Татьяна Кириченко

Разборы фильмов

«Не оглядывайся», 2009, Франция, Италия

04.12.2022  00:00

Это очень психологичная драма с двумя прекрасными актрисами в главных ролях, или даже роли, - Моника Белуччи и Софи Марсо. Фильм раскрывает и показывает нам механизм работы шоковой травмы и дает зрителю мощный толчок для самопонимания и самоисследования.

Похоже, что у этого фильма были очень грамотные психологи консультанты, потому как суть происходящих процессов раскрыта очень глубоко и точно. Поэтому, я думаю, нам стоило разобрать этот фильм подробно во всех деталях и с разных сторон.

Итак. Начнем с сюжета. Далеко не всем он понятен с первого просмотра, поэтому я начну с описания того, что же произошло на самом деле, для того, чтобы мы с вами одинаково понимали его.

Роза Мария, она же Жанна, попадает в автомобильную аварию со своей подругой в возрасте 8 лет. Роза Мария выживает, а вот Жанна нет. Это событие стало настолько сильным шоком для Розы Марии, что она замещает свою личность личностью погибшей подруги и становится Жанной, вернее начинает себя воспринимать как Жанну, включая ее внешность. Именно в силу такого замещения она начинает считать своей матерью мать Жанны, отказываясь узнавать свою родную мать. Обе матери, также находясь под воздействием трагедии и шока, соглашаются с таким положением вещей и принимают ситуацию, отправив Розу Марию под именем Жанны вместе с матерью Жанны жить во Францию. Само событие произошло в Италии, и семья реальной Розы Марии итальянская.

Девочка вырастает во Франции с матерью Жанны, считая себя Жанной и видя в зеркале отражение подруги, а не свое собственное. При этом мать она наделила внешностью своей родной матери. Кроме того, она наделила своего мужа внешностью своего брата, а также преобразила в своем воображении квартиру, в которой живет, и наделила ее в своем видении чертами итальянского дома из детства.

Став уже взрослой женщиной, журналистом, Жанна, она же Роза Мария, начинает писать автобиографию. Причиной тому становится ее ощущение нереальности происходящего, сниженный эмоциональный фон и отсутствие воспоминаний о детстве. Она ищет правду о себе и с помощью написания романа, пытается найти саму себя, разобраться, кто она на самом деле и почему она не помнит своего детства. Это стало триггером, запустившим процесс размораживания травмы, восстановления воспоминаний и внутренней трансформации главной героини – а именно превращение её из Жанны обратно в Розу Марию.

Трансформация идет довольно сложно и пугающе, потому что старая картина мира и образ себя отшелушивается очень постепенно, вызывая фрагментацию сознания и восприятия внешней картинки. Периодически она видит девочку – себя в детстве. Эта девочка появляется в ее сознании в моменты особой эмоциональной уязвимости. Спусковым моментом, запустившим весь процесс, стал эпизод, когда она, выйдя из офиса, видит аварию, накладывая на реальность картинки из головы и возвращаясь к своей истории с аварией, произошедшей в ее 8 лет. Далее история разворачивается как снежный ком. Ее преследуют видения, сознание подсовывает ей странные картинки собственной внешности, у нее плывет осознание реальности, в том числе образ квартиры, в которой она живет.

На самом деле мы понимаем, что она как раз начинает видеть реальность такой, какая она есть, а не той, какую она себе придумала тогда в 8 лет, отказавшись принять смерть подруги. Но для неё все совсем иначе, потому как сам факт аварии она еще пока не вспомнила и события в своем сознании не восстановила. Но состояние, в котором она находится, ее пугает и заставляет искать ответы на возникающие вопросы. Так она оказывается в Италии, где встречается со своей родной матерью и братом, и обнаруживает, что наделяла их чертами внешности свою приемную мать и мужа. 

Надо признать, что её родная мать повела себя не самым оптимальным образом, отказавшись признаться, кто она на самом деле, но чуть позже мы поймем почему она так поступила. В итоге все пазлы все равно сошлись, Роза Мария узнала, кто она, увидела себя в своем истинном обличье, нашла себя настоящую, вернула себе свою идентичность, семью и память. После чего произошло внутреннее расщепление, и вместо замещения Жанна заняла свое место в ее сознании, оставшись в ее памяти и став одной из ее субличностей.

Вот такое сложное и непростое описание сюжета фильма. Теперь давайте разбираться, что это было, и почему так вышло.

Что же все-таки произошло? Произошла шоковая травма в момент аварии в 8 лет, в результате которой Роза Мария не смогла смириться с потерей подруги и заместила свою личность личностью Жанны, начав проживать ее жизнь. И так было до момента, когда она начала писать автобиографию и копаться в своем прошлом.

Что такое шоковая травма и как она работает? Это очень сильное краткосрочное событие в жизни человека, которое он не может вместить и переварить/осознать в моменте. В момент шоковой травмы сознание человека, а именно кора головного мозга, отключается, и сознание на какой-то момент в определенном смысле перестает воспринимать происходящее. Потом, когда сознание возвращается, картина мира человека существенно меняется, и ему приходится справляться с обновленной картиной. Это включает и вопрос идентичности и самоидентификации. Многие после таких событий говорят фразу – «моя жизнь никогда не будет прежней». Но если в этот момент рядом с человеком оказываются мудрые люди или хорошие специалисты, человек постепенно осваивается с ситуацией и плавно встраивает произошедшее с ним в свою картину мира и образ себя. Но если нет… Проблема шоковой травмы в том, что в момент, когда она происходит, сознание не работает, как я писала выше. А работают более глубокие отделы мозга – так называемый рептильный мозг. А в нем нет понятия пространства и времени. И тогда произошедшее событие капсулируется в подсознании и начинает управлять сознанием человека. При этом время не играет на руку пострадавшему. Он будет жить и действовать так, как будто это произошло только что или происходит прямо сейчас. Проще говоря, решения и выборы, которые он сделал на основе травматических событий, будут управлять всей его жизнью до тех пор, пока он не осознает, откуда они взялись, и почему он так действует/чувствует/думает.

Именно такой механизм сработал в сознании Розы Марии в ее 8 лет в момент аварии. Как я уже писала, она не смогла принять гибель подруги и тогда «приняла решение» заместить ею себя, продолжив жить её жизнь. И очень-очень плохо, что родители с обеих сторон выбрали не конфронтировать с её выбором, а решили подыграть ей, согласившись с таким положением вещей. Я, конечно, понимаю, что они сами были в шоке, убиты горем и наверняка действовали из лучших побуждений, но, как известно, благими намерениями… На мой взгляд, от такого решения пострадали в итоге все – и Роза Мария, и ее родная мать, и мать Жанны.

Возникает вопрос, а почему тогда родная мать не призналась ей, когда увидела её уже во взрослом возрасте? Я думаю, ответ здесь и простой и сложный одновременно. Дело в том, что довольно сложно признавать свои ошибки такого масштаба. К тому же это признание привело бы ее саму к осознанию того, что это было ошибкой, что все эти страдания, которые она перенесла, отказавшись от дочери, были тоже ошибкой, что ее жертва была бессмысленной, что вместе с этим признанием поменяется вся ее жизнь… Существуют исследования о родственниках, чьи близкие пропадали на долгое время. Когда те возвращались, несмотря на радость, их принимали с трудом. Потому что «мы уже привыкли жить без тебя», потому что «какого черта и что мне теперь с этим всем делать», «вновь выстраивать свою жизнь» и т.д. и т.п. Так работает механизм сохранения гомеостаза и выстроенной картины мира. Понятно, что со временем люди осваиваются и принимают вернувшихся родственников, но не всегда эта встреча такая радостная, как кажется и как хотелось бы. Кроме того, иногда проще забыть, чем жить с такой болью. И тогда признать, что это было, – это возвращение к непрожитой боли, а на это не каждый способен. Потому и совершают люди порой нелогичные и абсурдные поступки. Так было и с этими двумя женщинами – двумя матерями, которые, по сути, обе потеряли своих дочерей.

Отсюда, мне кажется, и название фильма – не оглядывайся. В нем заложен страх встречи с тем, от чего так отчаянно бежали эти женщины – боль от ошибок и потерь.

Но что же произошло с Розой Марией после того, как она начала писать роман и увидела аварию с «воображаемой» девочкой? Простой ответ – её капсула с шоковой травмой начала распаковываться, и, как следствие, к ней стала возвращаться ее реальная идентичность.

Но поскольку смена идентичности штука очень сложная, то происходило это очень пугающе и непросто. Она как будто слой за слоем снимала с себя ложную личность, обнаруживая под ней себя настоящую. В принципе, изменение картины мира и идентичности всегда происходят через фрагментацию старых представлений о себе и мире. Грубо говоря, сначала разрушается и отмирает старое, разваливает буквально на куски, а потом на этом пепелище старых представлений собирается и рождается новое. Поэтому авторы фильм показали процесс ее трансформации таким образом. И я даже рада, что это было так топорно и плоско, потому что это как раз очень реалистично и действительно похоже на реальные процессы, происходящие с человеком. Может, не настолько мистично и коряво, но суть передана верно. Верно то, что в моменты глубокой трансформации сознание человека плывет, и восприятие реальности сильно меняется. А его самого в процессе сильно глючит и разрывает на части. Это очень непростой, порой болезненный процесс. Но он очень исцеляющий, и все, кто его проходят, никогда не жалеют о своем решении и пути, который они прошли.

Верно, кстати, и то, что человек может абсолютно нереалистично воспринимать свою внешность, вплоть до полного замещения картинки. В качестве примера можно посмотреть на людей, страдающих анорексией. Они даже когда просто обводят на бумаге свою руку, умудряются обвести ее в два раза толще, чем есть на самом деле. Идет жесткая конфронтация с собственным образом себя.

А когда люди меняются, меняется их восприятие себя на психологическом уровне, то обычно меняется и их тело, начиная с веса и заканчивая осанкой и способом двигаться, ходить.

В процессе личностных трансформаций также плывет и ощущение реальности, привычные опоры рушатся, а эмоции перестают быть подвластными человеку. Это сложный период, но очень целительный и позитивный. В этот момент мы проходим проверку на доверие к миру и способности оставить контроль. Очень интересно это было отражено в фильме через метаморфозы с мебелью. Причем интересно вдвойне. С одной стороны, окружающая действительность – это своего рода внешняя опора. Потеряв на время внутренние опоры, она стала их искать вовне. Но там тоже происходили изменения, которые все больше и больше подталкивали ее на поиск истины. А с другой, это интересно тем, что дом в арт-терапии – это символ личности. И когда мы выстраиваем структуру личности в работе, мы зачастую это делаем через метафору дома и его содержимого. Это самый простой и эффективный способ навести порядок в своей жизни. И здесь авторы очень грамотно использовали эту метафору, меняя интерьеры ее квартиры на реальные вместо тех, что она себе нарисовала в сознании, поместив туда элементы ее итальянского жилища.

Она постепенно начинает видеть реальность. Очень интересным был эпизод, когда она ездила кругами на машине. Это метафора того тупика, в котором она оказалась, и зацикленности. Иногда это важно увидеть для того, чтобы начать искать выход. Многие живут в этом круге, даже не осознавая этого. Меня, кстати, восхитило в фильме доверие Розы Марии своей интуиции. Она шла за ней вопреки здравому смыслу, доверяя себе и своим ощущениям и видениям. И она все-таки нашла выход, нашла себя настоящую.

И здесь очень важен образ девочки из ее видений. Со временем становится понятно, что эта девочка – это она сама в детстве. Еще один грамотный ход сценаристов. Работа с внутренним ребенком – это и есть путь к себе настоящему. Именно там живут наши истинные потребности, наши хотелки, наши мечты и наша жизненная энергия. А еще наши эмоции и чувства. Если вы вспомните, то вся эта история и началась с того, что она находится в замешательстве по поводу своих чувств и эмоций, вернее их отсутствия. Она не уверена, что любит своих детей.

Так часто бывает, когда человек находится в состоянии ПТСР, его эмоциональный фон минимизируется или становится очень странным – тяготящим и эфемерным. Минимизация или затуманивание эмоционального фона может быть маркером того, что у человека выстроено ложное Я. И люди приходят на консультацию с запросами типа «я как будто бы живу не свою жизнь», «не получается жить полной жизнью, на 100 процентов», «не могу полноценно дышать», «живу как будто бы в тумане», «чужими потребностями и ожиданиями», «не могу выразить то что хочу, понять чего я вообще хочу» и т.д. и т.п. При этом ложное Я само по себе может быть очень эмоциональным, адаптивным, функциональным. Но складывается ощущение тумана, как сквозь болото прорываюсь, как будто что-то не так, не настоящее. И тогда мы идем в прошлое человека и ищем там истории, образы, ищем его настоящего. Не обходится здесь и без работы с внутренним ребенком. Путь в прошлое является путем к себе настоящему. И вот в процессе этой работы и этой интеграции происходит отшелушивание старого образа и выстраивание нового. И тогда хорошим маркером успешной работы и выхода из ПТСР является поднятие эмоционального фона. Человек начинает чувствовать, и у него появляется субъектность – он ощущает, что живет СВОЮ жизнь. И в фильме это очень хорошо показано.

Но кроме ПТСР к таким же последствиям могут привести и системные нарушения. У этого фильма есть еще и системный подтекст. Я имею ввиду системное семейное направление в психологии, которое рассматривает симптомы и сценарии поведения человека с точки зрения процессов семейной системы. С позиции ССТ, иногда дети проживают нереализованную историю своих родителей или нерожденных/умерших братьев и сестер. В ситуации с умершими сиблингами человек живет как будто бы за двоих – за себя и за того парня. Могут появляться вымышленные друзья, персонажи, наблюдаться ярко выраженная амбивалентность. В ситуации с нереализованными амбициями родителей может появляться ощущение, что я живу для других, не имею права на свои желания и потребности, не могу вздохнуть полной грудью, все время живу как-то не туда и не так… Очень хороший фильм об этом - «Клуб радости и удачи». В таких историях дети становятся заложниками родительских амбиций и неудач и проживают действительно не свою жизнь. Например, папа хотел стать футболистом и своего сына всячески (осознанно или нет) двигает к тому, чтобы тот занимался спортом. Или мама, которая не смогла построить свою личную жизнь, толкает свою дочь к первому встречному в постель и «заставляет» её жить с нелюбимым мужем – «лучше плохонький, да свой»… Таких примеров множество. Общее у них то, что люди с таким системным нарушением не чувствуют себя счастливыми и реализованными. Ведь идти к своему счастью в чужой личине невозможно! Это как идти в здоровье на костылях, не пытаясь опереться на свои собственные ноги. Но хорошая новость в том, что это всегда не поздно изменить. Даже если вам за 50. Особенно, если вам за 50 – уже точно пора! :)

Есть очень хорошая расстановочная исцеляющая фраза, которую используют в таких случаях: «Возможно, я тебя с кем-то перепутала. Сейчас я вижу, что я это не ты, а ты это не я.» Попробуйте. Если вы знаете, где вы пошли не тем путем, это может помочь.

Еще одна история, которая теоретически вписывается в историю, разворачивающуюся на наших глазах в этом фильме, это история со-зависимости. Созависимые люди тоже склонны проживать не свою жизнь. В отличие от системных историй, созависимые выбирают человека, чьей жизнью они будут жить, из числа окружающих их людей -  с тем, с кем они выстраивают отношения. Это могут быть друзья, коллеги или партнеры. Суть в том, что они бегут от своей жизни, страшась с чем-то в ней столкнуться (часто с болью или пустотой), и тогда выбирают себе «жертву», жизнью и интересами которой они начинают жить. Это сложная история, но и она не приговор. Психологи давно и успешно с этим работают.  

Что еще важно сказать об этом фильме в контексте психологического разбора. Наверно, самый интересный феномен в этом фильме – это ложная память. Это очень распространенное понятие. Я писала о нем подробно в разборе фильма «Воспоминания». Суть этого феномена в том, что каждый раз, вспоминая какие-либо события своей жизни, мы их перезаписываем. Как файл. И в следующий раз возвращаемся уже не к реальному событию, а к своему воспоминанию о нем. Таким образом, каждый раз исходное воспоминание стирается, а новое записывается, слегка видоизменяясь. Так мы можем влиять и на свою память, и на свое прошлое, и на свою идентичность, как итог. Причем, как во благо себе, так и во вред. Ведь каждый раз, возвращаясь к воспоминанию, мы его так или иначе интерпретируем. А от интерпретации очень многое зависит и в первую очередь то, как мы себя воспринимаем и за кого принимаем. Наше прошлое – это наш образ себя: кто мы, что мы, какие мы, что мы можем, а что нет, на что способны, а что точно не про меня… Это очень мощный инструмент трансформации и отношений с собой. Задумайтесь, как через кривые зеркала интерпретации вы искажали свой образ себя, свое восприятие себя. И, может быть, вы найдете-таки ключ к самому себе и тому пути, который ищете.

Очень порадовало в этом фильме и то, что в нем практически нет жести. Ключевым событием, исказившим жизнь главной героини, было не изнасилование и не жестокое убийство. Это делает этот фильм достаточно светлым, несмотря на все произошедшие события и слегка трешовый визуальный ряд.

А еще этот фильм о том, что в таких травмирующих событиях очень важны мудрые близкие люди. И излечивать травму можно простой человеческой любовью. Очень интересно как сложится судьба главной героини в дальнейшем? Сможет ли она принять себя новую и полюбить так же, как она любила свою подругу? Смогут ли ее дети и муж принять ее обновленную. Сможет ли она сама жить в любви с собой? Очень надеюсь, что да, потому как у нее теперь есть все необходимое для этого.

Вообще, этот фильм является своего рода инструкцией по поиску себя. По аналогии с главной героиней можно вернуться в свое прошлое, в свое детство и посмотреть какой/им вы были тогда? Насколько связаны, похожи вы сегодняшние и тот ребенок, которого вы видите на фотографии в семейном альбоме? Где вы, может быть, предали этого ребенка, выбрав потребности и ожидания других людей, может быть близких, а может просто значимых и важных для себя? В какой примерно период вашей жизни что-то пошло не так, как хотелось бы? Что там произошло и почему? А что, если бы вы сделали другой выбор и приняли бы другие решения? Каким вы бы были тогда? Что изменилось бы сегодня? Поверьте, еще не поздно. Это можно исправить, изменить. Человеческая психика очень гибкая, а вы сильнее, чем вам кажется. Просто попробуйте и раскройте хотя бы маленький кусочек себя настоящего для себя сегодняшнего, и вы будете благодарны себе всю оставшуюся жизнь. Я точно знаю, я наблюдаю это каждый день, работая со своими клиентами. И это всегда удивительно красиво и сильно!

У меня на этом все. Пишите о своих инсайтах и возражениях в нашем Telegram канале - https://t.me/poymi_kino.

С вами была я, психолог Кира Дефонс.