Разборы фильмов

«Форрест Гамп», 1994, США

11.11.2022  00:00

Ты уже нашел бога? Я не знал, что его надо искать.

Писать об этом фильме - неблагодарное дело. Ведь о нем уже столько всего написано! Но именно поэтому мы и взяли этот фильм для обсуждения – он цепляет какие-то очень важные и тонкие струны души. Кому-то Форрест нравится, кого-то раздражает, кого-то восхищает. Но мало кого оставляет равнодушным.  Я предлагаю разобраться, в чем же секрет этого персонажа, и почему этот фильм стал культовым.

Это фильм об истинных ценностях, об американской мечте и о любви. Сердцем этого фильма является персонаж Форреста Гампа – «простого» наивного парня, который сидит на остановке, лопает конфеты и рассказывает историю своей жизни, а заодно и Америки второй половины 20го века случайным прохожим.

Что мы можем сказать о самом Форресте? Он искренний, открытый, очень живой, непосредственный, честный, настоящий, наивный, светлый, любящий и, кажется, очень удачливый. И мне бы хотелось в первую очередь разобраться в секрете его успеха: как социального, так и личностного. Ведь если посмотреть на него и на его историю, то что мы видим? Наивный простачок, но с добрым сердцем? Не очень умный, но очень удачливый? Он не работает, но деньги приходят? Не красавец, но у него есть его Дженни? Изгой, но его любят и у него есть Настоящие Друзья. Как это все у него получается? В чем «фишка»?

Давайте начнем с его философии. «Жизнь – это как коробка шоколадных конфет: никогда не знаешь, что там внутри». Для начала важно обратить внимание на то, что используется метафора именно конфет – т.е. чего-то приятного, вкусного и сладкого. Это означает, что первоначальная пресубпозиция позитивная, и ожидания от мира исключительно положительные. Он ждет от мира подарков и сюрпризов, а не пенделей и предательства. И это величайшая заслуга его матери, но об этом поговорим чуть позже. Он изначально настроен позитивно и не ожидает подвоха. Насколько это адекватно – вопрос. Но именно такой настрой позволяет ему справляться со многими сложностями спокойно, философски. Он фокусируется на положительных вещах и ищет во всем хорошее. Это очень эффективный фокус внимания, который позволяет ему видеть мир и жизнь иначе. Любое испытание он воспринимает как конфету и не видит в этом драмы или личного оскорбления. В этом есть свои подводные камни, но это цена, которую он платит за свое внутреннее душевное равновесие.

Второй постулат, на который опирается Форрест в своей жизненной философии, – это легкость и потоковость. Об этом нам говорит перышко, которое мы периодически наблюдаем в кадре. Он идет по жизни так же легко, как это перышко летает по воздуху, непринуждённо кружась. Это проявляется во всем - в том, как он принимает решения, как легко берется за любую работу, как относится к людям. Там, где другие заморачиваются, принимая на свой счет или опасаясь последствий, он просто берет и делает. Он идет ЗА потоком, он позволяет потоку увлекать его в самые различные ситуации. И эти ситуации приводят его к успеху. Он доверяет этому потоку, он доверяет самой Жизни, и она отплачивает ему с лихвой. Их союз, их любовь взаимны. Да, порой он сталкивается не с самыми приятными жизненными ситуациями, но его доверие и открытость миру позволяет ему преодолевать их легко, награждая его бонусами, которые он даже не всегда может адекватно оценить.

Итак, мы с вами уже имеем два секрета успеха – позитивный фокус внимания и доверие к миру.

Добавьте сюда отсутствие зацикленности на социальных и материальных ценностях, таких как деньги и статус, и вы получите свободного от предрассудков и зависимостей человека, умеющего наслаждаться жизнью и брать от нее все.

И здесь возникает вопрос – кто же такой на самом деле Феррест Гамп? Дурак, наивный Идиот, Герой или может быть Святой? Насколько он «нормальный», и обязательно ли быть таким Идиотом, чтобы достичь того, чего смог достичь он? Инфантил он или просветленная зрелая личность? Или, может, это «ошибка выжившего», и не стоит вообще примерять на себя эту историю. Это те вопросы и гипотезы, которые мы выдвигали на нашем обсуждении.

Здесь действительно присутствуют перечисленные мною архетипы – Шут-Дурак, Божественное Дитя, Герой и Святой. Это удивительный и беспроигрышный микс. Почему? Потому что архетип Дурака - очень подкупающий и близкий зрителю тип человека. Все мы так или иначе периодически попадаем в неловкие ситуации и выглядим глупо. И нам очень легко ассоциироваться с этим архетипом, тем более что он такой милый, очаровательный и непосредственный. В большинстве случаев он вызывает у нас умиление и сопереживание. Его непосредственность и наивность вызывает у нас умиление и смягчает наши сердца. Так работает архетип Дитя. А еще он честный и бесстрашный (и не важно, что в силу тугодумия), а это архетип Героя. И нам всем иногда хочется побыть таким героями и преодолеть какие-нибудь суперважные препятствия нашей жизни, даже если это поход на собеседование или просьба о повышении зарплаты. А его бескорыстность и альтруизм делает его Святым. Это наш идеализированный образ себя, наше Альтер-Эго, к которому мы стремимся всю жизнь, пытаясь преодолеть свои мелкие и меркантильные потребности… получается, что эти архетипы в совокупности сначала расслабляют нас умильными интенциями, а потом зовут в светлые прекрасные дали идеального образа. Ну как тут не поддаться очарованию момента! :) Просто и то, и другое про лучшие и светлые черты человечества. Форрест Гамп – это собирательный образ обычного человека, а не супергероя, отчаянно желающего быть хорошим и получать за это достойное вознаграждение.

Так чем же за все это платит главный герой? Одна из таких «оплат» - это то, что он является Изгоем. Он не такой, как все, он наивный и доверчивый дурачок и потому становится мишенью для нападок и издевок. Но этот фильм как раз показывает нам нашу жестокость и несправедливость по отношению к таким людям. И учит нас толерантности и принятию к таким как он, к инаковым, не таким как мы. Нам многому есть чему поучиться у таких, как Форрест. А еще фильм показывает нам, что если отнестись к таким людям с уважением и любовью, ну или хотя бы с принятием, то они могут сделать очень много хорошего и светлого в этой жизни. А ведь его могли отправить в спецшколу, забить до смерти, отвергнуть и не принять. И тогда его история была бы совсем иной.

И здесь мы подходим к самому важному ингредиенту его успеха – это его мама. Мама подарила ему самое ценное – безусловную любовь и принятие. Это древняя магия, которая защищала его от всех перипетий. Именно эта магия обеспечила ему устойчивую здоровую самооценку и чувство собственного достоинства. Он не чувствовал себя изгоем и инвалидом. Мама сумела передать ему свою уверенность в том, что он хороший, замечательный, такой же как все – уникальный и нормальный одновременно. Что то, какой он, – это НОРМАЛЬНО. Она нормализовала его инаковость и смогла поддержать его уверенность в себе и веру в жизнь. Он жил из этой концепции. У него не было идеи, что у него что-то не получится. И это очень правильные, здоровые предписания на Жизнь. Это залог успеха. «Я тебя люблю и принимаю тебя таким, какой ты есть» - это слова, которые должны повторять ежедневно своим детям все родители на свете! Это самое важное, что только может быть! Попробуйте представить, что ваши родители говорят вам это, и вы поймете, что это так.

Вспомните, с каким достоинством и легкостью он всегда отвечал на выпадки в его адрес по поводу его глупости. «Дурак дураку рознь». «Глупый – это тот, кто совершает глупые поступки». Это незаменимый навык разидентификации с ярлыками и шаблонами. Это умение следовать своему пути и своему выбору, не сравнивая и не обесценивая то, что делаешь. Это умение ценить свой выбор, свои поступки, себя. Это умение разотождествляться с мнением окружающих, это признак очень крепких и здоровых границ и устойчивого собственного мнения. Все эти навыки - следствие маминого к нему отношения. И это еще один секрет его успеха и обаяния несмотря ни на что, несмотря ни на какие его особенности. Я часто наблюдаю даже у здоровых умных успешных людей отсутствие этого навыка. И когда мы в фильме видим, как «дурачок» Форрест проделывает это с такой легкостью, появляется надежда, что у обычного человека это может получиться тем более. Это еще одно очень мощное послание зрителям от авторов фильма.

И здесь хочется сделать небольшое отступление и обратить внимание вот на какой факт. Мама убеждала Форреста в том, что он «нормальный». Но для человека нашего менталитета это может прозвучать немного странно или даже дико. Потому как в нашей культуре принято транслировать детям, что они уникальные и самые-самые лучшие, ну в крайнем случае - особенные. Таким образом в самой базе культивируется невроз. Как будто бы после такого послания нельзя быть просто хорошим. Важно быть лучшим. И пока ты не на самой вершине, ты не имеешь право расслабиться и быть счастливым. Кроме того, таким образом культивируется не только невроз обесценивания, но и исключенности. Ты особенный, ты не такой как все… здравствуй, травма отвержения и неумение быть близким, равным, быть в контакте. Как можно, ведь я особенный, я лучше, я не такой!.. И, к сожалению, это очень распространенное явление в западной культуре. И оно очень опасное. Хотелось бы, чтобы те люди, которые являются родителями, обратили на это внимание и учли это в своем взаимодействии с детьми.

Единственный момент в отношении уверенности в себе и самооценки, который говорит о том, что все-таки не все было так гладко, как хотелось бы, и на который хочется обратить внимание – это тот факт, что в друзья он, в основном, выбирал маргиналов. Видимо, здесь все-таки работает принцип «подобное притягивает подобное». Он вычислял «своих» и привязывался к ним как к своей стае. И он давал им бесконечное количество поддержки и любви – ровно столько сколько давала ему мама и он сам себе. Любопытно, что двое значимых его отношений начались в автобусе – символ совместного пути. Именно там он выбирает, с кем пройдет этот отрезок своей жизни. Просто обращаю ваше внимание на эту метафору и этот аспект.

Еще одна любопытная тема, поднятая в этом фильме и нами на обсуждении, – это тема любви. Начиная от романтической Форреста к Дженни и заканчивая любовью к миру в целом. В этом фильме очень много любви – материнская любовь, любовь к делу, которое ты делаешь, любовь к ближнему, любовь к Жизни.

Очень интересна его любовь к Дженни. По сути, я бы с трудом назвала это любовью. Я называю это словом Служение. Форрест служил Дженни. Она, возможно, его любила, но, в силу своей травмированности, любила очень своеобразно. Она считала себя недостойной его любви и потому все время сбегала и находила мужчин, воспроизводящих сценарий отношений с отцом, где был аьбюз и отвержение. Но Форрест был настолько чист в своей любви к ней, настолько далек от человеческих страстей, что она не могла это принять. Тяжело жить с дураком, но еще сложнее жить со Святым. Его любовь к ней – это противоположность тому аду, в котором она выросла и жила. Это ее теневая часть, которую она смогла принять только перед самой смертью. Как известно, в самые темные времена зарождается самый яркий свет. Так часто происходит и с людьми. Там, где мы видим пугающую тьму, зачастую прячется самый яркий свет. Это закон работы психических процессов – противоположность всегда равна своему антиподу.

А еще в этих отношениях не было равенства. Форрест в силу своей специфики отдавал ей всего себя целиком. Поэтому я назвала это не любовью, а служением. А это очень сложно для обычного человека – принять такой дар! Мужеско-женские отношения – это отношения равных. Так мы чувствуем себя уверенно и гармонично. Отношения, в которых один человек только отдает, а другой только берет – это дисфункциональные отношения, сложно переносимые для нормальных людей.

И здесь мы переходим к одному из самых интересных моментов этого фильма – к теме потребностей Форреста. На протяжении фильма создается впечатление, что у него их нет, либо они минимальны. Он как будто бы все время включен в потребности и интересы кого-то другого. Он живет по инструкции, которые ему сначала давала мама («мама умела объяснять так, чтобы я понял» (с)), потом армия, потом окружающие люди, Дженни. Он опирается на потребности и правила других людей. Единственная его потребность, которую можно сформулировать, – это потребность в любви, дружбе и близости, а также в служении людям. Он просто принимает то, что предлагает ему жизнь, и берет из этого максимум, погружаясь в процесс всем собой. Это и есть реализация метафоры перышка – легкости и потоковости. Он как перышко плывет в потоке жизни, позволяя ему нести себя, не сопротивляясь, не проламывая лбом стены, не упираясь и не цепляясь за свои зависимости. В этом разница между архетипом героя и шута. Герой прорубает себе путь мечом. Шут идет за потоком, пользуясь возможностями, которые он ему предлагает. Поэтому его путь выглядит таким удачливым и легким. Но для того, чтобы идти этим путем, нужно быть очень просветленным и реально свободным независимым человеком. Редко кто может похвастаться таким уровнем просветления и внутренней свободы.

При этом важно обратить внимание на то, что он живет в максимальном согласии с собой. Он все время проверяет на вкус предложенную ему жизнью очередную конфету. Единственный вопрос, который он задает себе, – это нравится/не нравится. В фильме мы слышим, как он рассказывает, сидя на остановке с коробкой конфет, что ему «нравилось стричь газон (будучи миллионером), следить за мячиком, собирать и разбирать оружие»… Он погружался в это всем собой целиком и получал от этого максимальное удовольствие. И это суть архетипа Ребенка.

НО! Несмотря на якобы отсутствие своих потребностей, у него была очень четкая система своих ценностей. Они были просты как три копейки, но они были незыблемы. Семья, честь, долг, дружба, честность, справедливость, жизнь… И он следовал им неукоснительно. Он шел за внешним потоком, опираясь на внутренние ориентиры. И если мы говорим о секретах его успеха, то это один из них. Идти за внешним, принимая реальность, опираясь на внутреннее.

А еще одним секретом его успеха была не-привязанность. Было совершенно очевидно, что его совершенно не интересуют социальные атрибуты успеха и материальные блага в виде денег и роскоши. Для обычного человека такая степень свободы от социальных благ, конечно, не доступна. Но чем ее больше, тем легче и успешнее будет его путь. Потому как любая привязанность и сильная зависимость будет делать этот путь колючим и болезненным. Поэтому здесь мы снова обращаемся к постулату, что путь должен определяться внутренними ценностями, но не внешними атрибутами. 

И здесь мне хочется сделать небольшое отступление и вкратце рассказать вам про теорию Кольца Восприятия для того, чтобы вы еще лучше поняли Форреста Гампа и его секрет успешности. Теория гласит, что между стимулом и реакцией человеческое сознание проходит 6 этапов. 1) восприятие факта (выглянуло солнышко), 2) инстинктивная оценка – нравится/не нравится, приятно/не приятно (солнышко – это приятно), 3) ментальная ценностная оценка – хорошо это или плохо, правильно или неправильно (солнышко – это хорошо в моей системе ценностей), 4) выработка решения, что я буду с этим делать (например, я хочу улыбнуться глядя на солнышко), 5) поиск ресурсов и мотивация (есть ли у меня сейчас возможность и ресурсы для того чтобы улыбнуться солнышку), 6) действие -  я улыбаюсь солнышку. Действие совершено, и далее мы заходим на следующий круг.

Так вот у Форреста ведущим является второй пункт. А у большинства людей, как социальных существ, превалирует третий пункт. Иными словами, наши непосредственная живая реакция очень сильно забита социальными условностями. В чем-то это оправдано и понятно. Печаль в том, что у некоторых особо «продвинутых» и правильных, второй пункт забит совсем. Человек даже не знает и не понимает, что ему нравится, а что нет. Он вообще не слышит сигналов своего тела и психики. А без этого быть счастливым и легко с удовольствием идти по жизни невозможно. Я считаю, что важно искать свой баланс между этими двумя пунктами, между условным форрестом и неким абстрактным задротом для того, чтобы уметь слышать себя и при этом не сильно противоречить социальным нормам и правилам.

Заканчивая свой разбор, мне бы хотелось обратить ваше внимание на те чувства, которые у вас вызывает персонаж Форреста Гампа, поскольку это замечательный проективный тест, выявляющий ваше отношение к таким вещам, как аутентичность, инаковость и успех. Задайте себе вопрос: какие чувства (именно чувства, а не мысли) он у вас вызывает и почему? Уверена, вы можете быть удивлены ответом, если будете честны с собой.

А по-прежнему призываю вас присоединяться к нашим онлайн обсуждениям и дискуссиям в чате канала ПоймиКино. Жду ваших ответов и размышлений.

А у меня на этом на сегодня все.

С вами была я, психолог Кира Дефонс.