, но их взаимодействие завораживает. Оно дает ощущение цельности и гармонии. Они воплощение Разума и Сердца. И они ищут общий язык, точки соприкосновения на протяжении всего фильма. И находят его в Любви. И сначала кажется, что сердце победило, восторжествовало. Но после становится понятно, что Разум трансформировался в Мудрость, а страсть - в истинную Любовь.
Любовь Джина прошла свою историю – от униженного обожания (любовь к Шебе) через более сбалансированные, но все же не равные отношения с Зефирой он попадает, по сути, в плен к Элитее, принимает это как служение и возрождается в новом статусе свободного джина, повзрослев, преодолев свои страсти и обретя свою мудрость и свой выбор – право решать, с кем ему быть, сколько и когда .
Для Элитеи этот путь был еще более сложным. Джин, с одной стороны, был заложником собственных страстей, но он признавал свою потребность в любви и близости. Она же избегала этого понятия как такового, уйдя в мир мыслей, фантазий и нарративов – чужих историй, через которые она познавала мир и чувства. К сожалению, нам не показали, почему так произошло, и что побудило ее сделать такой выбор в детстве и юности. Мы видели лишь то, что она была довольно аутичным ребенком и была склонна искать друзей в своих фантазиях, а не в реальном мире. Истории, рассказанные Джином, были ее путеводной нитью в мир любви и страсти. А история Зефиры зацепила ее особенно. Нам показали сходство и ниточку, связывающую Элитею и Зефиру через характерное подергивание ногой. В этой истории Элитея узнала себя. Именно эта история стала триггером, запустившим ее изменения и трансформацию. Именно после нее она решилась попробовать то, чего избегала всю предыдущую жизнь.
И в этом поступке, в этой решимости и попытке ее природная тонкость и мудрость дала ей возможность почувствовать, понять и осознать то, что было не под силу осознать всем предыдущим героиням и самому Джину – страсть не есть любовь, обладание не есть близость, в зависимости нет ценности принятия. Любовь может быть только в Свободе. Это и есть то невероятно тонкое соединение Разума и Сердца, та тонкая нить, грань, где они соединяются, чтобы дать то, что не могут дать порознь – Любовь, Свободу и Ценность каждого участника этой истории.
Есть версия, что Джин – это субличность Элитеи. Это её внутренняя часть, отвечающая за исполнения желаний – внутренний мечтатель, страстно желающий любви и признания. И тогда мы видим совершенно другую историю. Вернее ту же самую, но под другим углом.
История с Шебой – это детство Элитеи. Этот мир - потерянный рай, а Шеба – фигура матери. В этом мире человек еще не отделен от своей способности исполнять желания, он счастливый обладатель магического мышления и ощущения всемогущества. И эта история с царем Соломоном и царицей Шебой – это история прохождения эдипова комплекса, после которого ребенок начинает понимать, что не все его желания исполняются. И тогда эта сила, эта субличность, пребывая в шоке, попадает на дно морское (то бишь в глубины подсознания) и мечется там в отчаянии, в поисках выхода и решения, попутно принимая свою ограниченность и невсемогущество.
История с Гюльтен – это метафора подросткового периода, когда хочется, чтобы принц полюбил, и «мы заживем долго и счастливо». Это утопическая история, где человек еще не в состоянии предусмотреть последствия своих действий и желаний. Она отражает историю самой Элитеи с ее беременностью и отношениями с мужчиной. Тогда Гюльтен не захотела загадать желание, чтобы выжить, а сама Элитея метафорически умерла/замерла, и ее внутренний джин – исполнитель желаний, снова оказался на дне моря, снова ушел в подсознание для дальнейшей трансформации, в поисках новых решений.
В следующий раз он ожил, когда она пошла в науку и целиком и полностью посвятила себя ей. Она даже не замечала любви джина, будучи полностью поглощенная наукой и исследованиями. И эта история закончилась тем, что она пожелала забыть о встрече с джином. И это могло бы стать роковым решением в ее жизни. Но ее подсознание по-прежнему влекло ее к изучению мифов, что означает, что она по-прежнему искала Чуда, искала доступ к своему внутреннему миру и к тому, от чего давно отказалась.
Все это напоминает то, как наши подавленные желания и потребности, упорно стучатся в наше сознание из глубин нашего бессознательного. Они находят любые способы, любые лазейки для того чтобы просочиться в наш разум и найти возможность реализации. Это наглядное подтверждение мудрости о том, что от себя не убежишь. Можно сколько угодно сопротивляться, но душа найдет способ достучаться до сознания и реализовать то, что заложено в человеке изначально – свет и любовь. Хотя бы на время, хотя бы частично. В самом крайнем случае, эта потребность останется в душе человека щемящей тоской по несбывшимся мечтам, но она останется.
Как я писала выше, история Зефиры очень напомнила Элитее саму себя и потому нашла отклик в ее душе. Она зародила сомнение в том, что у нее все есть, и ей ничего не нужно. И тогда она решилась на отчаянный шаг. Она разрешила себе захотеть! Естественно, что захотела она прожить то, что давно и успешно в себе подавляла и отрицала – Любовь.
Знаете, в определенный момент времени люди приходят в мысли, что себя надо любить. И кого-то еще надо любить. Но порой поначалу это получается очень криво и неестественно. Любовь не может быть следствием усилия воли или решения разума.
И тогда ее внутренний джин умирает. И она понимает, что задушила его собственным желанием, своей слепой незрелой страстью, своим желанием обладать. И в этот момент рождается Мудрость и Зрелость. Мудрость отпустить, чтобы дать ему возможность выбрать вернуться. И Зрелость перейти от зависимости в равные отношения, где наконец появляется свобода Выбора.
«К любви никогда не приходят разумом.
Любовь – это дар. Дар добровольно отдавать себя. Это не то, о чем можно попросить.
В момент, когда я загадала желание, я отобрала силу исполнить его.»
И здесь хочется обратить внимание на один важный момент. Решимость, готовность Элитеи к отношениям к Джином появляется тогда, когда она уже твердо стоит на ногах, независима и самодостаточна. Это важное условие для зрелых и здоровых отношений. В противном случае, как мы видим, есть возможность лишь вляпаться в очередную зависимость.
Итак, подводя итоги вышесказанному, мы видим какой путь прошли главные герои: сначала была иллюзия всемогущества и зависимость (детство), потом утопия (подростковый период), потом отрицание (начальный период становления личности в социуме) и только потом Свобода. Это непростой и нелегкий путь Элитеи и ее внутреннего Джина – исполнителя желаний и воплощения потребности в Любви.
В этом плане, кстати, интересны расшифровки имен женщин, чьи истории мы видим на экране:
Шеба – потребность доминировать.
Гюльтен – тело как цветок.
Зефира – западный ветер - цивилизация, наука.
Элитея – избранная, элитная, главный герой.
Еще одна тема, отраженная в фильме, – это дуальность: одиночество и свобода. Это сложные экзистенциальные понятия. Всегда ли свобода означает одиночество, а одиночество – свободу? Нет. Если рассматривать одиночество как экзистенциальную данность, что мы рождаемся и умираем в своем теле, то это становится проявлением самодостаточности и целостности. И это очень здоровое проявление зрелой личности. Но это не означает, что мы обречены быть одни и не иметь отношений. Наоборот, отношения, в которых есть свободный выбор и зрелость партнеров, являются эталоном психического здоровья и благости. Во многом это про ответственность и выбор.
Элитея и Джин в итоге живут в разных мирах, встречаясь эпизодически. И это та степень свободы и самодостаточности, которая была адекватна для них, которую они выбрали осознанно. Мы же можем находить партнеров, с которыми будем находится в одном мире и идти гораздо более близкими путями, нежели это случилось у главных героев. Хотя…
Можно рассмотреть эту метафору под углом того, что каждый из нас – это целая вселенная, и на самом деле мы встречаемся с Другим лишь изредка за задушевным разговором или другим важным и значимым моментом близости. А большую часть времени мы идем своим путем в своем персональном Мире, в своей уникальной Вселенной. И никакой драмы и трагедии в этом на самом деле нет. А есть выбор, свобода и зрелость.
В целом, же тема желаний, отраженная в фильме, безгранична и очень нетривиальна. Авторы фильма неоднократно подчеркивают мысль, что желания опасны.
«Все истории о желаниях поучительны и ни у одной нет счастливого конца» - говорит главная героиня.
«Желания – очень опасное мастерство! Я желаю – приносит бесконечный хаос».
В некоторых культурах отсутствие желаний означает просветление. Так ли это? Возможно, если желания – это продукт слепой страсти, то да. Сложности начинаются тогда,
- когда наши желания касаются воли других людей. А еще тогда,
- когда человек стремится реализовать свои желания руками других людей, а не идет к реализации сам, через свои трансформации и усилия. Когда желания реализует кто-то другой, ты как будто бы не несешь ответственности за свои желания. Или..
- когда мы не до конца понимаем, чего на самом деле хотим, подменяя одно другим. Например, когда я хочу признания, а стремлюсь к власти и деньгам. А еще тогда,
- когда человек на самом деле не готов к реализации своего желания. Ведь иногда для реализации желания нужно изменить идентичность, а это процесс. И не всегда человек к этому готов. Например, хочет быть известным, но боится проявиться и привлечь к себе внимание. Или хочет быть богатым, но, получив наследство, оказывается не готов принять эту новую для себя роль и образ жизни. Как в той фразе про девушку и деревню: про то, что можно вывезти девушку из деревни, но вот деревню из девушки вывезти гораздо сложнее. Не то, чтобы невозможно, просто это действительно сложнее и реально требует усилий со стороны самой «девушки».
Иногда мы разочаровываемся в своих желаниях, когда получаем их. Это случается тогда, когда мы находимся в детской позиции и «очарованы». Когда мы идем к желанию из зрелой позиции, беря на себя ответственность за изменения, то обычно все складывается хорошо. И весь фильм тому доказательство.
Еще одна интересная фраза из фильма, на которую хотелось бы обратить внимание.
«Надежда - это чудовище, а я ее игрушка!»
Это снова про инфантильную позицию и про непринятие реальности. Надежда – это обратная сторона отрицания. Я не хочу, как сейчас, и хочу по-другому. При этом я не прилагаю усилий для того, чтобы что-то изменилось, а просто хочу и требую. Не зря говорят, что надежда юношей питает. В противовес надежде важно опираться на Веру. Не обязательно религиозную. Можно, например, на веру в себя. Я делаю то, что должно, и верю в то, что справлюсь.
Очень интересно в фильме обыграна тема Души и Вечности через противопоставление короткометражности жизни людей и бесконечной жизни Джина. Таким образом авторы фильма подчеркивают мысль о том, что жизнь быстротечна, а вот ценности, такие как Любовь и Контакт вечны.
«Мы существуем только когда о нас помнят!»
Еще удивительно и уникально обыгран в этом фильме образ самого Джина. Он здесь выступает не в роли Всемогущего властителя Желаний, а в роли Жертвы – бедового заложника собственных страстей. Периодически, он выступает в роли Спасателя, который снова же становится жертвой агрессии и недалекости своих подопечных.
Он 3000 лет чего-то хотел и все время во что-то вляпывался: то в бутылку, то в переделку. Встреча с Элитеей подсветила ему его зависимость и уязвимость. Элитея выступила его противоположностью. Во всем: как во внешнем виде, так и в поведении, так и в мышлении. И именно их союз, их объединение смогло дать им обоим то, чего им так не хватало: Джину – зрелости и самодостаточности/независимости, а Элитее – чувственности и тепла. Именно в таком миксе эти качества могут реально сосуществовать, давать человеку опору, силу и принятие себя. Только в таком тонком сочетании мы становимся Живыми, настоящими и Зрелыми.
Чего я искренне всем и желаю. Очень мудрый, светлый и чувственный фильм о важном.
А что еще увидели в нем вы?
Буду рада вашим размышлениям в нашем телеграм-канале ПоймиКино https://t.me/poymi_kino
А с вами была я, психолог Кира Дефонс.